Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

Содержание

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет

Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи.

Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей.

Задержка речевого развития у детей 3 лет, также как и 5 лет, может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Задержка речевого развития у детей 3 лет

Задержка речевого развития характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. в 2 года чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.

Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и массажем, назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Отдельное внимание рекомендуется уделить становлению мелкой моторики, родителям следует играть с чадом в пальчиковые развивающие игры, занимать его лепкой и рисованием, сбором мозаики и конструктора.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей.

Невролог может назначить ноотроптые препараты для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию.

Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

Самы свежие новости в нашем телеграмм канале: t.me/shkolaxarizm

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej-3-let.html

Консультация логопеда: почему у вашего ребенка проблемы с речью

Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

В современном мире проблемы с речью у детей — очень распространенный фактор.

Их можно обнаружить у каждого второго: один буквы нормально не выговаривает, второй окончания все время путает, а третий вообще молчун, предпочитающий жесты словам.

Неудивительно, что логопед — самый востребованный детский специалист. К самым известным из них родители готовы выстоять многомесячные очереди ради диагностики и занятий.

Одна из них, логопед развивающего центра «Бэби Клаб» Лариса Латыпова, рассказала, что может вызвать проблемы с речью у детей и что могут исправить сами родители при небольшой поддержке специалиста…

www.mamamoldova.com

1. Родители мало разговаривают с ребенком

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо.

Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье формируется дефицит личного общения у ребенка.

Ведь не секрет, что нередко клиентами логопедов становится семьи, в которых не принято подолгу болтать. А ребенку это, оказывается, очень надо.

2. Гаджеты и телевизор

Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики.

Малыш «залипает» у экрана, и вот они — 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие.

Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине — это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.

3. Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду начинают без умолку болтать? Потому что в садике их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше.

А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет».

Провоцируйте ваше чадо на диалог — и он вам ответит тем же!

www.first-service.com.ua

4. Особенности нервной системы ребенка

Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система.

Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь — лишь одно из направлений развития ребенка.

А как известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

5. Отсутствие детских книг

Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем.

Введите в повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать — и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

6. Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства.

Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка; проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом (как банальной тугоухостью, так и особенностями фоносинтаксического восприятия) или другими врожденными особенностями.

Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

mdclinic.com.ua

Когда надо обращаться к логопеду?

— Когда угодно, — утверждает Лариса Латыпова. — На консультации в «Бэби-Клаб» часто приходят и родители с детьми 1 года, и те, у кого детки 3−4 лет. Чем раньше будет замечена та или иная речевая проблема, тем проще ее будет исправить. Некоторые речевые нарушения уже позже влияют на грамотность, способность к обучению и общее развитие ребенка.

Поэтому сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенка «прорвет» в 4 года, не стоит. Может «прорвет», а может, и нет. Логопед поможет объективно оценить активный и пассивный словарный запас ребенка и его возможности.

Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи, — и это тоже очень часто встречается.

Очень важным показателем является время построения звуков у детей. Так, шипящие и свистящие должны быть правильно поставлены между 3 и 4 годами. И не всегда родитель может увидеть или поставить их сам, а специалист несоответствие произношения услышит сразу.

Могут ли родители сами заниматься с ребенком дома? Конечно! И это замечательно! Артикуляционная гимнастика, занятия по общеразвивающим книгам, общение и познание мира — все это замечательно и очень важно. Но, увы, не заменит работу со специалистом.

Многие родители не знают, например, как правильно поставить вопрос, чтобы получить верный ответ с правильными окончаниями и предлогами. А это тоже крайне важный и имеющий прямое отношение к логопедии аспект в отношении 3−4-летних детей.

Или, например, малыши могут отказаться заниматься, делать какие-то упражнения с родителями, а пойти на контакт с логопедом. Старательные мамы, много времени уделяющие развитию своих детей, частенько перебарщивают с различными занятиями, превращая общение с маленьким ребенком в настоящую рутинную школу.

А главный вид деятельности у малыша — игра, и все речевые упражнения надо также подавать в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Источник: https://lady.tut.by/news/life/540256.html

Какие бывают проблемы с речью у детей?

Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

Какие бывают проблемы с речью у детей?

Трудности речи наиболее часто встречаются у детей в возрасте от двух до пяти лет, когда они начинают учиться разговаривать и выражать в словах свои мысли. Если развитие младенца происходит в спокойной и счастливой обстановке, то в большинстве случаев это проходит. Однако примерно  5- 7% детей не всегда избавляются от дефектов речи.

Успех в овладении речью во многом зависит от общего развития малыша, его внимательности и старания, психологического климата в семье и наследственности. Даже у родных братьев-сестер в одной семье процесс овладения речью может существенно отличаться.

Прежде, чем обратиться к специалисту,  нужно знать, где в каждом конкретном случае норма, а где  — отклонение от нее.

Современная психология выделяет два типа детей, которые нормально развиваются  с точки зрения речи: говоруны и молчуны.

У «говорунов» часто проявляется повышенная активность и интерес ко всему  окружающему. Такие дети всегда что-то рассказывают, задают много вопросов и очень легко осваиваются в незнакомой обстановке. Иногда «говоруны» начинают разговаривать раньше других детей.

«Молчуны», наоборот,  склонны к созерцательности и трудно адаптируются в новой обстановке. Такие дети часто поздно начинают говорить, однако, практически без дефектов. Но, если «молчун» так и не начал говорить к 2-3хлетнему возрасту, то родители должны обратиться к специалисту.

Особенности:  нарушение звукопроизношения, т.е.  звуки  искажаются, заменяются на другие, смешиваются или просто отсутствуют. До наступления определенного возраста дислалия не требует вмешательства специалиста.

Такой диагноз ребенку ставят в возрасте более 4 лет,  когда он при хорошем слухе, достаточном словарном запасе и правильном построении предложений, произносит некоторые звуки неправильно, по-детски.

Например, вместо «рыба» — «лыба»,  «шашка» — «саска» и т.д.

Ринолалия

Особенности:  нарушение тембра голоса, которое вызывают анатомические дефекты речевого аппарата. Ребенок гнусавит, говорит «в нос». В данном случае будут искажаться все звуки, речь такого малыша непонятна, монотонна и неразборчива.

Такой дефект наблюдается в результате расщепления твердого и мягкого неба, при травме носовой или  ротовой полости или параличе мягкого неба. Также тембр голоса может изменяться при недостаточном попадании воздуха в носовую полость при полипах, аденоидах и в случае искривления носовой перегородки.

При этом наблюдаются нарушения в произношении  носовых гласных и согласных звуков.

Дизартрия

Особенности:  нарушения в произношении при поражении работы нервов, которые связывают речевой аппарат и центральную нервную систему. Ограничиваются скорость и сила  движений речевых органов,  нарушается произношение всех звуков, интонации, речевого дыхания и мелодики речи.

К примеру, у малыша наблюдается потеря контроля над своим языком, который становится непослушным. Ребенок не может надувать щеки или хмурить брови, так как лицевые мышцы малоподвижны. Нужно знать, что дизартрия является не отдельным заболеванием, а частью нарушения двигательной сферы.

  Поэтому ребенок нуждается в комплексном лечении.

Алалия

Особенности: наблюдается частичное или полное отсутствие речи при наличии хорошего физического слуха. Ребенок при этом не умственно отсталый, речевой аппарат не имеет аномалий, парезов и параличей. Он не ограничен  в речевой среде и  стремится к общению с окружающими, правда, только при помощи жестов и мимики.

 Специалисты видят причину возникновение алалии в  недоразвитии или поражении речевых областей, расположенных в левом полушарии головного мозга. Такие нарушения происходят или во внутриутробном,  или раннем периодах развития детей.

Алалия может быть сенсорной (ребенок не понимает и не может воспроизводить человеческую речь) и моторную (малыш понимает  речь, но не  в состоянии овладеть ею).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Особенности: ребенок нормально, но позже и медленнее сверстников овладевает речью.  Такой диагноз ставят детям в раннем возрасте. Причины возникновения ЗРР могут заключаться в неполноценной речевой среде, недостаточном физическом и психическом здоровье, замедленном темпе созревания отвечающих за речь нервных клеток.

Заикание (логоневроз)

Особенности:  нарушается темп, ритм и плавность речи, что вызвано судорогами мышц лица. При этом наблюдается повторение звуков (чаще согласных), растягивание гласных, повтор слов и слогов,  остановка речи. Часто этот дефект обусловлен страхом. В повседневной жизни такой ребенок не будет заикаться, но при выступлении  на сцене или ответе у доски вместе с волнением появляется и заикание.

Чтобы избежать заикания, необходимо:

  • обеспечить полноценной речевой среды с правильной и неторопливой окружающей речью;
  • ограничить контакты ребенка с заикающимися;
  • избегать скандалов при ребенке;
  • не допускать физических и психических травм;
  • избегать запугивания малыша с помощью страшных сказок и героев;
  • не оставлять ребенка в темной комнате в наказание и не бить.

Что делать родителям, если они заметили у своего малыша дефекты речи?

1. Если ребенок коверкает слова или наблюдаются другие речевые дефекты, не стоит акцентировать на этом внимания. Не заставляйте малыша повторять слова, пока он не произнесет их правильно. Лучше в контексте произнести искажаемое слово громко и четко так, чтобы оно запомнилось ребенку.

2. Не надо ругать ребенка за промахи, а вот за удачи обязательно нужно хвалить.

3. Необходимо больше петь детские песенки и читать книги, декламировать стихотворения и рассказывать сказки.

4. Нужно также заниматься физическими упражнениями, поскольку развитая координация движения способствует  речевому развитию.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

И самое главное! Если у детей наблюдается сильное нарушение речи, не стоит откладывать визит к специалисту. Только он может определить, есть ли реальная  угроза или, быть может, ребенок сам «перерастет» это.

Источник: http://mei-sonnen.ru/kakie-byivayut-problemyi-s-rechyu-u-detey.html

Проблемы с речью у детей и как их преоболеть

Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

Нередко случается, что сверхзаботливые родители начинают безо всяких оснований беспокоиться о развитии речи малыша и сгущать краски.

Им кажется, что годовалый карапуз говорит слишком мало слов, тревожатся, что в 2 года он не умеет грамотно строить предложения, а в 3 ему с трудом даются «шипящие» звуки… Но бывает и наоборот, когда в круговороте забот мы не замечаем проблем, на которые надо бы обратить внимание, ведь они могут говорить о тех или иных речевых отклонениях от нормы и являются первыми признаками проблемы с речью у ребёнка. Давайте вместе познакомимся с основными логопедическими нарушениями, которые встречаются у детей, чтобы суметь вовремя распознать болезнь и помочь крошке и его «непослушному» язычку.

Проблемы с речью – дислалия

.

Бывает так, что детям с трудом даётся произношение звуков, которые его ровесники уже давно освоили. При этом у него всё нормально и со слухом, и с речевым аппаратом.

Малыш хорошо развит, у него к 3-4 годам достаточный словарный запас, он строит большие и связные предложения, но… при этом произносит слова, как маленький. К примеру, вместо «собака» выдаёт «шабака», или «книзька» вместо «книжка».

В таком случае, скорее всего, говорят о дислалии – нарушении речи. К слову, дислалия – наиболее частый дефект прононса у дошколят.

Выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную. При механической наблюдаются отклонения в строении речевого аппарата малыша (укороченная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов). При такой форме проблемной речи – дислалии малыш произносит неправильно не единичные звуки, а целые группы.

Что делать? В каждом конкретном случае специалисты (логопед и ортодонт) выбирают подходящую тактику коррекции нарушения речи. Бывает достаточно специальных упражнений. Но часто подобные проблемы с речью у детей решаются оперативным путём.

Проблемы с речью у детей – функциональная дислалия

При функциональной форме нарушений в строении органов речи не наблюдается. Проблема заключается главным образом в том, что ребёнок попросту не умеет правильно пользоваться артикуляционным аппаратом – чаще всего неправильно располагает язычок, отчего заменяет одни звуки другими или искажает их (смягчение твёрдого «л», горлового «р», межзубного «с»), а иногда и вовсе не произносит.

Почему так случается? Есть ряд предрасполагающих факторов возникновения данной проблемы речи у ребёнка.

Среди них – общая физическая ослабленность ребёнка из-за перенесённых заболеваний, слабость мышц речевого аппарата, минимальные мозговые дисфункции, задержка речевого развития.

Последняя, между прочим, причина, часто возникает по вине взрослых, которые мало разговаривают с малышом или специально искажают слова, подражая детской речи. К слову, если кто-то из членов семьи страдает нарушениями речи, малыш может копировать его произношение.

Что делать? К счастью, функциональная дислалия хорошо поддаётся коррекции. Практика показывает, что прогресс наступит тем быстрее, чем раньше родители обратятся за помощью к специалисту. Не стоит спешить на приём к логопеду, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звуки «р», «с» или «л».

Но если к 5 годам правильное «рычание» так и не появилось, или ребёнок по-прежнему произносит «курича» вместо «курица» или «лёшадь» вместо «лошадь», нужно посетить специалиста.

Он покажет, как делать артикуляционную гимнастику для укрепления мышц и развития подвижности речевого аппарата, а затем научит малыша правильно произносить непослушные звуки и закрепит эти навыки с помощью специальных упражнений.

Попутно важно развивать у ребёнка слуховое внимание – этому поможет чтение книг, прослушивание музыки, детских песенок, аудиосказок. Не меньшее значение в преодоление проблем с речью у детей имеет и тренировка речевого аппарата ребёнка – зарядка для язычка и губ плюс разминка для всего ротика, для чего нужно почаще предлагать малышу погрызть морковку, яблочко, сухарик или сушку.

Проблемы с речью у детей – ринолалия

Помните, в советском мультике «38 попугаев» есть один любопытный персонаж – слонёнок, говорящий немного непонятно, потому что в «нос». Этот мультяшный герой – прекрасный пример ринолалии.

Этот термин означает нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за каких-либо анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. У ребёнка с ринолалией во время разговора воздушная струя попадает в полость носа и там вибрирует. При этом возникает гнусавость.

Все звуки искажаются, речь малыша малоразборчива и монотонна. Причинами такого дефекта речи у ребёнка могут быть врождённые или приобретённые аномалии развития речевого аппарата. Однако… нередко причиной становятся всевозможные заболевания носоглотки: аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки.

Такую разновидность ринолалии называют закрытой. При ней особенно страдает произношение носовых звуков – «м» и «н». К примеру, у малыша вместо «мама» выходит «баба», или «дос» вместо «нос».

Что делать? В каждом из этих случаев нужно обращаться к лору и логопеду, чтобы определить причину «гнусавости» и провести необходимое лечение – к примеру, удалить аденоиды и озадачить ребёнка ежедневной весёлой зарядкой язычка.

Проблемы с речью у детей – брадилалия и тахилалия

Иногда у малыша может нарушаться темп речи. Брадилалия – это замедление речи, а её ускорение – тахилалия. При замедленном темпе речь тягучая, вялая, монотонная с растягиванием гласных.

Для ребёнка с брадилалией характерны общая вялость и медлительность. Причина подобной проблемы с речью у детей – «сбой» в центральной нервной системе и преобладание процессов торможения над процессами, отвечающими за возбуждение.

В норме они уравновешивают друг друга.

При тахилалии речь малыша напротив торопливая и напористая. Он говорит очень быстро, часто пропуская слоги или удваивая их, искажая звуки и целые слова.

Такая особенность речи возникает у ребятишек активных, легко возбудимых, порывистых.

И здесь тоже играет роль как наследственность, так и неправильное воспитание – постоянные ограничения, жёсткие наказания, а также и подражание быстроговорящим взрослым.

Что делать? Малыши с нарушениями темпа речи обязательно нуждаются в наблюдении логопеда. Как правило, таким деткам назначается медикаментозное укрепление нервной системы, логопедические занятия и лечебная физкультура.

Проблемы с речью у детей – алалия

Тяжёлое, но, к счастью, редкое расстройство речи – алалия. Это недоразвитие речи или её отсутствие из-за поражения зон коры головного мозга, отвечающих за речь. При этом слух и уровень интеллекта у малыша нормальные.

Такой серьёзный «сбой» может произойти ещё во время внутриутробного развития ребёнка, в процессе тяжёлых родов или в раннем возрасте (первые 3 года) из-за травм головного мозга и различных заболеваний.

У малыша с алалией не развивается «языковая способность», язычок словно спит.

Что делать? Не позднее 3-летнего возраста отвести малыша к логопеду или дефектологу. Детский мозг обладает удивительной пластичностью. Его здоровые клетки могут брать на себя функцию тех, которые по каким-то причинам отказываются трудиться. Работая с ребёнком-алаликом, специалист восполняет пострадавшее звено речевой цепочки другим звеном, помогает найти новые, необычные «опоры» для речи.

Проблемы с речью у детей – дислексия

Если все вышеописанные проблемы с речью у детей можно классифицировать, как нарушение устной речи, то дислексия – это нарушение речи письменной. Оно встречается у 15 % всех современных детей, независимо от пола и национальности. У ребёнка-дислексика возникает стойкое нарушение восприятия букв и звуков во время чтения.

Как часто бывает: мама заставляет малыша снова и снова читать какое-то предложение, а у него всякий раз выходит какая-то «тарабарщина». При этом маленький читатель может быть весьма смышленым и одарённым ребёнком.

А всё потому, что дислексия связана не с низким уровнем интеллекта, а с нарушением процессов обработки звуков и звуковых сочетаний (фонологической обработки) в головном мозге.

Человеку присущ не один, а сразу несколько видов слуха. Первый из них – физический, благодаря которому мы слышим пение птиц, шум ветра и прочие разнокалиберные звуки, которые нас окружают. Второй – всем известный музыкальный.

Он помогает различать оттенки музыки, осваивать нотную грамоту, играть на музыкальных инструментах, петь. И, наконец, третий вид слуха – речевой. Благодаря ему мы отличаем один звук от другого, улавливаем оттенки речи. У детей, страдающих дислексией, нарушен именно речевой слух, поэтому они нечётко слышат звучащую речь.

Оттого им тяжело понять, что слова делятся на отдельные звуки, и непросто научиться ими манипулировать.

Что делать? Если малыш-дошкольник, освоивший чтение, читает по слогам или медленно – это нормально.

Но, если он при этом систематически пропускает звуки или добавляет лишние, не дочитывает или искажает окончания слов, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать о том, о чём только что прочитал, непременно проконсультируйтесь со специалистом. Лучше, как известно, оказаться чересчур бдительным.

Проблемы с речью у детей – дисграфиея

Как правило, дислексия – нарушение не одинокое, точнее, не изолированное. Нередко оно сопровождается дисграфией – стойким нарушением письма, которое связано не с незнанием грамматических правил, а с недоразвитием или нарушением тех мозговых механизмов, которые отвечают за процесс письма.

Не стоит путать с дисграфией всевозможные ошибки, свойственные практически всем малышам на ранних стадиях обучения письму. Так, если ваш маленький почемучка, который едва научился писать печатными буквами, выводит слитно некоторые слова, иногда «зеркалит» буквы или выдаёт шедевры вроде «ден рожденийа», «бигимот» или «йолка» – это абсолютно нормально.

Поначалу.

Но родителям стоит насторожиться, если ребёнок допускает одни и те же ошибки с упорным постоянством даже в обычных словах, к примеру, пишет «амам» вместо «мама», регулярно на письме меняет местами слоги, пропускает их или не дописывает, забывает буквы или слишком часто пишет их в обратную сторону, путает буквы, схожие по звучанию (з/с, ж/ш) и написанию (в/б, з/э), пишет слова слитно или отделает от слов одну-две буквы.

Что делать? В этом случае консультация специалиста будет нелишней. Как и в случае с дислексией, для успешного лечения важна ранняя диагностика и последующая профессиональная коррекция этого речевого нарушения.

Как вы, дорогие родители, видите, при условии упорной и слаженной работы врачей, педагогов и родителей, большинство логопедических проблем с речью у детей удаётся одолеть. И тогда малыш без проблем и ограничений сможет наслаждаться чистой и грамотной речью – великим даром, которым владеет только человек. Пусть и совсем ещё маленький.

Источник: https://sait-sovetov.net/sovety-roditelyam/problemy-s-rechyu-u-detej-i-kak-ih-preobolet-59.php

Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Что может спровоцировать у ребенка проблемы с речью

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией.

Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение ых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений ых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность ого аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная ая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или ых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только ые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области ых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к ым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение ых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.