Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Содержание

Если ребенку не нравится в школе. Советы психологов родителям

Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Как выявить причину отказа первоклашки учиться и как вернуть ему интерес к занятиям, рассказала наш эксперт Наталья Неуман, детский психолог, коррекционный педагог.

1. Нет контакта с учителями

Как выявить: ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» – отвечает «Нет!»

Как бороться: чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось.

 Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка.

Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

Учим языки и тренируем память. Развивающие приложения для учеников начальной школы

Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей — объяснить ребенку, что учитель — это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком — пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.

2. Не подружился с одноклассниками

Как выявить: ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .

Как бороться: период адаптации в новом коллективе в таком возрасте — два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть.

Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада.

Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку — на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.

Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.

Как бороться: главная задача родителей — помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.

Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход.

Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть.

Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.

“Котлета не больше абрикоса”. Школьников переводят на голодный паек

Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину — главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни.

При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.

Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет. Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку.

Если до конца сентября поведение ребенка не изменится — как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, — стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике.

При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.

5. Недисциплинированный, невоспитанный

Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.

Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.

Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.

6. Не интересно – переучился до школы

Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).

Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.

Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия — стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.

Новая школьная программа. Учителям придется объяснять материал на пальцах

7. Ребенок не высыпается

Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами — это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.

Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным.

Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать — не позднее 21:00.

Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.

8. Очень устает – перегружен

Как выявить: перегрузить ребенка можно, если занятия длятся более пяти часов в день (уроки, продленка, кружки). Показателем усталости могут быть как вялость ребенка — он приходит со школы и засыпает, а вечером его невозможно уложить, — так и проявление признаков гиперактивности — он бегает, прыгает и не слушается родителей.

Как бороться: если вы заметили у своего первоклашки эти симптомы, то немедленно снизьте нагрузку. В первом семестре первого класса не рекомендуется записывать ребенка на кружки и секции.

Ребенок должен привыкнуть к школьным нагрузкам, а на это уйдет от трех до шести месяцев.

По этой же причине, даже если у него что-то не получается, не пытайтесь сразу требовать от первоклашки идеальной успеваемости: приняв школу психологически, он все упущенное легко наверстает.

Ни в коем случае не говорите, что в школе серьезные требования и ребенку досталась строгая учительница (это, к слову, говорит о неготовности самих родителей отправить ребенка в школу — работайте над собой), первоклашка будет чувствовать постоянное напряжение, что еще больше повысит усталость и нервозность. Если на продленку и/или секции ребенок не ходит, но все равно устает, не стоит заниматься с ним уроками дома. Тем более в современной школьной программе домашние задания не рекомендованы МОН.

Источник: https://vesti-ukr.com/poleznoe/obrazovanie/165929-ne-hochu-v-shkolu-chto-za-jetim-kroetsja

Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков

Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия.

То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность – главное новообразование младшего школьного возраста.

Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще – оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей.

Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний.

Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном  поведении.

Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке – всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы.

Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.

4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает.

Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше – на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы.

Нелёгкая, на первый взгляд задача – но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает.

Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога – потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе. 

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках.

Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь).

Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик – фрукты, или транспорт – это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы.

То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён – значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем – отлично!

10. Ребёнок верит в свой успех

Хорошая самооценка – залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи.

Однако это –  не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. задача родителей – помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/podgotovka-k-shkole/kak-ponyat-chto-rebyonok-gotov-k-shkole-9-priznakov/

6 или 7? Во сколько отдавать ребенка в школу? // Родительство без вредительства – блог ООО

Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Дата добавления: 29.10.2015, 20:00:00

Одним из аспектов психологической готовности ребёнка к школе является готовность к обучению. Наряду с интеллектуальным развитием, развитием произвольного поведения и мотивацией основным критерием готовности ребёнка к школе является психологическая готовность.

Если отвечая на вопрос “Что тебе нравится в школе?” ваш первоклашка отвечает примерно так: там новые ребята и мы с ними играем, там есть игрушки, там вкусно кормят, там не надо спать; это значит, что основной вид деятельности Вашего ребёнка – игра.

Этот вид деятельности является основным для детей от рождения и до 6-7-8 лет, затем он сменяется следующим – стремлением к познанию и ответственностью за свои действия.

Прежде всего, готовность к школе – это желание учиться. Примерно в  семь лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) ребенком овладевает настойчивое желание научиться все делать самому: писать, читать и считать. Кроме того, ребёнок должен понимать причинно-следственные связи. Если не записал домашнее задание, то не ясно, что делать дома. Не сделал, значит пострадал.

Если Вы чувствуете, что Ваш первоклассник оказался не вполне готов к школе, то Вы в силах ему помочь. Дайте ему больше внимания, организуйте досуг так, чтобы осталось время для игр – ему это очень нужно сейчас, не наказывайте, будьте добры и терпеливы. Так, со временем, он, глядя на других детей и чувствуя Вашу поддержку достигнет требуемого уровня зрелости и готовности к обучению.

 

Поговори со мной!

Поговорите с Вашим сыном или дочкой. Присядьте вместе на диван, обнимите ребёнка, дайте ему почувствовать, что он в безопасности: погладьте его по голове, поцелуйте, искренне скажите, что любите его. Задайте простые вопросы:

  • Как ты себя чувствуешь?
  • Как твои дела в школе?
  • Тебя что-нибудь беспокоит?
  • Какое у тебя настроение?
  • Ваш малыш теперь стал взрослым ребёнком. Ему важны кроме любви и заботы ваши поддержка и доверие. Вы можете поддержать своего первоклашку словами:
  • Я понимаю, что тебе сейчас тревожно, я тоже когда-то боялся…
  • Я знаю, ты сейчас переживаешь, и я переживаю тоже…
  • Ты у меня стал такой взрослый, я горжусь тобой
  • Я люблю тебя
  • Я верю, ты справишься
  • Ты молодец

Главное, что необходимо понять родителям, это то, что вашему ребёнку сейчас как никогда нужна Ваша поддержка

Бывают в жизни огорчения!

К сожалению, иногда школа становится поводом для нешуточных огорчений. Родители в разводе, папа не отводит ребёнка в школу и даже не звонит узнать как дела. Кошка опрокинула вазу с водой на букварь. Любимый приятель перешёл в другую школу и даже не предупредил.

Автомобиль застрял в пробке, и Вы приехали ко второму уроку. Да мало ли накладок может случиться? Утешать ребёнка, если он сильно расстроен, бесполезно – не помогут ни мороженое, ни игрушка.

Помогите ему выразить свои чувства, выговориться и выплакаться, поддержите, обнимите, дайте понять, что разделяете его чувства. Спросите его мнения, что можно придумать, чтобы исправить ситуацию. Не вините малыша, даже если он сам проспал, забыл пенал, испортил учебник или форму.

Родительская любовь и близость помогут справиться с неприятными чувствами, забыть об огорчениях и уверенно идти дальше!

Похвали меня!

  • Молодец!
  • Именно этого я давно ждала!
  • Отлично!
  • Красота!
  • Хорошо!
  • Это трогает меня до глубины
  • души!
  • Уже лучше!
  • Как в сказке!
  • Удивительно!
  • Сказано здорово – просто и ясно!
  • Брависсимо!
  • Очень ясно!
  • Гораздо лучше, чем раньше!
  • Остроумно!
  • Потрясающе!
  • Ярко, образно!
  • Лучше, чем все, кого я знаю!
  • Экстра-класс!
  • Замечательно!
  • Очень эффектно!
  • Великолепно!
  • Талантливо!
  • Поразительно!
  • Прекрасное начало!
  • Прекрасно!
  • Ты – одарённый!
  • Неподражаемо!
  • Я знал, что тебе это по силам!
  • Грандиозно!
  • Ты сегодня много сделал!
  • Несравненно!
  • Ты на верном пути!
  • Незабываемо!
  • Здорово!
  • Я тобой горжусь!
  • Ты в этом разобрался!
  • Ух!!!
  • Умница!
  • Я просто счастлив!
  • С каждым днём у тебя получается
  • всё лучше!
  • Поздравляю!
  • Работать с тобой – просто
  • радость!
  • Тут мне без тебя не обойтись!
  • Научи меня делать также!
  • Ты – просто чудо!
  • Ты мне необходим!

Я горжусь, что тебе это удалось!
Я сам не смог сделать лучше!

Источник: http://www.xn--38-8kci8bmh2b4b.xn--p1ai/experts/roditelstvo_bez_vreditelstva_blog_ooo_psihoanaliz_siti/2015/10/6_ili_7_vo_skolko_otdavat_rebenka_v_shkolu_

Что делать если первоклассник не хочет учиться?

Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Инна Франк

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма — и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  1. Не справляется со школьной программой
  2. Неинтересно учиться
  3. Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Личные комплексы

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь — это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию — он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Ребенку неинтересно учиться

Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но — им неинтересно.

У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно.

Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» — для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Совет психолога — превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться.

А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки».

В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки — это всё в детективной сказке!

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Что делать если ребенок не хочет учиться

Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

Добрый, располагающий к себе учитель — один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» — задумайтесь о переходе в другой класс.

У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

В начальной школе в первую очередь важно следующее:

  1. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
  2. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
  3. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.

Ребенок комплексует

Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам.

Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

Если ситуация не изменится — не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится — слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

Есть более простые причины закомплексованности — это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание — неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Как помочь ребенку пережить развод родителей?

Чаще хвалите

Похвала — одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса.

Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте.

Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится — не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

Что главное для родителя — отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе — не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба — тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение — рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя — а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам — всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Полезная литература на эту тему

По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Книги:

  • «Ваш непонятный ребёнок»
  • «Все мы родом из детства»
  • «Лечить или любить?»
  • «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
  • «Любить или воспитывать?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

Книги:

  • «Общаться с ребенком. Как?»
  • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
  • «Поведение ребенка в руках родителей»

Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

Книги:

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
  • «Если с ребенком трудно»
  • «Что делать, если…»

Источник: https://personallife.ru/vospitanie/pervoklassnik-ne-xochet-uchitsya/

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Что делать, если первоклашка оказался не готов к школе

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование.

А некоторые мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать.

А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил.

И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»?

Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток.

Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско.

Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает.

Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали – по привычным для себя показателям.

А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы.

А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе».

Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.

Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой.

Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими.

А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей.

Как раз наоборот – оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям.

Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае.

Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» – вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку.

Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности.

Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи».

Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п.

, это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи.

И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют.

Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющаяготовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик.

А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое.

А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.

Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал.

Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре.

Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой».

Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить – он еще не доиграл.

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/gotovnost_k_shkole_chto_mi_ne_ponimaem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.