5 секретов общения с трудным подростком

Содержание

Как найти общий язык с подростком: советы психолога

5 секретов общения с трудным подростком

В данной статье речь пойдет о том, как найти общий язык с подростком, как правильно разрешать конфликты, возникающие между тинейджерами и их родителями.

В любой семье в основе взаимопонимания лежит стремление каждого члена семьи уважать и прислушиваться ко всем остальным ее членам.

Воспитание подростка зависит от внутрисемейных отношений родителей, ведь часто мать и отец, имея проблемы между собой, начинают переносить их на ребенка. В итоге ребенок из полноценной личности становится предметом компенсации неудачных отношений с мужем/женой.

Именно поэтому важно учиться относиться друг к другу с терпением, пониманием и максимально оградить подростка от личных конфликтов родителей.

Как заставить подростка делать уроки?

Для того, чтобы понять, как заставить подростка делать уроки, нужно подробно выяснить его интересы, после чего доступно объяснить, чем ему может быть выгодна и полезна хорошая учеба в школе.

Тут уместны только реальные факты, которые совпадают с жизненными целями подростка, ведь правила и догмы «потому что так надо» он сразу отвергнет напрочь.

После подробного диалога дайте ребенку время осмыслить ваши доводы и принять решение.

Нередко негативное отношение к школе и ко всему, что с ней связано, вызвано проблемными отношениями со сверстниками, учителями и т. д. Родителям нужно выяснить причину возникших у ребёнка трудностей. И помочь ему преодолеть проблему.

Если подросток систематически подвергается нападкам со стороны других детей, не ждите, что проблема разрешится сама собой. Решить её, чаще всего, под силу только взрослым.

В этом им поможет статья Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста.

Обязанности подростка в семье

Для того, чтобы обязанности подростка в семье не стали источником множества конфликтов, нужно придерживаться следующих правил:

  • Договоритесь с ребенком о том, что он будет полностью отвечать за чистоту и порядок в собственной комнате. Сам следит за чистотой, сам принимает решение, когда и как сделать уборку, сам её осуществляет. Договариваясь с подростком, не забудьте обозначить рамки этих «когда» и «как».
  • Старайтесь делать уборку вместе (каждый прибирает «свою» территорию).
  • Постарайтесь не приказывать, намного эффективнее дружеское взаимодействие.
  • Не стесняйтесь просить о помощи. Пусть он почувствует, что помогает вам, как взрослый взрослому.
  • Когда это необходимо, мягко, но настойчиво напоминайте ребенку о его обязанностях. Иногда подросток просто забывает об обещаниях.
  • Создавайте дружескую атмосферу. Пусть ребенок знает, что, к примеру, совместное приготовление пищи будет дополнено дружескими беседами.

К подростковому возрасту ребенок проявляет такую склонность к поддержанию чистоты, которая была заложена в него еще с детства, поэтому резко изменить ситуацию не получится. Тут нужно терпение и понимание. Если вы будете пытаться договариваться с ребенком, то постепенно он пойдет вам навстречу.

Как предотвратить курение?

В этом возрасте дети часто начинают знакомиться с пороками взрослой жизни: сигаретами, алкоголем, наркотиками. Чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к пагубным привычкам, нужно:

  • Показать то же самое своим примером. Родители сами должны вести здоровый образ жизни.
  • Начиная с малых лет время от времени заводить с ребенком разговор на тему вредных привычек. Пусть ваши беседы происходят как бы между делом и носят познавательный характер (избегайте нотаций). Можно поделиться с ребенком находкой в виде фото из интернета, на котором изображены страшные последствия употребления вредных веществ (только фотографии подбирайте с умом, не нужно калечить детскую психику). Можно найти подходящий мультфильм или слайд, соответствующий возрасту ребенка. Можно время от времени приводить плохие примеры типа «от того дяденьки так неприятно пахло, невозможно было сидеть рядом с ним в автобусе». Со временем ребенок поймет, что тот же курильщик – это не крутой чувак, а человек с серьезным недостатком. А курение – это не просто привычка, а возможность сильно заболеть и умереть. Пусть к подростковому возрасту ребенок обладает собственным багажом знаний о серьезной опасности наркотиков, алкоголя и сигарет. Такой барьер гораздо надежнее, чем просто «нельзя».
  • Занятия спортом, хорошее питание и регулярные выезды на природу снижают тягу к курению различных веществ, так как отстраивают правильную работу организма.

Как правильно общаться с подростком?

Избежать ссор помогут несколько рекомендаций о том, как общаться с подростком правильно:

  • Уважайте его формирующуюся личность.
  • Выдерживайте правильную семейную иерархию (отец, мать, дети), но не принижайте подростка. Показывайте, что вы чувствуете за него ответственность, направляйте, но старайтесь выстраивать отношения доверительно.
  • Уважайте личное эмоциональное пространство ребенка, а также его личное помещение.
  • Не читайте лекций, выстраивайте общение в форме диалогов. Создавайте диалоги в виде «вопрос-ответ». Они будут направлять мышление подростка в сторону правильных выводов.

Что делать с трудным подростком?

Перед тем, как что-то делать с трудным подростком, обратите внимание на своё (и вашего супруга) к нему отношение, на психологическую среду, в которой растет ребенок. Трудными подростками часто становятся недолюбленные дети. Никто из родителей от этой напасти не застрахован, даже те, кто бесконечно любят своих непокорных отпрысков.

Трудно быть счастливым и развиваться правильно, когда чувствуешь себя никому не нужным, когда дома ссоры и разлад между родителями, когда в школе проблемы со сверстниками или учителями. У недолюбленных детей нет благоприятной почвы для роста и развития.

Так окружающие (и в первую очередь, родители) своими руками создают трудного подростка. Ребенок не только страдает от неправильного к нему отношения, но и оказывается виноватым во всех грехах (в «трудности» и «неправильности» окружающие обычно винят его самого).

Для исправления сложившейся ситуации родителям, в первую очередь, нужно разобраться в сути явления с говорящим названием «недолюбленные дети», тогда будет понятно, что нужно изменить в отношениях с ребенком, а также в той среде, которая его окружает. Начав работу над ошибками, не рассчитывайте на быстрый результат. Придётся по новой завоёвывать утраченное подростком доверие, лечить его своей любовью.

Даже если устранить только внутрисемейные проблемы и обеспечить ребенка любовью, пониманием, уважением и достойными советами, то обстановка в семье будет медленно, но неуклонно улучшаться. Но действовать нужно на всех фронтах, где ребенок до сих пор сражался в одиночку (помочь ему наладить отношения с окружающими, навести порядок в учебе и т. д.).

Чтобы направить подростка в нужное русло, требуется определенное сочетание действий:

  • Качественный пример родителей.
  • Одновременно и доброе отношение, и жесткая дисциплина со стороны отца.
  • Терпение и любовь матери.

Справедливости ради стоит сказать, что трудным подросток может стать и в силу других обстоятельств: наследственности, болезни и т. д. В этом случае родителям также не стоит отчаиваться, нужно постараться исправить ситуацию, насколько это возможно.

Как улучшить отношения?

Нужно дать ребенку почувствовать, что его любят без всяких условий. Ни оценки, ни мнения окружающих – ничто не сможет уменьшить родительскую любовь.

Родитель должен убедить подростка в простой истине: мама и папа —  самые преданные друзья и защитники своего ребенка. Они будут биться до последнего, будут защищать своего отпрыска даже в тех ситуациях, когда он не прав.

Поэтому с любой бедой, с любой проблемой подросток, в первую очередь, должен идти к своим родителям.

Пусть они будут ругать за проступок, но сделают всё возможное и невозможное, чтобы вытащить своего ребенка из болота неприятностей.

Нужно стремиться к созданию между родителями и подростком доверительных отношений. Необходимо общаться не только на важные темы, которые к тому же часто бывают неприятными для обеих сторон. Нужно как можно чаще общаться на дружеской волне, стремиться к тому, чтобы совместное времяпровождение приносило удовольствие всем членам семьи (поход в кинотеатр, поездка на экскурсию и т. д.).

Нужно дружить с ребенком, проявлять интерес к его увлечениям, вместе обсуждать какие-то события (например, сюжет нового фильма), иногда разговаривать по душам. Благодаря дружескому общению подросток станет ценить ваше мнение и прислушиваться к вашим советам (в противовес приказам, которые очень часто воспринимаются тинейджерами крайне негативно).

Как наладить отношения с дочерью подростком?

Отношения с дочерью подростком нужно наладить, в первую очередь, матери. Идеальная мать – это мама-подруга. К ней обращаются за советом, у неё ищут поддержки, ей доверяют тайны и вместе с ней принимают важные решения.

Задача любящей матери – как можно лучше подготовить свою дочь к самостоятельной жизни. Нужно научить подростка ведению домашнего хозяйства, потому что во взрослой жизни девушки-неумёхи сталкиваются с большим количеством проблем.

Заметив отсутствие полезных навыков, окружающие обычно не скупятся на колкие замечания, с готовностью весят на молодую женщину ярлык неряхи или плохой хозяйки, чем ранят её самолюбие.

Неопытность хозяйки, а также её нежелание выполнять исконно женские обязанности, часто становятся причиной конфликтов в молодой семье.

Мамина задача – правильно сориентировать дочь, объяснить ей, как устроена жизнь, и научить девушку всему необходимому.

Отец должен обеспечить дочери чувство защищенности, должен одобрять и поощрять приобретение полезных навыков, служить примером, на который девушка будет ориентироваться при выборе спутника жизни.

Родители на примере своей семьи должны показать девушке правильную модель взаимоотношений в «ячейке общества».

Как наладить отношения с сыном подростком?

В первую очередь, отношения с сыном подростком должен наладить отец, так как мужские качества в молодом человеке может развить только мужчина. Отцу нужно постараться установить с сыном спокойные, доверительные отношения, рассказать ему, как устроен мир мужчин, как нужно вести себя, чтобы уважали окружающие, предложить помощь в случае возникновения каких-либо проблем.

Отец должен научить мальчика мужским работам по дому. Если в семье есть автомобиль или мотоцикл, стоит подготовить подростка к сдаче экзаменов на права, а также научить осуществлять ремонт транспортных средств. Для многих молодых людей перспектива водить автомобиль или мотоцикл очень заманчива, поэтому не стоит упускать такую возможность подружиться с сыном и завоевать у него авторитет.

Отец своим примером показывает сыну, каким должен быть мужчина, какой должна быть мужская жизнь. Если глава семейства имеет вредные привычки, то нет ничего удивительного в том, что сын рано или поздно скопирует поведение отца.

У мамы, по-прежнему, очень важная роль – любить, заботиться и оберегать своё подросшее чадо. Мама – это эталон женского поведения. Многие молодые люди в будущем при выборе спутницы жизни возьмут за образец поведение своей матери.

Любовь и забота способны творить чудеса, им под силу спасти любую семью, исправить самые сложные отношения. Не опускайте руки в сложной ситуации, ищите выход как самостоятельно, так и с помощью специалистов (психолога, психотерапевта и т. д.). Дерзайте, и у вас всё получится!

Также родителям подростков рекомендуем прочитать статью Как отцу правильно воспитывать мальчика: советы психолога. Статья интересная, в числе прочего содержит подробно описанный пример быстрого и безболезненного отучения ребёнка от вредной привычки (разбрасывать по комнате грязные носки). Таким же способом можно действовать и в других случаях. Мамам эти советы тоже пригодятся.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.

Источник: http://onamila.ru/kak-nayti-s-podrostkom-obshhiy-yazyik.html

Как справиться с «невыносимым» трудным подростком. Пять простых правил

5 секретов общения с трудным подростком

Фото — Игорь Зарембо. РИА Новости.

Трудный ребенок — для многих детей это звучит как приговор. Взрослые, устав бороться, просто пускают воспитание на самотек, думая, что все равно усилия бесполезны. Эта ситуация усугубляется в случае с детьми, попавшими в детский дом. Работники детских организаций не знают, что делать с неподдающимися подростками — давят, требуют послушания, а толку нет. В итоге воспитатели опускают руки.

При этом специалисты уверены, что неблагополучными дети становятся всегда по вине взрослых.

«Надо осознать, что малыша вырывают из привычного уклада жизни и отдают в детский дом. Это тяжелая травма, с которой должны работать специалисты. Тогда у ребенка есть шанс пережить ее и пойти дальше», — рассказала директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова.

Ребенка приводят в детский дом и говорят, что все будет хорошо, а он переживает стресс. Маленький человек жил в своем мире, и неважно, была это просторная квартира или грязный подвал. Ему было все понятно и знакомо, привычно, были свои обязанности, права, свои игрушки, своя жизнь.

Неожиданно он оказывается в чужом месте, где все уверяют, что теперь будет хорошо. А он не понимает, что было плохо. И вокруг такие же одинокие и озлобленные дети. Ходят взрослые люди, которые твердят, что знают, как сделать его жизнь лучше, и очень удивляются, почему он ведет себя плохо, не ценит то, что ему дают.

Однако ситуация не безнадежна — есть конкретные инструменты и практики. Эксперты выделили пять основных правил.

Создание для детей безопасной семейной среды

Очень важно, чтобы у ребенка появился взрослый, которому можно доверять, которому не все равно, что происходит, даже, когда его нет рядом. Поэтому в детских домах группы должны быть малочисленными и разновозрастными, как это бывает и в обычных семьях. За каждой закреплен постоянный воспитатель, который старается исходить из потребностей ребенка, а не из правил.

«Необходимо дать этим детям квалифицированную поддержку, сочувствие, соучастие в их жизни — индивидуализировать работу. И тогда дети меняются на глазах, у них появляется ощущение тыла, они способны и готовы идти дальше», — подчеркнула Леонова.

В детских домах сложился системный подход: ты должен вести себя, как все. Сейчас всего 10% детей из детских домов социализируются. Потому что для развития ребенка должны быть созданы определенные условия — не детей подгонять под программу, а программу под детей, считают специалисты.

Удовлетворение потребностей в развитии и преодоление задержек развития

Перекосы в воспитании приводят к перекосам в развитии личности. Например, акцент на интеллектуальном развитии оставляет другие сферы личности в зачаточном состоянии. Ребенок не по возрасту разумен, эрудирован, но совершенно не умеет общаться с ровесниками, сопереживать, не выдерживает элементарных физических нагрузок.

Или подросток, который оказался без попечения взрослых.

В большинстве случаев, это абсолютно безграмотный человек, который также не способен сочувствовать, сопереживать, отношения с другими строит на базовых инстинктах: агрессия, лидерство через страх.

Недостатки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития такой подросток компенсирует гиперсексуальностью, обращают внимание эксперты. Подобные перекосы осложняют адаптацию в обществе.

Для гармоничного развития в ребенке нужно развивать все грани личности – эмоциональную, социальную, нравственную, сексуальную и физическую. Фото —  Виталий Аньков. РИА Новости

Именно от взрослого человека зависит, сможет ли ребенок социализироваться, нормально развивать свои качества. Дети смотрят вокруг и делают свои выводы.

«Если меня оскорбляют и я боюсь этого человека, то какой вывод я сделаю — надо оскорблять, чтобы тебя боялись. Дети вырастают такими, какими мы их растим. Поэтому мы должны знать, что надо, а что не надо делать», — подчеркнула Светлана Миллер, руководитель проекта «Семейная помощь».

Поддержание связи между детьми и их биологическими семьями

Для самоидентификации личности ребенку необходимо знать свое происхождение.

«Я всегда говорю, что каждый ребенок, даже из неблагополучной семьи, должен знать свое прошлое. Мне возражают: зачем ребенку знать подробности жизни пьющих родителей или про мать, подрабатывающую проституткой?» — рассказывает Миллер.

По ее словам, если говорить ребенку, что твои родители алкоголики и тунеядцы и даже внимания не стоят, то у него возникает вопрос: а я тогда кто? Ребенок может прийти к выводу, что станет таким же, как родители, и бесполезно стараться.

Надо понять, что у ребенка в той жизни было хорошее, и нужно это откопать и рассказать, подчеркивает она. Например, мама в свое время хорошо училась, отец был перспективным спортсменом.

Обеспечение защиты и безопасности ребенка

«Сколько времени вы тратите на то, чтобы ругать ребенка? Целыми днями! А сколько времени уходит на похвалу? Порой ни минуты. А хвалить нужно! И всегда есть за что. На этой неделе двоек меньше, чем на предыдущей, — молодец», — делится опытом Светлана Миллер.

Специалисты сетуют, что подчас даже кровные родители не знают, о чем говорить с собственным ребенком кроме школы и выполненных поручений. Как итог у подростка нет никого, кто бы его оценил и защитил. Поэтому дети уходят на улицу или погружаются в мир игр, где, если что-то не получилось, можно пройти уровень заново, где похвалят за количество набранных очков.

Основы воспитания — забота, внимание, соучастие. Но необходимо понимать, что перед вами не просто ребенок — личность, и его интересы также важны.

Нужно ли ему сейчас помочь или лучше отойти в сторону и не влезать в личное пространство? При этом есть границы, которые порой просто необходимо нарушить: например, визит к врачу не всегда может быть приятным для ребенка, но если он необходим, стоит объяснить причины и цель данного действия.

Взаимодействие с другими членами команды

Самое важное в работе с детьми в детских домах — подготовленность взрослых. Поэтому особое внимание уделяется именно обучению воспитателей и педагогов детских учреждений.

«Проработав почти год с детьми, мы поняли, что почти ничего не происходит, наши усилия дают нулевой результат», — рассказывает Анна Орлова, генеральный директор благотворительного фонда «Открывая горизонты».

Причина оказалась на удивление простой. «Мы приезжаем в детский дом, нам отдают детей и воспитатели уходят, им даже неинтересно, что там происходит. Можем часами убеждать подростков, что надо быть коммуникабельными, проявлять лидерские качества, но дети возвращаются к воспитателю, который говорит им то, что считает нужным», — говорит она.

По словам Анны, многие педагоги воспринимают тренинги как досуг для детей и возможность отдохнуть от них. Вкладывать в подростков бесполезно, пока не задействованы люди, которые с ними работают, уверены специалисты.

Все, кто имеют отношение к ребенку — воспитатели, родители, педагоги, представители власти, — должны действовать сообща, а не тянуть каждый в свою сторону. Тут как никогда актуальна басня «Лебедь, Щука и Рак».

Светлана Миллер, руководитель проекта «Семейная помощь». Фото предоставлено организаторами практической конференции PRO-подростков.

От интернатов — к семейным детским домам

Соблюдение таких простых правил может в корне изменить отношения между ребенком и взрослыми.

«Как только начинаешь принимать ребенка и перенаправлять свое внимание в своем общении с ним, через какое-то время изменяется отношение, подросток начинает учиться лучше. Постепенно исправляется и поведение», — делится Мария Малкина, PR-директор фонда «Солнечный город».

Система интернатов существует не один десяток лет, система образования — и того больше. Безусловно, резко изменить такую многолетнюю конструкцию сложно. Но это вполне реально, уверены специалисты.

Необходимость сделать это понимают даже в органах власти. В постановлении правительства РФ №481 изменили систему интернатов к лучшему: основная мысль заключается в том, что детские дома должны стремиться к семейному типу.

Чтобы развивать новую систему взаимодействия воспитателей с детьми, представители фонда «Солнечный город» в рамках проекта «Наука правильной заботы» ездят по детским домам и работают с персоналом.

По словам Марии Малкиной, процесс обучения взаимный: «Мы становимся партнерами — даем свое, а они — свое. Синергия получается, в результате которой выигрывают все — и взрослые, и дети».

В одном из детских домов Новосибирска не так давно начали применять эту технологию взаимодействия между воспитателями и детьми. Внешне это учреждение ничем не отличается от других, но дети в нем стали другими — они более открытые, общительные, любознательные, уверяют представители фондов.

«Воспитатели не дергают детей, не давят авторитетом. Дети не боятся их. При этом могут направить их, что-то ненавязчиво подсказать. Это говорит о том, что есть смысл для остальных детских домов перенимать эти принципы в своей работе. Результат есть, это факт», — заключила Малкина.

РИА Новости

В рамках совместного с МегаФон проекта «Будущее зависит от тебя» мы публикуем видеоанкеты подростков, которым также, как и малышам, очень нужны семьи. Не каждый может взять ребенка в семью, но каждый может дать им шанс, поделившись анкетой в социальных сетях: присоединяйтесь к сервису «Ангелы-Хранители» и помогайте детям обретать любящие семьи.

Источник: https://changeonelife.ru/2017/10/02/kak-spravit-sya-s-nevy-nosimy-m-trudny-m-podrostkom-pyat-prosty-h-pravil/

Трудный подросток: что делать родителям и педагогам?

5 секретов общения с трудным подростком

Асоциальное подростковое поведение – это отражение ошибок взрослых: родителей, учителей. Понятие «трудный» применяют к ребенку, если он плохо учится, чаще других вступает в конфликты со сверстниками, учителями, родителями, агрессивен, решает проблемы кулаками. В группу риска дети попадают, если были случаи воровства, лжи, употребления психоактивных веществ.

Довольно часто такое поведение подростка вызвано чувством своей несвободы. Это внутренний конфликт: «Я уже взрослый, а мне ничего нельзя». Но прежде чем делать конкретные выводы, определять подходящие коррекционные мероприятия, нужно понять причины отклоняющегося поведения.

Физиологические нарушения:

  • Нарушения внутриутробного развития плода, родовые травмы.
  • Нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, эпилепсия.
  • Психические расстройства.
  • Нарушения полового созревания.
  • Умственная отсталость или пограничные заболевания.

Социальные причины:

  • Семейные конфликты, развод родителей; многодетные семьи.
  • Неблагополучные родители – алкоголизм, наркомания, попустительский стиль воспитания, жестокое обращение.
  • Психолого-педагогическая запущенность; неадекватный стиль обучения и воспитания в школе; трудная учебная программа.

Психологические проблемы:

  • Нарушение эмоционально – волевой сферы.
  • Непринятие подростка социальной средой: сверстниками, педагогами, родителями.
  • Инфантильность, незрелость самосознания.
  • Личностный кризис, конфликт уровня притязаний.

Что нужно делать педагогам?

Сначала необходимо изучение семейной обстановки, работа с родителями, близкими ребенка. Далее нужно исследовать и понять, каково социальное окружение сложного подростка. Классный руководитель, психолог и социальный работник должны наладить с ребенком общение, найти точки соприкосновения.

Вся работа с семьей, самим подростком ведется планомерно. В этой работе участвуют весь педагогический состав, родители. Выявив причины, составляется план и проводится коррекционная работа. В нее входят:

  • Индивидуальные и групповые консультации, как с детьми, так и с семьей.
  • Тренинги, беседы, дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, элементы психодрамы.
  • В некоторых случаях возможен психоанализ. Эта работа проводится психотерапевтом со специальной подготовкой.
  • Возможно, понадобится консультация психиатра и назначение медикаментозного лечения после постановки диагноза.

Советы родителям

  • Создайте благоприятную атмосферу. Выработайте режим отдыха и труда. Ребенок претерпевает серьезные физиологические изменения, ему и так сейчас очень трудно.
  • Поймите, в этом возрасте на первое место выходит общение с друзьями.
  • Общайтесь с детьми постоянно и всегда. Не только когда начнутся проблемы, а с пеленок. Это как профилактика отклоняющегося поведения в будущем.
  • Не старайтесь навязать свой тип мышления, свою точку зрения. Подсказывайте, объясняйте без нравоучений. Дети должны чувствовать, что их мнение в семье значимо.
  • Ребенок в подростковом возрасте начинает оценивать уровень успешности родителей. Ваше отношение к работе, семейным обязанностям, супругам подросток копирует и переносит в свою личную взрослую жизнь.
  • Научите ребенка решать конфликты с ровесниками, взрослыми. Покажите приемы грамотного разрешения споров.
  • Вредные привычки формируются в той семье, где они практикуются. Подросток в сотни раз реже пробует алкоголь, табак, наркотики, если родители ведут здоровый образ жизни.
  • Поднимайте половые вопросы. Лучше ребенок получит знания об этой стороне жизни из уст родных и близких, нежели от друзей, на улице.

О трудных подростках и работе с ними очень наглядно объяснил Жак Фреско.

Это 99-летний производственный инженер, промышленный дизайнер, основатель проекта «Венера», друг и ученик А. Эйнштейна.

Однажды он работал в одном неблагополучном районе Нью-Йорка в школе для трудных подростков. Он решил понаблюдать за тем, как в этом месте работают педагоги с плохими подростками.

Фреско спрятал записывающее устройство в одном из кабинетов. Социальный работник проводил беседу с учеником по факту сделанного подростком пистолета из водопроводных труб. Педагог изъял у мальчика самопал и отругал его: «Ты можешь глаза кого-нибудь лишить! Хочешь в тюрьму?! О родителях подумай!» Мальчик в ответ молчал.

Соцработник ушел, а парень сказал своему другу: «Ну и дурак!» — это он про соцработника.

Тогда Фреско пошел к педагогу и спросил:

— Ну как, вы поладили с Джонни?

Тот ответил:

— Да! Мы отлично поговорили. Думаю, мы нашли общий язык.

Фреско:

— Почему вы так решили?

Педагог:

— Я чувствую это интуитивно.

Тогда Жак дал ему послушать запись и соцработник разозлился:

— Вот неблагодарный! Как же так?

Фреско предложил соцработнику понаблюдать за ним. Жак пришел на встречу с детьми. Достал тот самый самопал и спросил:

— Это ты его сделал, Джонни?

Джонни:

— Да, я уже говорил, что он мой. Что еще надо?

Фреско повертел в руках пистолет и покачал головой.

Джонни:

— А что такое?

Фреско:

— Иди сюда. Смотри: этот, блин, баек скошен на 3 мм от центра!

Джонни:

— Да?..

Фреско:

— Если поставить две шайбы с этой стороны, тогда баек встанет точно по центру.

Джонни:

— Эй, ты тут работаешь?

Фреско:

— Что? Я? С этими дураками?! Не-ет.

Джонни:

— Можно я приведу сюда своих друзей?

Какой вывод? Вы, как взрослые, учителя, психологи, должны общаться с детьми на их языке. Это и называется «найти общий язык». Заслужите их доверие, расположите и станьте для них авторитетом. Общайтесь с точки зрения их интересов, а не своих.

Настоящее обучение и воспитание должно быть связано с реальным миром. Общение с трудными подростками «по учебнику» не принесет  результата.

Эксперимент Жака Фреско в той школе для очень сложных детей продолжился. Он принес детям другой пистолет:

— Я сделал его сам.

Дети удивились:

— Ух, ты! А как нам так научиться?

Фреско:

— Вам надо научиться чертить. Чтобы сделать пистолет, надо нарисовать его в трех проекциях.

Так, начав с обучения чертежам пистолета, он научил детей чертить водные лыжи и многое другое. Сегодня многие из них работают конструкторами.

А Жаку говорили, что IQ этих детей что-то около 50-55. До них никто не достучится. Как можно проверять коэффициент детей тестами, которые были составлены людьми в других жизненных условиях?

Источник: https://psychologyc.ru/rabota-s-trudnymi-podrostkami/

Как справиться с

5 секретов общения с трудным подростком

Как не искалечить “сложных” детей, попавших в детский дом, исправить ошибки в развитии и дать надежду на полноценную жизнь, рассказали специалисты из благотворительных фондов “Солнечный город”, “Открывая горизонты” и “Измени одну жизнь” в рамках практической конференции PRO-подростков.

Трудный ребенок — для многих детей это звучит как приговор. Взрослые, устав бороться, просто пускают воспитание на самотек, думая, что все равно усилия бесполезны. Эта ситуация усугубляется в случае с детьми, попавшими в детский дом. Работники детских организаций не знают, что делать с неподдающимися подростками — давят, требуют послушания, а толку нет. В итоге воспитатели опускают руки.

При этом специалисты уверены, что неблагополучными дети становятся всегда по вине взрослых.

“Надо осознать, что малыша вырывают из привычного уклада жизни и отдают в детский дом. Это тяжелая травма, с которой должны работать специалисты. Тогда у ребенка есть шанс пережить ее и пойти дальше”, — рассказала исполнительный директор фонда “Измени одну жизнь” Яна Леонова.

Ребенка приводят в детский дом и говорят, что все будет хорошо, а он переживает стресс. Маленький человек жил в своем мире, и неважно, была это просторная квартира или грязный подвал. Ему было все понятно и знакомо, привычно, были свои обязанности, права, свои игрушки, своя жизнь.

Неожиданно он оказывается в чужом месте, где все уверяют, что теперь будет хорошо. А он не понимает, что было плохо. И вокруг такие же одинокие и озлобленные дети. Ходят взрослые люди, которые твердят, что знают, как сделать его жизнь лучше, и очень удивляются, почему он ведет себя плохо, не ценит то, что ему дают.

Однако ситуация не безнадежна — есть конкретные инструменты и практики. Эксперты выделили пять основных правил.

Поддержание связи между детьми и их биологическими семьями

Для самоидентификации личности ребенку необходимо знать свое происхождение.

“Я всегда говорю, что каждый ребенок, даже из неблагополучной семьи, должен знать свое прошлое. Мне возражают: зачем ребенку знать подробности жизни пьющих родителей или про мать, подрабатывающую проституткой?” — рассказывает Миллер.

По ее словам, если говорить ребенку, что твои родители алкоголики и тунеядцы и даже внимания не стоят, то у него возникает вопрос: а я тогда кто? Ребенок может прийти к выводу, что станет таким же, как родители, и бесполезно стараться.

Надо понять, что у ребенка в той жизни было хорошее, и нужно это откопать и рассказать, подчеркивает она. Например, мама в свое время хорошо училась, отец был перспективным спортсменом.

От интернатов — к семейным детским домам

Соблюдение таких простых правил может в корне изменить отношения между ребенком и взрослыми.

“Как только начинаешь принимать ребенка и перенаправлять свое внимание в своем общении с ним, через какое-то время изменяется отношение, подросток начинает учиться лучше. Постепенно исправляется и поведение”, — делится Мария Малкина, PR-директор фонда “Солнечный город”.

Система интернатов существует не один десяток лет, система образования — и того больше. Безусловно, резко изменить такую многолетнюю конструкцию сложно. Но это вполне реально, уверены специалисты.

Необходимость сделать это понимают даже в органах власти. В постановлении правительства РФ №481 изменили систему интернатов к лучшему: основная мысль заключается в том, что детские дома должны стремиться к семейному типу.

Чтобы развивать новую систему взаимодействия воспитателей с детьми, представители фонда “Солнечный город” в рамках проекта “Наука правильной заботы” ездят по детским домам и работают с персоналом.

По словам Марии Малкиной, процесс обучения взаимный: “Мы становимся партнерами — даем свое, а они — свое. Синергия получается, в результате которой выигрывают все — и взрослые, и дети”.

В одном из детских домов Новосибирска не так давно начали применять эту технологию взаимодействия между воспитателями и детьми. Внешне это учреждение ничем не отличается от других, но дети в нем стали другими — они более открытые, общительные, любознательные, уверяют представители фондов.

“Воспитатели не дергают детей, не давят авторитетом. Дети не боятся их. При этом могут направить их, что-то ненавязчиво подсказать. Это говорит о том, что есть смысл для остальных детских домов перенимать эти принципы в своей работе. Результат есть, это факт”, — заключила Малкина.

Алина Курамшина

Источник: https://ria.ru/sn_childhood/20170929/1505892767.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.