6 золотых правил воспитания от еврейских мам

Феномен еврейского воспитания

6 золотых правил воспитания от еврейских мам

«Еврейская голова» — говорят во всём мире, когда хотят отметить чей-то ум и смекалку. Действительно, по данным психологов и специалистов в области образования, cредний коэффициент IQ у евреев составляет 107–115.

Эти показатели незначительно превышают средний уровень интеллектуальности европейцев (100), но разброс показателей у евреев достаточно велик, что и приводит к необычно высокой пропорции гениев, представленных в данной этнической группе.

25% всех Нобелевских премий, доставшихся американским учёным с 1950 г., получены евреями. Евреями являются 20% руководителей успешных компаний страны и 22% выпускников наиболее престижных университетов США.

Как объяснить этот неоспоримый факт? Везением? Богоизбранностью? Вряд ли. Давайте оставим этот аргумент учёным богословам и найдём более простые и логичные объяснения.

Общее воспитание и принципы Торы

К настоящему времени западная цивилизация накопила достаточно знаний на тему общего воспитания.

Это стало наукой, и, как и в других областях интеллектуального поиска, есть свои разработки, новые педагогические приёмы, а значит, и влияние разных школ, в данном случае психологических, с их новациями, неожиданными рекомендациями и соответственно «борьбой мнений и брэндов».

В еврейской же концепции воспитания детей никакой борьбы мнений по поводу воспитания нет, поскольку подход давно выработан и опробован, основан на главных принципах Торы, которая описывает еврейские законы. Имея представление об общем воспитании, люди, как правило, мало знакомы с мнением Торы по этому вопросу.

А ведь еврейство с самого начала заявило себя как мировоззрение, построенное именно на семейных ценностях! Поэтому уместно задать вопрос: какими приёмами пользуются еврейские воспитатели — учителя и родители? И что мы можем перенять у них полезного?

Вот четыре фактора, которые помогают им быть умнее: 1 — воспитание; 2 — привычки; 3 — мышление; 4 — поведение. Собственно, пункты со 2 по 4 — это результат воспитания. Потому что это всё приобретённые факторы, а не врождённые.

Главный принцип еврейского воспитания — это человеколюбие

Тора фактически ничего не говорит о том, как воспитывать детей. Она говорит, каким надо быть человеку. Вся проблематика воспитания вписывается в два положения: каким должен быть воспитатель и как он должен воспитывать. Получается, что достаточно описать первое положение, а второе будет следовать из него автоматически.

Воспитание детей рассматривается как подготовка ребёнка к жизни. Это происходит через очень важный процесс — через столкновение ребёнка с его «плохими» качествами и видение родителями перспектив его «хороших» качеств. Это и есть истинная любовь к ребёнку. «Плохие» качества проявляются сами по себе всё сильнее и сильнее по мере роста ребёнка.

Судьба как бы даёт ему возможность выбора. Выбор в сторону выгод и удовольствий от «плохих» качеств или выбор в сторону трудностей от преодоления их и развитие «хороших» качеств? Именно правильный выбор даёт возможность развиваться интеллекту. Ведь если подумать, то вся жизнь состоит из набора выборов.

И от того, какой выбор делает человек, будет зависеть его жизнь.

Итак, действия маленького ребёнка полностью управляются его «плохими» качествами. Он кусается, всё рушит, кричит, толкается, лезет в чужую сумку без спроса. Участие родителей состоит в том, чтобы помочь ему преодолеть в себе это начало.

А это будет возможно, только если позиция родителя будет союзническая или наставническая. Всё, что мы можем, только помочь ему в этом выборе. Как помочь? Щедро делясь своим опытом. Но ничего ему не навязывая. Ничего в нём не подавляя.

Никакого пренебрежения ребёнком, построенного только на том, что он маленький. Мы с ним ежедневно общаемся так, будто вся хроника событий записана на плёнку, и эта плёнка проигрывается в будущем. Причём зрителями являемся мы и наш выросший ребёнок.

Пусть нам не будет стыдно за своё поведение перед этими взрослыми людьми. Ведь они, возможно, будут опытнее нас, умнее и выше в духовном плане. То, что мы не знали, кем они станут, — не аргумент. Надо знать!

Мы не будем сейчас говорить, какие качества мы хотим воспитывать в своих детях. Тора утверждает, что мы всегда воспитаем в них то, чем обладаем сами, но не больше. А поэтому все слова об ответственности, трудолюбии, аккуратности и честности останутся словами, если этих качеств нет в родителях.

Первый вывод: никаких голословных призывов, а значит, и связанных с ними сверхожиданий. Воспитываем только личным примером! Вообще воспитание — как систему нудного понукания — надо оставить. Ибо ничто так не толкает к плохому, как постоянные нравоучения. Мы же не хотим слушать чужие нравоучения! Аналогично надо поступать и с собственными детьми.

Второй вывод: исключить — упрёк, укор, укоризну, одергивание, крик, ругонь, угрозу, давление и многое другое из того же бесконечного ряда. Учитесь сохранять хладнокровие!

На что заменить привычные методы «кнута и пряника»?

• Определить степень собственной ответственности за поступки ребёнка.

• При оценке чужого (не своего) поступка исходить только из того, что видели сами (факты), не опираясь на оценки поступка глазами других людей (мнения).

• Если все же необходимо на проступок негативно отреагировать, оценить, насколько вмешательство будет эффективным.

• Замечание, если такового не избежать, делать человеку только наедине, ни в коем случае не позоря его перед другими.

• Всегда говорите спокойным, ровным тоном, только так можно сохранить ясный ум и избежать ошибки.

• Самое главное требование. Поскольку Тора повелевает любить других людей, то делать замечание другим людям только через любовь.

Например, в Торе ребёнка разрешается ударить (самый страшный случай замечания), только если по-другому не обойтись.

Ему будет не столько больно, сколько обидно, если тот, кто его наказывает родительским ударом, сам плачет (у себя внутри) теми же слезами, что и его ребёнок! Этот пункт трудно будет реализовать без любви.

https://www.youtube.com/watch?v=te6gQEoNWBo

Никогда не ведите себя как грозный прокурор, если задача — всего лишь защитить собственный покой, нервы, удобства и т. д. В общении с детьми это особенно важно.

Мама, нервно требующая от детей тишины дома, должна так и попросить: «Я устала, у меня болит голова после работы, прошу у вас тишины». Но не прикрываться фразами о том, что она воспитывает в детях чувство уважения к чужому покою.

Чувство уважения воспитывают не криками, а собственным примером, и только.

В традициях еврейского воспитания — поощрять ребёнка задавать вопросы. С малых лет детей приучают к обсуждению изученного и услышанного. Во время учёбы все равны, и каждый имеет право голоса.

Но при этом ни одно утверждение не должно остаться голословным: нужно уметь аргументировать свою позицию. Эти принципы воспитания проверены тысячелетиями и в полной мере доказали свою эффективность.

Высказанное условие «если не соберёшь игрушки, то на ночь не будет тебе книжки сказок» должно быть реализовано, если условие свершилось. Иначе слова взрослого воспитателя теряют для ребёнка любую значимость.

Но иногда ребёнка можно и простить, если он видит, что прощение даётся вам с видимым трудом и в следующий раз его можно не получить. Ребёнка можно в редком случае наказать лишением чего-то, если сопереживаешь с ним это не меньшей степени, чем он.

Есть ещё одно старинное правило, как вести себя в доме, чтобы он стал приятным для всех, кто в нем живёт. На языке привычных нам понятий оно будет звучать примерно так: нужно взять себе в обычай каждому домочадцу высказывать не менее десяти приятных слов, фраз или даже выражений восторга и восхищения на каждое критическое замечание.

Пока я не скажу этих десяти слов поощрения, мне нельзя раскрывать рот для колкого или даже мягкого, но не очень приятного замечания. Итак, пропорция между приятными словами и неприятными правдивыми словами — один к десяти. Пока нет первых десяти — нет места и тому одному, которое мы припасли для критики.

Так поступаем по отношению к супругу или супруге, так поступаем по отношению к своим детям или родителям.

Три основных принципа, соблюдение которых даст хороший результат

1. Нельзя с ребёнком быть «добреньким», жалостливым. Надо сразу поставить высокую планку требований. Даже самому маленькому ребёнку можно дать понять, что ему даны от природы большие способности, поэтому с него и спрос большой.

2. Дайте ребёнку с самого начала шкалу жизненных приоритетов и ценностей. Нельзя в семье все время говорить о деньгах — ребёнок сделает вывод, что это самое важное в жизни, а человеческие качества не так значимы.

Нельзя все время требовать от ребёнка, чтобы он приносил из школы пятёрки, и неважно, какими путями эти пятёрки добываются — ребёнок может вырасти карьеристом.

И уж совсем недопустимо злословить дома о других людях — такое поведение сформирует у ребёнка негативное отношение к окружающим и плохо скажется на его будущей социальной жизни.

3. Не требуйте от детей, чтобы они делали что-то такое, чего не хотите делать сами. Чтобы быть спокойными за детей и уверенными в них, придерживайтесь формулы: «Ведите себя при ребёнке так, как вы хотели бы, чтобы он себя вёл».

Вот ещё один важный момент, который характерен как раз для еврейской традиционной семьи, но почти не заимствован нееврейским окружением. Примерять это к себе нужно с известной долей осмотрительности.

Ибо это может не только не сработать позитивно, но и привести к некоторым негативным последствиям, лишив ребёнка, вступающего в жёстких мир взрослых отношений, необходимого умения. Речь идёт о соревновании.

Никаких соревнований нет ни внутри еврейской семьи, ни в еврейских учебных заведениях. Ни рейтинги не вывешиваются, ни отметки вслух не объявляются.

Все, что может привести к травме того, кто выполнил работу неудачно, выводится за рамки воспитания. Сравнение допустимо только себя с собой. Никто не сравнивает с соседом, братом, сокурсником. Этот отказ от соревновательности отлично работает в еврейской среде, где соперничества любого рода нет и среди взрослых.

Что делать вам в вашей жизни — решайте сами. Главное соображение людей Торы можно сформулировать так: лучше не научить ребёнка какому-то практическому знанию, чем привить к нему комплекс неполноценности и неверия в собственные силы. Необходимые знания он все равно получит, а травма может остаться на всю жизнь.

Принцип «еврейской бабушки»

Один из принципов воспитания евреев — тотальная поддержка в семье. Чтобы внучек ни сделал, его бабушка всегда будет в восторге! Прибежал последним в школьном кроссе: «Ай, да молодец! Как красиво бежал!».

Любимый внучек учится играть на виолончели, издаёт первые неуверенные звуки: «Боже мой, как гениально! Ну, будущий Ростропович!».

Что бы ребёнок ни сделал — все гениально, замечательно, бесподобно! Бабушкина похвала, хотя и сильно преувеличенная, является той самой волшебной пилюлей, которая даёт базовую уверенность в себе, чем бы ребёнок ни занимался.

Ведь главное — стремиться к учёбе и научиться делать! И в начале очень важно поверить — ты это сможешь! И только накопив «делательный» опыт, пройдя череду ошибок, набив шишки, падая и поднимаясь, при этом тотально поддерживаемый в семье ребёнок может стать и Ростроповичем, и Абрамовичем, и Аршавиным, и Биллом Гейтсом!

Итак, феномен еврейского воспитания чрезвычайно прост! Взрослые умеют любить и у них всегда есть время на детей. Ни одна еврейская мама не допустит, чтобы кто-то усомнился в способностях её чада. И сама не делает этого. От еврейской мамы не услышишь что-то из серии «ну ты дурак», не говоря уже о более витиеватой лексике.

Она сопровождает ребёнка там, где это нужно ему. При этом, дети вырастают совершено самостоятельными! Она не берёт на себя то, что он может сделать сам, но всегда готова оказать помощь, если потребуется. Как сказал один еврей: «Моя мама всегда рядом, всегда помогает мне. Даже после её смерти, я чувствую и знаю это».

Это и есть зрелость личности — по-еврейски!

Галина Елтонская, куратор по вопросам материнства

Статья написана для журнала «Мамин Дом» № 10

Иллюстрация Наталия Гончарова «Еврейская семья» 1912

Полезная информация? Скопируйте к себе на страницу. Так вы поможете другим людям получить интересную информацию из надежного источника. Спасибо вам! 🙂

В офисе Центра «Мамин Дом» проходят курсы лекций
для беременных и мам с детьми.

Источник: http://mamin-dom.ru/biblioteka/stati/30-ukhod-i-vospitanie/477-fen

10 правил воспитания, из-за которых еврейские дети становятся гениями

6 золотых правил воспитания от еврейских мам

Многие мамы мечтают вырастить из своего ребенка гения. Однако при всем многообразии методических пособий по воспитанию детей, точной инструкции к вундеркинду не создал пока никто.

А вот еврейские мамы не читают психологических советов и родительских форумов, однако их дети очень часто становятся гениальными. AdMe.ru решил разобраться, в чем секрет этих семей и, ознакомившись с отзывами путешественников и советами израильтян, выделил несколько важных принципов.

1. Поощрение самостоятельности

В обычных семьях уверены, что ребенку обеспечен успех, если вложить в его голову понимание «Я могу все». В обычных еврейских семьях родители знают, что куда важнее вложить в голову ребенка истину «Я могу все сам».

В израильских кафе запросто можно увидеть годовалого ребенка, самостоятельно расправляющегося с бифштексом. Все потому, что детям здесь позволяют делать все самостоятельно с тех пор, как у них для этого появляются физические возможности.

2. Лиха беда начало

А путь к этой самостоятельности лежит через то, что детские начинания пестуются и бережно хранятся. Если ребенок за что-то взялся, сколько бы ему ни было лет, родители его поддерживают и подбадривают.

Если что-то не получается, старшие родственники напоминают: коль хаатхалот кашон, что означает «все начала трудны».

3. Доверие — лучшая похвала

Как же пестовать и поощрять начинания? Не конфеткой же ребенка за свершения награждать.

В еврейских семьях родители поощряют ребенка доверием. Если ему начинают всецело доверять какое-то дело, значит, он достаточно в нем преуспел.

Европейская мама, взглянув на то, в каком виде гуляют еврейские дети, могла бы прийти в ужас. Часто они выглядят довольно неряшливо: чумазые лица, вымазанные чем-то липким пальцы, пыльные коленки и оторванные пуговицы.

Дело в том, что содержание ребенка в идеально опрятном виде — занятие, отнимающее слишком много сил и у матери, и у ее чада. А между тем, по мнению еврейских мам, никакой пользы для развития личности чистая одежда не несет. К тому же самим детям совершенно наплевать, как они выглядят.

Вокруг еврейских детей тоже часто царит хаос, который никого из его родителей не волнует. Здесь понимают: дети неряшливы и рядом с ними всегда что-то падает, проливается, просыпается и мажется.

Поэтому вместо того, чтобы зацикливать детей на чистоте дома, им позволяют жить в комфортных условиях, постепенно рассказывая о пользе порядка.

6. Батарейки должны садиться

Обычные родители вполне могут устать только от одного наблюдения за еврейскими детьми. Весь день они носятся как угорелые, и им не кричат: «Не лезь», «Не трогай», «Угомонись».

Родители таких непосед считают, что ребенок должен выплеснуть всю свою неуемную энергию в детстве. Тогда во взрослой жизни ему будет проще упорствовать в каком-то одном начинании.

Еврейским детям, действительно, очень многое позволено. Даже очередной рисунок на обоях здесь воспринимается матерью примерно так: «Папа, посмотри, какие у нашего малыша художественные способности».

Однако есть рамки, за которые нельзя выходить даже еврейскому ребенку, и касаются они уважения к старшим. Если за покрашенную в розовый цвет кошку дите может получить максимум укорительный взгляд, то за оскорбление матери способен схлопотать даже телесное наказание.

8. Папа главный, а мама — вместе с ним

Само уважение к старшим у еврейских детей прививается в детстве. В этих семьях каждый малец знает, что на первом месте — папа с мамой и все, что они делают, а дети уже на втором плане.

Поэтому и сами отпрыски никогда не висят на родителях с криками «сделай» и «хочу», а стараются всего добиваться самостоятельно.

9. Детский самоконтроль существует

В еврейских семьях не принято наказывать ребенка через лишения. Вместо этого создаются правила, которые сулят отпрыску какую-то выгоду за правильные поступки. Таким образом ребенок не живет в узких рамках запретов и наказаний, а учится корректировать поведение ради своего же блага.

Еврейский мальчик не выливает снова мамины духи на соседского пуделя не потому, что ему за это влетит. А потому, что он знает, что вместо приобретения нового парфюма мама могла бы купить, например, мешок фруктов.

10. Ничто не остается незамеченным

Современные психологи советуют не хвалить ребенка за каждую каракулю, стимулируя его таким образом к развитию. Еврейские же родители уверены, что поощрять нужно любое свершение.

Даже если еврейской маме ее кучерявое чадо принесет пару непонятных мазков на обрывке тетрадного листа, она найдет в картине плюсы и, что немаловажно, похвастается этим произведением перед другими родственниками.

Иллюстратор Leonid Khan специально для AdMe.ru

Источник: https://surfingbird.ru/surf/10-pravil-vospitaniya-iz-za-kotoryh-evrejskie-deti--2VT483257

7 секретов еврейских мам: как воспитать гения

6 золотых правил воспитания от еврейских мам

на ВКонтакте

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя поездка в Израиль. Я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в еврейских семьях и наших.

Делюсь своими умозаключениями.

Есть такое убеждение, что евреи – очень умный народ.

Мой тезис. Евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа.
Разница в воспитании.

Да-да. В воспитании. Они воспитывают своих детей ГЕНИАЛЬНЫМИ. Закладывают в своих детей гениальное начало.

То есть ребенок с младенчества постоянно слышит и видит по обращению к нему то, что он гениален

Вы только задумайтесь над этим…

Сколько возможностей дает ребенку такая позиция!!!

Ребенок растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как правильно.

При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.

Что делает умный родитель таким методом? Мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться.

Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает – гениально!

Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило.

Раз ты гениален – ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.

А? Как вам?

А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь – не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители. Родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.

Но, к сожалению, иногда слышим и такое (из подслушанного на детских площадках, в магазинах и общественном транспорте):

– Куда ты лезешь?! Кто тебя просит?!

– Сидел бы уже!..

– Глаза мои тебя бы не видели!

– И попробуй только принести двойку – получишь!
– Вот паразит!

– Ты нормальный?!

– Лучше бы я тебя не рожала!

– Все дети, как дети – а ты…!

– Руки у тебя из одного места выросли

– Еще раз сделаешь – я тебя прибью!

– Весь в своего отца!

– Я тебе сказала – заткнись!

– Ремень сам принесешь?

– И за что мне такое наказание?!

Все, остановлюсь. Пока писала – самой плохо стало.

А если на секундочку представить себя на месте ребенка, который все это слышит? Да еще видит при этом разъяренное лицо любимого родителя?… Только подумайте, что происходит с психикой ребенка? Будет ли он после сказанного знать, что двигаться вперед – хорошо? Что мир дружественен? Что любое его начинание будет поддержано и у него все получится? Или пойдет пить пиво с сотоварищами, потому, что есть в голове убеждение в своей никчемности и неудачливости?..

Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы.

Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми – гениальными:

– Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!

– Ты обязательно сдашь экзамен (напишешь контрольную) – ты же такой умный

– У тебя все получится

– Пробуй еще – ты обязательно справишься!

– Ты обязательно победишь (выиграешь)!

– Какое хорошо, что ты у меня есть!

– А как ты думаешь, сын?

— Как здорово, когда ты помогаешь!

– Расскажи мне о своих планах

– Мы с папой (мамой) тебя очень любим

– Ты делаешь уникальные вещи! (Рисуешь, пишешь, конструируешь)

– Ты – наша гордость!

Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и… счастье.

Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить!

И ваши дети вырастут гениальными!

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.

Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка.

Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка.

Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери.

Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания.

Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах.

Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира.

Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

Источник

на ВКонтакте

Источник: https://psyfor.life/7-sekretov-evrejskih-mam-kak-vospitat-geniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.