5 вещей, которые нужно рассказать ребенку о деньгах

Содержание

Как говорить с детьми о деньгах

5 вещей, которые нужно рассказать ребенку о деньгах

Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды».

Западные социальные психологи поддержат вас, когда вы соберётесь рассказать, как начисляются проценты по вкладам.

Согласно науке, экономические представления развиваются у людей не оттого, что кому-то вчера исполнилось девять, а лишь благодаря личному опыту обращения с деньгами и грамотным напутствиям, летящим вдогонку.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Обсуждая, почему копейка рубль бережет, кроме собственно образовательной задачи мы решаем еще одну: избавляем ребенка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег.

С раннего детства человек оказывается окруженным экономическими понятиями, он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером.

Уже с двух лет в детских садиках играют в магазин, устраивают ярмарки и распродажи кубиков.

Наиболее сильное влияние оказывает отец, который приходит с работы за полночь в маске, с чемоданом в руках и говорит: «Деньги не пахнут, сынок!»

Недавно польские ученые провели исследование, которое показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги не только как инструмент, но и как нечто эмоционально значимое.

Руководитель экспериментов профессор психологии Томаш Залескевич (Tomasz Zaleskiewicz) предлагает разговаривать с детьми о деньгах в рациональном ключе: «Со временем дети, которые не получают прямых ответов, как правило, думают о деньгах в чисто символическом плане, придавая им больший эмоциональный вес, чем оно того стоит. Они могут в конце концов смотреть на мир сквозь призму издержек и выгод, а все прочие социальные правила уйдут на второй план».

Так что теперь в супермаркете вы не просто вертите в руках кусок сыра и откладываете его со вдохом «Ох, дорого!».

Но убедившись, что ребенок стоит рядом, вы объясняете, что выгоднее будет затариться плавленными сырками на месяц, чем съесть вон тот один со вкусом санкций. Можете пройтись и сравнить цены, а потом обсудить бюджет семьи.

Мы пообщались с педагогом и психологом Ириной Беляевой и психологом Анастасией Лындиной и составили список того, что важно не упустить из виду, занимаясь экономическим воспитанием ребенка.

1. Деньги — это ресурс

Ресурс необходимый, но он не должен вызывать какие-то особенные эмоции. Его можно сравнить с водой в кране. То есть она должна быть, но прыгать от радости, заметив, что в ванне хороший напор — странное дело. И в сезон отключения горячей воды мало кто будет посыпать пеплом голову. Ее просто поливают водой из чайника.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Деньги не должны быть предметом манипуляций, как и то, что мы даем ребенку крышу над головой, кормим его и покупаем вон те модные штанишки с уточкой. Все это даром, базово, безвозмездно и никак не может быть рычагом воздействия: «Ага, тройбан по физике! Вот и приплыли твои карманные денежки! Кстати, я решил продать твой старый велик, чтобы наладить обучение».

3. Избегайте крайностей

Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Все дурацкие шутки про то, что блондинки добывают наличность из тумбочки, дети воспринимают буквально.

5. Определитесь со своим отношением к деньгам

Если в семье принято считать, что деньги — грязные, честным трудом на отпуск в Турции не заработать, а социальное пособие — звучит гордо, то семья свои ценности каким-то образом ребенку передаст. То есть тут имеет смысл разобраться с собственной моралью и исключить дополнительные смыслы, навешанные на предметы вместе с ценниками.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Это значит не разыгрывать никаких спектаклей, если ребенок просит купить мороженого. Не должно быть ни агрессии: «Ишь, чего захотел, да как в тебя влезет целый рожок?», ни попыток прибедняться: «Мать в старом плаще третий год гуляет, а ты, морда, мороженое лопаешь!», ни оправданий: «Извини, малыш, я непутевый отец, не смог скопить на лакомство. Мне вообще не везет».

7. Даже если вы не входите в список «Форбс», дайте ребенку понять, что в целом в мире все спокойно, деньги есть

Когда мать, озабоченная ранним кариесом, сообщает, что у нее на конфеты «нет денег», у ребенка может появиться некоторое волнение: «Может, они меня вообще и гречкой прокормить не смогут?» Да, детям комфортно в мире, где всего хватает: и еды, и сладостей, и развлечений. Когда мы вместе с программой «Россия в кризисе» расшатываем детскую уверенность в изобильности мира, ребенок может проверять нас на прочность. Просить какой-то дряни, игрушек и еще зеленую собаку. Так он хочет снять тревогу.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Есть деньги — даем, нет — не даем, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась.

Если ребенок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешевый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключенным к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»

9. Если вся семья экономит, то ребенка тоже не помешает привлечь к общему процессу

Пусть он хотя бы перестанет есть шоколадное фондю на завтрак.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Вот здесь вся семья может сесть за стол и определить свои основные ценности и условия. Что для вас вообще важно, а от чего легко можно отказаться. Тут внезапно может всплыть, что этот ремонт вообще никому никуда не сдался, и вы внезапно отправляетесь путешествовать по Индии.

11. Покажите младшему, как вы планируете бюджет

Распишите все пункты, куда ушли деньги, которые он хотел отложить на покупку подводной лодки. Покажите программу в своем смартфоне со статьями расходов: «Свекла — 87 р. Хлеб — 70 р.» Предложите ему принять участие. Ок, пусть впишет туда подводную лодку и посмотрит, как это изменит ваш рацион.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

И раньше определенного возраста ребенка обсуждать активы по степени ликвидности будет сложно. Но с 6-7 лет необходимо говорить о рекламе, о финансовых успехах или крупных банкротствах, дать первые экономические знания.

Вместе с этим порассуждайте о том, что вообще ценится в мире, за что платят, кому, что тебе дают деньги, что можно купить, а что нет. Тут разговор придет наверняка к любви, дружбе и счастью, и вопрос, что лучше — частный самолет без друзей или друзья без самолета, оставьте для дебатов.

Заодно можно рассказать о своей работе, почему вы сделали такой выбор в карьере, и что для вы цените в своей должности расклейщика объявлений.

13. С шести-семи лет также нужно выдавать карманные деньги

Опять же регулярно и безусловно. Можно подсказать, помочь советом, но вообще здорово дать возможность где-то ошибиться и столкнуться с последствиями. То есть если ребенок проиграл все деньги в азартные игры, не нужно тут же возмещать потери. Да, кстати, тут же можно сообщить, что на телефоне у него совершенно реальные деньги, хотя он их сейчас и не видит.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Пусть у вас в шкафу поселятся «Монополия» и «Денежный поток». Можно устраивать ролевые игры с нарезанной бумагой в качестве ценных бумаг. Ребенок строит фабрики, а вы правитель, который выдает кредиты и собирает налоги.

15. С восьми-десяти лет организовывайте любопытные разговоры о мировой экономике и банковской системе

Похвалитесь своей пластиковой карточкой, расскажите про кредитку. Сидя в ресторане, раскройте тему сервиса, который вам оказывают, порассуждайте, что это вообще за сервис такой, если вам отказались греть салат в микроволновке, сколько такие услуги могут стоить.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год

Если в шесть лет, играя в ярмарку, дети покупают друг у друга любой сложенный фантик, и все счастливы, то в 12-лет они хорошо осознают, что не всякий фантик у тебя купят.

Услуга должна превосходить конкурентов либо по идее, либо по качеству.

Ирина Беляева рекомендует с 11-12 лет отправлять детей на подработку: гулять собакой соседской старушки, монтировать видео, набирать тексты или учить детсадовцев счету на пальцах.

Все эти советы позволят вам вырастить такого человека, у которого будет приятно занять немного денег до пятницы.

Источник: https://mel.fm/dengi/9836421-money_kids

5 вещей о деньгах, которые нужно рассказать детям

5 вещей, которые нужно рассказать ребенку о деньгах

Детям нужны деньги, и вы, скорее всего, их даете – на обед, на оплату занятий в кружках, на развлечения, наконец. Но чтобы они умели разумно тратить средства, важно уже с детства учить их ценить деньги. 

Конечно, лучше всего учить детей быть финансово независимыми, а не просто давать им деньги. Важно говорить о деньгах с самого детства, как только ребенок начинает интересоваться этим вопросом. Надо побуждать детей учиться экономить, а позже можно привить правильные финансовые навыки, давая деньги на карманные расходы и советуя, как лучше их потратить.

Мы подготовили несколько советов о том, как привить детям навыки обращения с финансами и как помочь им разобраться в вопросах, связанных с семейным бюджетом.

1) Говорите о деньгах

Избегая разговоров о деньгах, родители оказывают своим детям медвежью услугу. Ребенок может посчитать, что деньги не важны и не стоят обсуждения или эта тема является в семье табу. Или еще хуже – у него может возникнуть ощущение, что деньги растут на деревьях.

Такое отношение часто формируется у детей, которым родители не объяснили, как зарабатываются деньги, не научили, что их надо экономить и что у каждого предмета или игрушки есть своя цена. Дети должны принимать самостоятельные финансовые решения уже в школе, получив первые карманные деньги, поэтому разговоры на тему финансов откладывать не стоит.

2) Мотивируйте детей

Разбираться в финансовых вопросах детям помогают различные мотивирующие мероприятия. Например, можно установить вознаграждение за дополнительную помощь родителям и за проявление инициативы в домашних делах, одновременно побуждая откладывать эту сумму на покупку какой-то ценной вещи, которую ребенку хочется получить.

Обучение целенаправленному и терпеливому накапливанию средств на что-то очень желанное, но дорогое, например на компьютер или велосипед, может стать неоценимым вкладом в формирование отношения вашего ребенка к деньгам и сбережениям.

3) Побуждайте детей к накоплениям

Поощряйте своего ребенка к накоплению определенной денежной суммы. Если вы сами копите на будущее ребенка, например на учебу в университете, расскажите ему об этом и объясните, зачем вы это делаете.

Побуждайте ребенка самостоятельно интересоваться этими накоплениями и вести подсчет. Поощряйте отказ от мечты, например от покупки новейшей игровой консоли только по той причине, что такая штука есть у друга.

Лучше эту сумму с согласия ребенка перечислить на его накопительный счет.

4) Научите экономить

Один из важнейших уроков для детей – научиться экономить деньги.

По мере взросления ребенка и выделения ему карманных денег (обычно мы начинаем это делать, когда дети поступают в школу), нужно вести беседы о том, почему важно экономить и не тратить все деньги сразу, а также не использовать их на пустяки и ненужные вещи.

Говоря о ненужных вещах… Мы все знаем, насколько быстро дети вырастают не только из своей одежды, но и из игрушек – педальный автомобиль или кукольная кухня вскоре покрываются пылью, потому что на их место приходят новые, гораздо более соответствующие возрасту увлечения.

Может быть, старые игрушки за символическую плату можно отдать младшей сестричке одноклассника, а более крупные вещи, возможно, есть смысл предложить на одном из сайтов публичных объявлений. Вырученные деньги ваш ребенок снова сможет добавить к накоплениям на покупку вещи своей мечты или даже поучаствовать в накоплении средств на обучение, позволив зачислить эту сумму на накопительный счет.

5) Подавайте пример

Все уроки быстро забываются, если родители сами не подают хороший пример. Поэтому необходимо привлекать ребенка к обсуждению семейных финансовых вопросов – по крайней мере, в той степени, в которой он способен их понять. Ребенок должен знать, что не каждый поход в магазин обязательно означает покупку сладостей или новой игрушки.

Точно так же и с тратой определенной суммы денег. Расскажите, сколько часов вам надо работать, чтобы купить все то, что вы только что принесли из магазина и положили в холодильник.

В свою очередь, дети более старшего возраста и подростки уже могут участвовать в дискуссиях о семейном бюджете и в принятии решений, на какие именно крупные покупки или путешествия вы будете копить деньги.

Детям нужно объяснить, как распределяются семейные средства, рассказать, сколько вы заплатили по счетам за коммунальные услуги, сколько потратили на продукты и горючее, и позволить им самим посчитать, какую сумму все это вместе составляет.

*Перечисления, платежи и использование карты для ребенка — бесплатно. Плата за изготовление карты, а также за ее возобновление по истечении срока действия (через 3 или 4 года) в соответствии с прейскурантом (сейчас – 1,20 евро).

Источник: https://www.seb.lv/ru/info/deti-i-dengi/5-veshchey-o-dengah-kotorye-nuzhno-rasskazat-detyam

Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами

5 вещей, которые нужно рассказать ребенку о деньгах

Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами.

Чтобы ребенка приспособить к будущей самостоятельной жизни, ему с детства нужно внушить уважительное отношение к деньгам.

Первые карманные деньги дети начинают получать с поступлением в школу: на булочку в столовой или шоколадку по дороге домой. С этого момента можно начать прививать ребенку навыки общения с деньгами.

А то и раньше, ведь чем раньше родители начнут работать в этом направление, тем большего добьются.

В 5-7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими. В этом возрасте и следует начинать формировать у него правильное отношение к деньгам. С 5 лет вы можете приучать ребенка участвовать в вашем семейном бюджете. Умение планировать бюджет на неделю – хорошая привычка.

Участие ребенка в семейном бюджете

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.

Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.

Вместе с ребенком распланируете деньги на неделю по различным категориям:

  1. обязательные платежи (квартплата и т.п.);

  2. желательные траты (поход в цирк и т.д.);

  3. долговременные накопления (машина и т.п.);

  4. необязательные траты (дорогие игрушки и т.п.).

Пусть ребенок знает, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на путешествие и т.д. Объясните ребенку смысл пословицы: «Копейка рубль бережет». Поставьте цель сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте вместе с ребенком, где и на чем можно сэкономить.

Копилка для ребенка

В 6-7 лет объясните ребенку, что деньги можно не только тратить, но и копить. Участие в решение взрослых вопросов воспитывает у ребенка самостоятельность и ответственность. Подарите малышу копилку, пусть он там копит деньги на желаемую для него вещь.

Карманные деньги

Карманные деньги можно давать детям уже с 6-7 лет. Так вы можете приучить малыша к самостоятельности. Ребенок должен меть самостоятельно распоряжаться ограниченными финансовыми ресурсами.

Многие родители опасаются давать деньги детям до 11-12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.

Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение «взрослости», и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.

Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше — раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.

Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка (о том, как привить любовь к накоплению).

Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя.

Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в «детский капитал». Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.

В данном случае отличным вариантом станет вклад в банке. Его можно открыть как на имя родителей, так и на имя ребенка (некоторые банки предлагают депозиты на имя несовершеннолетнего). Причем, идти в банк и класть, и снимать деньги следует обязательно с ребенком.

Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: «За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку».

Итак, вот несколько рекомендаций: 

  1. С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги. Пусть он сам решает, что ему купить на карманные деньги (конфеты, мороженное или сувенир маме).

  2. Сумма карманных денег должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

  3. Карманные деньги должны выдаваться 1 раз в неделю в определенный день. Сумму не следует увеличивать под предлогом того, что ребенок все истратил.

  4. Если вы не можете дать ребенку карманных денег, объясните причину.

Ребенок делает покупки

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

В 6-8 лет ребенок же знает, сколько что стоит. Поэтому его можно брать с собой в магазин, пусть он сам делает свои первые покупки. И там фиксируйте их внимание на том, что сколько стоит. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену.

Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам. Разрешите ему рассчитаться в кассе или в кафе по счету. Научите его округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета.

При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, «как тяжело жить». У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь.

И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным.

В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: «нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий».

О деньгах детям: советы родителям

Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями.

Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам.

А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.

Ежедневно наблюдая за тем, как распоряжаются финансами самые близкие взрослые, недавний карапуз волей-неволей начинает вести себя так же. А учитывая, что ни в школе, ни в детском саду обращаться с деньгами не учат, то ответственность за финансовое воспитание отпрыска полностью ложится на плечи родителей.

И не стоит надеяться, что, мол, со временем сам поймет. Ведь в будущем такая позиция родных может серьезно повлиять на успешность наследника и даже развить в нем некоторые комплексы, если отношение к деньгам сформировано неправильно.

Начать знакомство с финансами стоит с объяснения того, что деньги – это эквивалент товара

Очень важно, как подойдут родители к этой беседе. В силу своего возраста малышу значительно проще будет усвоить такую непростую информацию в форме игры. Например, можно купить на одну сумму несколько наименований: яблоки, молоко, конфеты, а затем объяснить ребенку наглядно, какому количеству того или иного товара эквивалентна данная сумма денег.

Полезно также будет взять его с собой на работу и показать, где, каким образом зарабатываются деньги для всей семьи, и для него в частности.

Итак, вопрос: когда и с чего начинать преподавать финансовые азы?

Как правило, впервые необходимость серьезно объяснить, что же такое деньги, появляется, когда сыну/дочери исполнилось 6-7 лет. В этом возрасте дети идут в школу и родители начинают давать им «мелочь» на карманные расходы.

Проблема в том, что ребенок, попадая в новую, непривычную для себя ситуацию (когда у него есть некоторая сумма и он самостоятельно может потратить ее по своему усмотрению), стремится поскорее избавиться от денег.

Это абсолютно нормальная реакция человека на что-то. ранее ему неизвестное. Накупив кучу нужных и ненужных вещей, он приходит домой удовлетворенный… И вот тут часто, неожиданно для себя, сталкивается с критикой со стороны родителей.

«Зачем ты это купил? Тебе это не нужно!»

Но винить ребенка в данном случае несправедливо, ведь он получил деньги, но не получил инструкцию по их использованию. И большинство родителей, для которых финансы – вещь привычная, начинают понимать, что для их чада в этом вопросе все обстоит несколько иначе. Что такое «дорого/дешево» – ему неясно.

То же самое касается и ситуации, когда, увидев в магазине дорогую игрушку, ребенок начинает просить ее у родителей. И если они не могут себе позволить купить ее, то часто сталкиваются с… детской истерикой. Ругать и критиковать сына за это не стоит. Намного полезнее будет разъяснить ему, что такое деньги и как с ними обращаться.

Ребенок должен усвоить, что деньги – ресурс исчерпаемый

Если он покупает одну вещь, не исключено, что ему придется пожертвовать другой. Именно поэтому для наглядности рекомендуется лет с 11-12 начать вести с ним дневник учета расходов. И если он видел, как это делают родители, подводя финансовые итоги семьи раз в неделю или месяц, то заполнять такой дневник для него будет абсолютно естественным занятием.

На основании записей взрослые смогут понять, на что обычно тратит деньги их чадо, и вывести некую стандартную сумму, которая будет выдаваться ему раз в неделю на карманные расходы.

Только с условием, что она должна быть постоянной каждый месяц – для того, чтобы ребенок научился существовать в конкретных финансовых рамках (при этом составляющие в списке могут меняться).

Например, в сентябре он сэкономил на походе в кино, значит эти деньги переходят на октябрь или он может отложить их для будущей, более крупной покупки.

Любой ребенок о чем-то мечтает. Во все времена дети копят на что-то: на велосипед, телефон, игровую приставку.

А в наш век стремительного появления различных компьютеров и планшетов… соблазнов становится все больше и больше. Чем дороже вещь, тем интереснее на нее собирать. Директор бизнес-школы для детей Сергей Биденко советует:

 «Если ребенок хотел бы купить что-то дорогостоящее и копит для этого деньги, при этом родители знают о его мечте и готовы оплатить покупку, очень важно, чтобы он также поучаствовал в приобретении. Даже в том случае, если его вклад будет незначительным, сам факт, что ради этого пришлось откладывать и экономить, воспитывает ощущение финансовой ответственности – и отношение к новому приобретению будет значительно более бережным».

Платим деньги ребенку за работу?

Часто в семье возникает вопрос, нужно ли платить ребенку за работу по дому? Родители разрабатывают целые тарифные сетки, подробно описывая, сколько будет стоить мытье посуды, уборка собственной комнаты, прогулка с собакой, полагая, что таким образом они учат чадо зарабатывать. Но тут кроется большая опасность. Безусловно, наследник может получать вознаграждение, если он хорошо потрудился, но только не тогда, когда выполнил свои прямые обязанности.

Семья – это социальный организм, где каждый имеет свои функции и вносит в общее благосостояние свою лепту. Ребенок должен осознать, что мама, например. не просит платить ей, когда она готовит или стирает.

То же касается и вознаграждения за хорошую учебу. Зарабатывая на оценках, дети перестают понимать, для чего нужно образование, какую роль оно сыграет в будущем.

Основной целью становятся не знания, а деньги, которые получены за отметку.

Психологи говорят о том, что поощрять наследника за различные достижения в спорте или творчестве просто необходимо. Это дает ему стимул к росту и работе над собой. Тем не менее, здесь тоже лучше обойтись без собственно денег. Значительно полезнее подарить то, о чем он давно мечтал, или устроить семейный праздник.

Электронные деньги для ребенка

Помимо наличных в наш обиход очень активно входят деньги электронные: банковские карты, веб-счета и т. д. Дети являются частью общественного процесса, в котором с каждым днем появляется все больше банковских продуктов. Учите ребенка разбираться в них.

Рано или поздно, ему все равно придется вступить в какие-то отношения с банком. И лучше всего, если он будет подготовлен и сделает все это осознанно.

Многие специалисты говорят о том, что если бы люди больше разбирались в банковских кредитах, не было бы такого количества разбитых судеб – в долг просто бы не брали.

Начать лучше всего с кредитной карты, где будет установлен невысокий лимит для того, чтобы не было возможности потратить слишком много. В настоящее время в некоторых банках уже предлагают открыть карту на имя ребенка, если ему исполнилось 6 лет.

Это не только научит его пользоваться ею, она сможет также стать для него своеобразной копилкой. Средства, которые появятся у отпрыска (например, после подарков бабушек), можно перевести на его счет. Это убережет также от того, что деньги разойдутся на мелкие, никому не нужные безделушки.

К тому же следить за своим счетом сейчас достаточно удобно, пользуясь онлайн-доступом к нему.

Самым плохим помощником в финансовом воспитании ребенка является критика.

Ругая за неправильное обращение с деньгами, родители рискуют сформировать у наследника опасливое отношение к деньгам. Так что постарайтесь в этом вопросе выбрать нужный тон и форму общения с детьми.

Источник: https://infourok.ru/chto-dolzhni-znat-deti-o-dengah-ili-kak-rasskazat-detyam-o-dengah-i-kak-nauchit-rebenka-rasporyazhatsya-dengami-748185.html

Как говорить с детьми о деньгах

5 вещей, которые нужно рассказать ребенку о деньгах

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал.

    Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.

  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах.

    Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.

Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.

Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.

Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.

Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие.

Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ.

Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. 🙂

Источник: https://lifehacker.ru/children-and-money/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.