8 примеров, как родители толкают детей на плохое поведение

Содержание

Ребенок не слушается 8 лет и грубит: что делать по совету психологов?

8 примеров, как родители толкают детей на плохое поведение

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками.

Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период.

Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей.

Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки).

До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех.

Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья).

В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные.

К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений.

Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло.

Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным.

В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным.

Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить.

Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-8-let

У ребенка плохие друзья – что делать, чтобы дети не попадали в плохие компании?

8 примеров, как родители толкают детей на плохое поведение

У ребенка плохие друзья – что делать, чтобы дети не попадали в плохие компании?

Все мамы и папы мечтают о лучших друзьях для своих детей – об умных, начитанных и воспитанных друзьях, которые, если и будут влиять на детей, то только в положительном ключе. Но вопреки чаяниям родителей, дети выбирают свои дороги. И не всегда на этих дорогах им попадаются хорошие друзья.

Почему дети выбирают плохие компании, и как их оттуда вытащить?

статьи:

Какие друзья детей – плохие: учимся вычислять плохое влияние друзей на ребенка

Размышлять на тему «какие должны быть друзья у чада» следует еще на том этапе, когда он не достиг переходного возраста.

Потому что сориентировать ребенка с выбором друзей еще можно до 10-12 лет, но как только любимое чадо становится упрямым подростком, будет крайне сложно менять ситуацию.

Родителям всегда кажется, что они лучше знают, какие друзья должны быть у ребенка. И при появлении сомнительных товарищей мамы и папы спешат убедить ребенка в его «близорукости» или просто запрещают общение.

Однако не всегда сомнительный друг является «плохим» — и, прежде чем «ломать копья», следует разобраться в ситуации.

Как понять, что друзья ребенка – плохие? По каким «симптомам» можно определить, что друзей пора менять?

  • Отношения с друзьями существенно отражаются на учебе.
  • Отношения ребенка с родителями стали напоминать «войну».
  • Новые друзья приобщают ребенка к чему-либо противозаконному (секты, наркотики, сигареты, и др.).
  • Друзья становятся для ребенка важнее семьи.
  • Среди новых друзей ребенка появились реальные хулиганы или даже дети, которых уже «взяли на карандаш» в полиции.
  • Родители новых друзей ребенка привлекались к уголовной ответственности либо являются алкоголиками (наркоманами). Стоит отметить, что дети за родителей не в ответе, и дети алкоголиков не обязательно должны быть хулиганами и асоциальными «элементами», но руку на пульсе все-таки держать стоит.
  • Ребенок начал пробовать то, что всегда находится под запретом (курил, выпивал, пусть даже просто «пробовал»).
  • В компании новых друзей пропагандируются идеи, идущие в разрез с законодательством или с моралью.
  • Друзья постоянно подначивают ребенка на какие-либо экстремальные действия (пусть даже в качестве ритуала «посвящения»). Очень серьезно нужно присматриваться к таким компаниям, особенно, в свете появления в последнее время многочисленных «групп смерти», в которых детей склоняют к суициду.
  • Поведение ребенка кардинально изменилось (стал замкнутым или агрессивным, игнорирует родителей, скрывает свои контакты и переписки, и проч.).

Важно понимать, что в каждом возрасте влияние «плохих друзей» отражается на ребенке по-разному.

Разная и «симптоматика» последствий данного общения

  1. В 1-5 лет дети просто повторяют друг за другом слова и действия – и плохие, и хорошие. В этом возрасте нет друзей, есть «соседи по песочнице», с которых малышня и копирует все подряд. Лучший ответ родителей на эту ситуацию – спокойное объяснение ребенку простых истин о «хорошо и плохо».

    В столь юном возрасте копирование друг друга, милое «попугайничество» — процесс естественный, но требующий мягкой и уверенной родительской руки.

  2. В 5-7 лет ребенок ищет себе друзей лишь по одному ему понятным критериям.

    Заядлый оболтус может выбирать себе в товарищи стеснительных тихонь, а скромная и тихая девочка – крикливых и неуравновешенных хулиганок. Обычно в такой дружбе дети компенсируют свои слабые стороны, уравновешивая друг друга.

    Повлиять вы на выбор друзей уже не сможете, но сейчас самое время – наблюдать за своим ребенком, чтобы понять – кто он в дружбе, лидер или ведомый, поддается ли влиянию извне. И сделав выводы, действовать.

  3. 8-11 лет – возраст, в котором снова начинается «попугайничество», но уже совсем не в том милом проявлении, как у малышей.

    Сейчас дети выбирают себе авторитетов, впитывают словно губки все, что исходит от этих авторитетов, и копируют их не менее интенсивно, чем карапузы в песочнице – друг друга. Не ограничивайте общение, но будьте внимательны.

    Сейчас самое время – направить ребенка в правильное русло, на свой путь, на котором не ребенок будет копировать других, а другие дети будут брать пример с ребенка.

  4. В возрасте 12-15 лет ваше чадо становится подростком. И только от вас зависит, обойдут ли его стороной плохие компании. Если к этому моменту вы успели создать крепкую базу для доверительных отношений с ребенком, то все будет хорошо. Если не успели, срочно начинайте это делать.

Почему детей тянет в плохие компании?

Даже, когда дети становятся подростками, они все еще остаются детьми. Но уже неистово хотят быть взрослыми.

Они еще сами не знают – зачем, но хотят. И именно друзья в этом возрасте способствуют обретению нового опыта, который постепенно меняет детское сознание на сознание взрослого человека.

От того, какими будут эти друзья, во многом зависит – каким вырастет ваше чадо.

Почему чаще всего детей тянет именно в плохие компании?

  • Ребенок ищет авторитетов. То есть, ему не хватает их в семье. Он ищет людей, к мнению которых будет прислушиваться. «Плохишей» всегда боятся, а значит именно они становятся первыми авторитетами для детей, которых родители воспитывали «сквозь пальцы».
  • Ребенок считает, что быть «плохим» — это круто, смело, модно. Опять же, недоработка родителей: они не объяснили вовремя чаду, что смелость и «крутизну» можно показывать, например, в спорте.
  • Ребенок не находит понимания в семье и ищет его на улице.
  • Ребенок мстит родителям, принципиально общаясь именно с «плохими» детьми.
  • Ребенок выражает таким образом протест, надеясь, что родители хотя бы в этой ситуации обратят на него внимание.
  • Ребенок хочет стать столь же популярным, как Вася из 5-го класса, который курит за гаражами, смело хамит учителям, и на которого с обожанием смотрят все одноклассницы.
  • Ребенок не уверен в себе и подвержен влиянию. Его просто втягивают в плохие компании, потому что ребенок не в силах постоять за себя и сказать «нет».
  • Ребенок хочет вырваться из цепких родительских «лап», подальше от излишней опеки и заботы.

Причин, на самом деле, гораздо больше.

Но важно отметить, что если у ребенка появляются действительно нехорошие друзья из сомнительной компании, то это — вина родителей, которые не интересовались его жизнью, мыслями, чувствами, или же были слишком строги к своему чаду.

Как вести себя и что делать, чтобы устранить плохое влияние друзей на ребенка?

Если ребенок с радостью приходит домой, легко делится с родителями своими проблемами, чувствует себя уверенно и имеет свои увлечения, интересы, хобби, независим от чужих мнений, то никакие дурные компании не смогут повлиять на его сознание.

Если же вы чувствуете, что дурное влияние на чадо все-таки имеет место, то возьмите на заметку рекомендации специалистов…

  • Негативный опыт – тоже опыт. Как карапуз должен убедиться, что мамино «нельзя, горячо!» вполне реально, на собственном опыте, так и более старший ребенок должен понять это самостоятельно. Но лучше, если ребенок поймет это еще до получения горького опыта – разговаривайте, показывайте, приводите примеры, включайте соответствующие фильмы и проч.
  • Сеем сомнения в ребенке относительно нового друга (если, конечно, это действительно требуется). Не говорите прямо, что он – плохой, ищите способы, которые помогут ребенку понять это самостоятельно.
  • Увлекайте ребенка чем угодно – лишь бы у него не оставалось времени. Да, это сложно, и некогда, и сил нет после работы, и времени мало, но если вы не сделаете усилие сегодня, то завтра может быть уже поздно. Желательно не пихать ребенка в бесполезные кружки и секции, а заниматься им самостоятельно. Никакие друзья не сравнятся с возможностью провести время с родителями на пикнике, в походе, в путешествии, на футболе или катке, и проч. Разделите с ребенком его желания и увлечения, и вам не нужно будет отгонять от него плохих друзей, потому что именно вы будете лучшими друзьями своему чаду.
  • Доверие. Самое важное, что вы должны сделать – установить доверительные отношения с ребенком. Чтобы он не боялся вашей реакции, вашей иронии, сарказма или неодобрения, или даже наказания. Доверие ребенка – ваша страховка его безопасности.
  • Будьте примером для своих детей. Не используйте бранные слова в речи, не пейте алкоголь, не курите, выражайтесь культурно, развивайте кругозор, занимайтесь спортом и проч. И приобщайте ребенка к правильному образу жизни уже с пеленок. Глядя на вас, чадо не захочет становиться похожим на тех странных сверстников, у которых уже в школьном возрасте пальцы и зубы желтые от сигарет, а среди матных слов лишь иногда попадаются культурные, и то случайно.
  • Чаще приглашайте товарищей своего чада в гости. И берите их с собой, когда отправляетесь гулять и проч. Да, это утомляет, но зато они всегда будут у вас на виду, и вам будет легче понять, чего ищет от дружбы ваш ребенок. Кроме того, может оказаться, что тот «сомнительный типчик» — вполне приличный и хороший мальчик, просто любит вот так странно одеваться.
  • Помните, что вы тоже были ребенком и подростком. И когда вы надевали косуху и бандану (или штаны клеш и платформы, или что иное), плели фенечки на запястья и орали с друзьями песни под гитару по ночам, вы не были «плохим» подростком. Просто это часть взросления – у каждого своя. Каждый подросток хочет выделиться, и каждого поколения – свои способы. Учитывайте это, прежде чем паниковать и проводить жесткую ревизию в гардеробе ребенка.

В целом, главная задача родителей – мягко и незаметно направлять своих чад на правильный путь, не злоупотребляя своими правами родителей. То есть, «властью».

Ребенок в плохой компании – чего родителям категорически нельзя делать и говорить дочке или сыну?

В своих попытках переориентировать чадо с «плохих» на положительных людей, помните следующее:

  • Не заставляйте ребенка поступать так, как хочется вам. Корректировать ситуацию нужно мягко и незаметно для ребенка.
  • Никогда не обвиняйте ребенка во всех смертных грехах, которые он якобы допустил. Все его «грехи» — только ваша вина. Это не он грешит, это вы не досмотрели.
  • Никогда не кричите, не ругайте и не запугивайте. Это НЕ РАБОТАЕТ. Ищите способы «переманить» ребенка более интересными вещами, событиями, людьми, компаниями, группами.
  • Никаких запретов. Объясняйте про «хорошо и плохо», но не держите на поводке. С любого поводка хочется сорваться. Просто будьте рядом, чтобы успеть подстелить соломки. Гипер-опека никогда еще не принесла пользы ни одному ребенку.
  • Не пытайтесь задавить ребенка авторитетом и приказным тоном. Только партнерские дружеские отношения дадут те результаты, которые вам нужны.
  • Не указывайте ребенку, с кем дружить. Если вам не нравятся его товарищи, ведите ребенка туда, где он сможет найти действительно хороших друзей.
  • Нельзя запирать чадо дома, отбирать телефоны, отключать его от интернета и проч. Тем самым вы толкаете ребенка на еще более радикальные действия.

Что делать, если у ребенка плохие друзья, как вытащить его из плохой компании – советы психолога

Самые первые желания родителей, когда ребенок попадает в плохую компанию, обычно – самые неправильные. Разбираться с ситуацией нужно уверенно и жестко, но — без скандалов, озлобления ребенка и седых волос на родительских головах.

Что же делать, если любимое дитя множит на ноль все ваши начинания, просьбы, увещевания, и продолжает погружаться «на дно» вместе с новой плохой компанией?

Если вышеописанные рекомендации вам уже не помогают, то решить проблему можно только кардинальным способом:

  1. Сменить школу.
  2. Сменить место жительства.
  3. Сменить город, в котором вы проживаете.

Последний вариант – самый сложный, но самый действенный.

Если переехать в другой город, чтобы полностью исключить общение ребенка с плохой компанией, не удается, найдите способ увезти ребенка из города хотя бы на определенный период. За этот период ребенок должен полностью поменять свои привычки, забыть свою компанию, найти новых друзей и новые интересы.

Да, придется пожертвовать своим благополучием, но если вариантов больше не остается, то нужно хвататься за любые соломинки.

Помните, что плохая компания – лишь следствие. Лечите причины, а не их следствие.

А еще лучше – не допускать этих причин. Внимание к ребенку – ваш ключик к его счастливой жизни.

Источник: http://www.colady.ru/u-rebenka-ploxie-druzya-chto-delat-chtoby-deti-ne-popadali-v-ploxie-kompanii.html

Плохое поведение ребенка

8 примеров, как родители толкают детей на плохое поведение

Как часто можно заметить на улице малышей, которые капризничают, топают ножками, плачут, и родителей, которые из последних сил стараются сохранять спокойствие. Плохое поведение детей — не редкость. И всем взрослым полезно знать, как реагировать на детские капризы, крик и слезы, чтобы сберечь свои нервы, а также сохранить психическое здоровье ребенка.

Чтобы избежать плохого поведения малыша, родители должны, прежде всего, разобраться в причине детской агрессии. Чаще всего источником всех бед являются ошибки мамы и папы. И лишь изредка дети начинают капризничать, увидев плохой пример на улице или по телевизору. Но в любом случае правильные действия родителей могут спасти ситуацию.

Причины плохого поведения ребенка

Причины плохого поведения различны, но как правило это недостаток внимания со стороны взрослых. Очень часто дети начинают шалить, баловаться, бить окружающих или плакать только для того, чтобы привлечь внимание родителей.

Поэтому перед тем, как наказывать ребенка, подумайте, возможно, малыш просто нуждается в общении с Вами, а Вы из-за своего загруженного графика работы вспоминаете о нем только тогда, когда он выходит из-под контроля? В таком случае порицания – не самый лучший способ общения.

Постарайтесь уделять сыну или дочери больше внимания, организовывать совместные прогулки, семейные ужины, вместе заниматься творчеством, чаще разговаривать. А вот на плохое поведение ребенка лучше реагировать более прохладно.

И тогда желая привлечь Ваше внимание и заслужить Вашу похвалу, малыш начнет вести себя лучше.

Еще одна возможная причина плохого поведения детей кроется в излишней опеке родителей. Нередко мамы и папы пытаются не только сделать за своего ребенка всю работу, но также и навязать ему свое мнение.

Уже в возрасте 2-3 лет малыши начинают проявлять самостоятельность. Они буквально отталкивают родителей с криком « Я сам!».

И дальнейшее агрессивное поведение детей дошкольного возраста во многом основывается на духе бунтарства и настойчивости в борьбе за свое «Я».

Чтобы избежать истерик и скандалов, родители должны научить ребенка действовать самостоятельно и начать ему доверять.

Пусть совсем немного, только в рамках детской комнаты, но малыш должен чувствовать себя абсолютно самостоятельной личностью, ответственной за свои игрушки и за свои вещи.

Даже если у него не всегда все получается, лучше пускай неумело убирает в своей комнате, чем в то время, пока Вы убираете за него, носится по всему дому и раскидывает вещи.

Ни в коем случае не критикуйте сына или дочь за ошибки! Сразу настройтесь на то, что их будет очень много. Но не забывайте о том, что постоянная критика и унижения могут негативно сказаться на психике ребенка. Он потеряет уверенность в себе и веру в свои силы.

Ваши постоянные упреки могут заставить малыша думать, что у него все равно никогда не получится так же хорошо, как у Вас. И что самое страшное, он даже не будет пытаться выполнять Ваши просьбы. Это спровоцирует новую волну капризов и плохое поведение ребенка в школе.

Позволяйте малышу чаще расслабляться и получать удовольствие от жизни. Не нужно требовать от него успехов по всем предметам. Лучше вместе с ним определите, что ему по душе и занимайтесь дополнительно в одном или нескольких выбранных направлениях. Ребенок, увлеченный любимым делом, никогда не будет капризничать по пустякам.

Еще одна распространенная причина плохого поведения детей – протест. Нередко дети начинают буквально мстить взрослым за обиды, несправедливые наказания, невыполненные обещания, разочарования или даже ревность. И все это выливается в капризы, плачь, крики или открытый бунт.

Обязательно определите причину детской агрессии и постарайтесь ее устранить. Никогда не забывайте о своих обещаниях и будьте справедливыми родителями. Не важно, покупаете ли Вы своим детям два дорогих велосипеда или просто делите мороженое. Постарайтесь избежать зависти, ревности и обид в семье.

И тогда у Ваших детей не будет поводов для мести, а значит и не будет причин для плохого поведения.

Очень часто дети начинают плохо себя вести из-за того, что они не могут оправдать слишком завышенные требования родителей. Ребенок не может стать чемпионом по боксу или выиграть соревнования по танцам, у него не получается закончить год на «отлично» или получить диплом за школьную олимпиаду.

А родители, вместо того, чтобы поддержать ребенка и настроить его на будущий успех, начинают давить и поддевать его, сравнивая с другими детьми. В такой ситуации у многих малышей опускаются руки, они перестают стараться, забрасывают учебу, начинают проводить больше времени с друзьями, которые их понимают и ничего от них не требуют.

А ведь до медали по боксу оставалось совсем немного, да и оценки в школе были очень хорошими. Получается, что все испортили сами родители.

Дети очень нуждаются в похвале и поддержке, а для взрослых очень важно вовремя пересматривать свои требования и радоваться любым успехам ребенка. Всегда ищите повод для гордости, старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи своего чада. Это сделает его сильным и самоуверенным, а такие дети не капризничают и не хнычут без причин.

Коррекция поведения детей

Коррекция поведения детей основана на определенных принципов, которых должны придерживаться родители, чтобы исправить поведение своего ребенка.

Прежде всего, нужно постараться найти золотую середину между строгостью и полной демократией. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если родители будут довольно строгими, но понятливыми.

Постоянно анализируйте поведение сына или дочери. Это позволит Вам предупреждать кризисные ситуации еще до их наступления.

Определите для себя наиболее типичные ситуации, в которых малыш начинает капризничать, и выработайте стратегию, как с этим бороться. Постоянство и терпение очень важны в воспитании.

Занимайте ребенка играми, упражнениями или работой по дому. И тогда Вы избежите ситуаций, когда малыш балуется просто так от скуки.

Сразу реагируйте на нежелательное поведение ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, просто разговаривайте с малышом и объясняйте ему причину Вашей негативной реакции. Но всегда строго пресекайте действия, представляющие опасность для его жизни и здоровья.

Никогда не критикуйте ребенка лично. Осуждать можно только поступки, но никак не людей. Малыш должен знать, что в любой ситуации он остается для Вас самым лучшим и самым любимым.

Источник: http://bambinostory.com/plohoe-povedenie-rebenka/

Плохое поведение ребенка: как реагировать родителям?

8 примеров, как родители толкают детей на плохое поведение

Плохое поведение ребенка стало нормой в вашем доме? Как Вы справляетесь с ситуациями, в которых поведение ребенка выходит за пределы допустимого? Пытаетесь ли Вы понять его и устранить причины, из-за которых это происходит? Или просто повышаете голос и ставите в угол?

Давайте попытаемся разобраться, как нужно вести себя с детьми, поведение которых выходит из-под контроля.

Представьте себе банальную ситуацию, которая однозначно хотя бы раз случалась с каждым, у кого есть маленькие дети:

Ребенок играет на детской площадке. Вы сидите невдалеке на лавочке и наблюдаете за этим процессом. Он беззаботно веселится вместе с другими детьми. Посмотрев на часы, Вы понимаете, что пора возвращаться домой:

– Дима, время игры закончилось! Пора домой! У тебя есть 5 минут, чтобы попрощаться с друзьями.

После этой фразы обычно ожидается, что совсем скоро Дима выйдет с площадки, возьмет маму за руку и отправится вместе с ней домой. Но в этот раз все происходит по-другому:

– Нет! Я не хочу домой! Хочу еще поиграть! Ты никогда не даешь мне наиграться вдоволь!

После услышанного Вы чувствуете, как гнев растет внутри Вас:

– Как ты смеешь говорить со мной так?!
– Как хочу, так и буду говорить! – продолжает выкрикивать ваше чадо. – Ты совсем не любишь меня! Ты постоянно командуешь мной и не даешь делать то, что я хочу!

Теперь Вы в ярости:

– Так, все – доигрался! Марш домой. В наказание за свое поведение – никакого телевизора и компьютера на целую неделю!

Поведение ребенка выходит из-под контроля. У него начинается истерика. Вы тащите его за руку в направлении дома. Ребенок брыкается, громко плачет и периодически выкрикивает что-то вроде:

– Я тебя ненавижу!

Вы, в свою очередь, клянетесь, что больше никогда не разрешите ему играть на его любимой детской площадке. В итоге вы оба наговорили друг другу много лишнего, без чего вполне можно было бы обойтись.

Как ребенкупонять, что неуважение – это плохо? 

Неуважительное отношение к взрослым – очень частая проблема в поведении детей. Задача родителей – научить их общаться и относиться к другим с уважением.

Но, к сожалению, невозможно обучать чему-то, когда ребенок сердится. Особенно, если Вы сами в этот момент довольно далеки от состояния спокойствия.

Конечно же, Вам хочется приструнить его прямо сейчас – на «месте происшествия». Тем более, что сдержать себя, когда эта «мелочь пузатая» прямо выказывает свое неуважение, очень сложно.

Но нужно понять, что ребенок в этом состоянии неспособен воспринимать поучения. Сейчас у него работает только инстинкт противостояния, отстаивания своих прав и границ. А если Вы еще будете кричать на него и придумывать на ходу наказания, это только ухудшит сложившуюся ситуацию.

Альтернативный метод борьбы с детским неуважением 

Если Вы чувствуете склонность к разговору с ребенком на повышенных тонах и Вам очень сильно хочется наказать его за плохое поведение, попытайтесь в этот раз отреагировать по-другому.

Вот 7 вариантов правильной реакции родителей, когда поведение ребенка выходит за рамки допустимого (на примере той же ситуации):

  1. Соблюдайте спокойствие. Это кажется Вам невозможным? Да, оставаться спокойным, когда ребенок проявляет самое настоящее хамство, нелегко.

Но это возможно. Достаточно понять, что это не чрезвычайная ситуация. Что таких случаев будет еще много. Ведь дети часто себя так ведут. И если каждый раз при этом Вы будете выходить из себя, Вам банально не хватит здоровья на весь воспитательный процесс.

Глубоко вдохните несколько раз.
Сосчитайте до двадцати.
Сделайте вид, что его слова Вас совершенно не ранят.

  1. Пытайтесь понять ребенка. Посмотрите на возникнувшую ситуацию с детской точки зрения. Был ли ребенок застигнут врасплох Вашей просьбой? Не ставит ли это его в неудобное положение перед присутствующими друзьями?

Его реакция является отражением того, что он чувствует внутри. В данный момент он не может выразить свои чувства другими словами, кроме тех, которые Вас обижают и выводят из себя. Нет, он не хочет Вас обидеть! Дети говорят так, как умеют или научены делать.

  1. Сопереживайте. Помогите ребенку понять свои собственные чувства, сопровождая просьбу пояснением вроде:

– Я знаю, что трудно уйти прямо сейчас, когда тебе так весело и рядом много твоих друзей. Но это действительно необходимо. Ты ведь знаешь, что скоро наш папа придет домой, а я еще не приготовила ужин.

Это может вызвать совершенно иную реакцию: вместо истерики он переспросит, действительно ли нужно уходить прямо сейчас. И с расстроенным видом, согласившись с Вашими аргументами, отправится домой вместе с Вами.

Почему поведение ребенка будет другим в этом случае? Потому что в случае с командой, которую ему необходимо беспрекословно выполнить, она будет воспринята в штыки.

Но, если с его мнением посчитаться и озвучить логические причины, почему он должен согласиться с предложением бросить веселье и отправиться домой, есть шанс, что он поймет (конечно же, если речь идет не о трехлетних крохах).

  1. Ищите причину плохого поведения ребенка. Возможно, детская истерика вызвана тем, что он голоден, хочет пить, мало поспал или одной из сотни других причин, которые могут влиять на его настроение. Если некоторые из этим моментов присутствуют, не стоит сердиться на поведение ребенка.

Сердиться нужно на себя за то, что не уследили за своевременным приемом пищи, не взяли с собой на прогулку воды или вчера уложили его спать на несколько часов позже обычного. В результате он не выспался и теперь капризничает.

  1. Попытайтесь успокоить. Если причину плохого поведения ребенка понять не удается, у Вас снова может появиться соблазн вступить с ним в словесную перепалку на повышенных тонах.

Вместо того, чтобы отвечать на каждое обидное неуважительное слово с его стороны, попробуйте начать диалог:

– Пожалуйста, говори помедленнее! И желательно немного тише! Я ничего не могу понять пока ты говоришь сквозь слезы. Как я могу помочь тебе справиться со слезками? Если нужно, я подожду столько, сколько тебе необходимо и потом выслушаю, чего ты хочешь и с чем несогласен?

  1. Проигнорируйте. Иногда лучше сделать вид, что поведение ребенка никак образом Вас не затрагивает. Этот вариант подойдет, если понять ребенка и успокоить его никак не удается.

Не надо тащить его за собой против желания. Просто подождите, пока он перестанет плакать и успокоится. Поверьте, рано или поздно это случится. И он сам смирно пойдет за Вами, поняв, что своими криками ничего не добьется.

Дайте ребенку поддержку через объятия. Это действует безотказно. Если Вы в состоянии проигнорировать его обидные слова и непослушание, Вы сможете понять, что ребенку на самом деле плохо и он нуждается в поддержке.

Подойдите. Молча обнимите. Погладьте по голове. Положите руку на его спину в районе грудной клетки. Пусть он уткнется лицом в Вас и поплачет. Через несколько минут ему должно стать легче.

После этого можно будет повторить свое сообщение об уходе с игровой площадки, которое теперь, возможно, будет воспринято более адекватно.

Оставьте нравоучения на потом 

Ожидание или задержка ответной реакции на некоторое время не означает, что Вы являетесь пассивным родителем или потакаете неуважительному поведению ребенка.

Это лишь означает, что Вы смогли принять правильное решение – подождать пока вы оба успокоитесь. Когда наступит подходящий момент, Вы сможете объяснить ребенку, что поведение, которое было у него в той ситуации, является недопустимым. А он, в свою очередь, будет способен понять и принять эту информацию.

Начать диалог можно примерно так:

– Похоже, ты был расстроен тем, что пришлось уйти с площадки раньше времени? Теперь, когда ты успокоился, можешь рассказать, что тогда чувствовал и почему вел себя так плохо?

Также можно упомянуть о некоторых вещах, которые ребенок выкрикнул сгоряча:

– Ты правда думаешь, что я тебя не люблю? И ты действительно меня ненавидишь?

Объясните ему, что Вам было обидно это слышать. Он должен понимать, что у Вас тоже есть чувства, и своими поступками, словами он может их ранить.

Если же Вы не смогли тогда сдержаться и немного покричали на него, то сейчас самое время объяснить, что это было необдуманно. Что Вам тоже свойственно ошибаться.

Помните, что причиной этому было не только плохое поведение ребенка, но и Ваше собственное неумение сдерживаться. Только так Вы сможете научить своего ребенка уважению к себе. Только в состоянии спокойствия. Без лишних эмоций.

Спокойно обо всем поговорив и разъяснив понятными словами, почему поведение ребенка должно быть другим в следующий раз.

Перечисленные 7 вариантов ответной реакции можно использовать практически в любой ситуации, когда Вы чувствуете, что поведение ребенка выходит за рамки адекватности.

Главное, крепитесь и не давайте гневу завладеть Вашим сознанием!

0

Источник: http://polza.com/plohoe-povedenie-rebenka-kak-reagirovat-roditelyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.