Что такое синдром Карлсона: когда визит к врачу необходим

Синдром Карлсона в психиатрии

Что такое синдром Карлсона: когда визит к врачу необходим

Наверное, все помнят известный советский мультик, на котором выросло уже не одно поколение…- «Малыш и Карлсон».

Если кратко, то в истории повествуется о том, как маленький одинокий мальчик Малыш подружился с мужчиной в возрасте, да еще и с пропеллером на животе – Карлсоном, который живет на крыше.

Ребенку было так одиноко, что он выдумал себе друга, с которым общался, которого кормил, ждал каждый день в гости и очень сильно расстраивался, если тот не прилетал. Но, что означает синдром Карлсона в психиатрии?

Воображаемый друг – кто он?

Вы начали замечать, что ваш ребенок постоянно с кем-то разговаривает, что-то объясняет кому-то в воздухе и ведет себя как-то странно? К счастью или же к сожалению, (это уже решать родителям такого ребенка), у малыша появился воображаемый друг. Теперь возникает другой вопрос – это норма или же все-таки психическая болезнь, которую нужно лечить?

Во-первых, вы, как родитель, должны знать, что общение с вымышленным другом у вашего ребенка носит определенное название в психиатрии – синдром Карлсона.

Если вашему ребенку еще нет 5 лет, и он постоянно общается с воображаемым другом, то это состояние является вариантом нормы, а не отклонения или же какого-то психологического заболевания.

Итак, информация для всех родителей:

Для детей до 5 лет общение с воображаемыми друзьями является нормальным состоянием психологического развития. Такая «дружба» указывает лишь на то, что у ребенка развивается фантазия.

Неправильные действия родителей

Самой главной ошибкой родителей является то, что они от незнания и непонимания наказывают и ругают своих детей за то, что они общаются с воображаемыми друзьями.

Стоит отметить, что здесь винить нужно не ребенка, а родителей или же близких родственников. Зачастую именно они провоцируют такую психологическую реакцию у маленького человека.

Поэтому, анализировать нужно, прежде всего, свои действия, и уж потом – якобы неправильное поведение ребенка ( опять же, с точки зрения родителей).

Причины синдрома

Рассмотрим основные причины возникновения синдрома Карлсона у детей. На эти причины особое внимание стоит обратить родителям, а также бабушкам, которые больше времени проводят с ребенком.

Итак, дети «заводят» воображаемых друзей, если им не хватает впечатлений в их повседневной жизни. В период активного умственного и физического формирования организма ребенка, ему необходимы яркие незабываемые впечатления. Что здесь имеется в виду? А то, что ребенка нужно всячески развивать.

К примеру, отвести в зоопарк – показать животных, познакомить с дельфинами и другими морскими животными в океанариуме/дельфинарии, гулять по выходным в парке, кататься на качелях, пускать мыльные пузыри, показывать новые мультики, повествовать увлекательные истории и просто играть с ребенком.

Если дети лишены впечатлений, то они начинают придумывать их самостоятельно.

Ведь каким еще образом мозг ребенка может полноценно развиваться? Поэтому, если ваш малыш познакомил вас с воображаемым другом, то не спешите вести его к психологу, а просто в своем плотном рабочем графике уделите время для развития ребенка.

Вторая причина синдрома Карлсона у маленького ребенка – это отсутствие полноценного общение со сверстниками. Возможно, малыш не ходит в детский сад и общается только с родителями и близкими родственниками или же вы в недавнем времени переехали на новое место проживания, где ребенок еще не успел ни с кем познакомиться и для него смена обстановки является своего рода стрессом.

Слабость и ощущение незащищенности родителями является третьей причиной синдрома Карлсона. Если вашего малыша постоянно обижает кто-то из родственников, наказывает даже за маленькие проказы, то в таком случае ребенок вырастает в страхе, он испытывает острое чувство незащищенности. Ему сложно довериться даже самым близким людям.

Другие причины синдрома Карлсона

Среди других причин возникновения синдрома Карлсона выделяют гиперопеку ребенка со стороны родителей.

Если ребенка с раннего возраста не воспринимают как личность, не давать ему возможности проявить все свои таланты, умения и даже элементарно – не позволять высказывать свое мнение, то такие дети чаще всего начинают замыкаться в себе и придумывать вымышленных друзей. Ведь только вымышленный друг сможет понять такого обиженного закомплексованного ребенка.

Среди взрослых людей синдром Карлсона также имеет место быть. В основном он диагностируется у мужчин. Причина – в том, что представители мужского пола категорически отказываются вступать в серьезные официальные отношения, не дают возможности своей партнерше проявить себя в роли хозяйки в доме мужчины и т.д.

Мужчины с синдромом Карлсона категорические противники детей, женитьбы и любого явного посягательства на их свободу и независимость.

Что делать родителям?

Родителей ребенка с синдромом Карлсона больше всего волнует – что делать с таким дитем и нужно ли вообще что-либо делать? Первое, — вы должны спокойно и действительно уважительно относиться к новому воображаемому другу своего малыша. Ни в коем случае не угрожайте ему, не высмеивайте, не наказывайте, не обижайте и не ругайте ребенка. Ведь, по большому счету, ругать не за что. Ваш ребенок не сделал ничего плохого или же запретного.

Если вы все же решите наказать ребенка или же запретить ему при вас общаться с воображаемым другом, то в таком случае добьетесь прямо противоположного эффекта. Ребенок еще больше отдалиться от вас, как от родителя и приблизится к воображаемому и такому его понимающему другу.

Наиболее правильными действиями со стороны родителей будет подыграть ребенку. Для этого, начните расспрашивать малыша, как именно выглядит новый друг, что он любит, о чем они общаются. Только таким образом вы сможете понять настоящую причину такого общения с воображаемым карлсоном.

Если ребенок развивается полноценно, у него нет никаких умственных отклонений или же нервно-эмоциональных заболеваний, то в таком случае дружба с воображаемым другом должна закончится в возрастном промежутке от 7 до 9 лет. Обращаться к психологу стоит только в том случае, если ребенку 10 и более лет и он до сих пор общается с невидимыми друзьями.

Источник: https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii/

Синдром Туретта: причины, симптомы, лечение, профилактика

Что такое синдром Карлсона: когда визит к врачу необходим

Синдромом Туретта принято называть неврологическое аномальное состояние, которое является хроническим и дает о себе знать еще в раннем детстве.

Характеризуется данное заболевание тем, что ребенок неосознанно издает различные звуки или слова, так называемый ой тик. При этом дети с таким синдромом могут делать разнообразные движения телом – двигательный тик.

Контролировать издание звуков или движение телом ребенок не может.

Двигательные тики появляются у ребенка в промежутке от двух до восьми лет. Голосовые тики появляются раньше – около двух лет. Но, как правило, и неконтролируемые движения, и звуки начинаются одновременно.

Специалисты утверждают, что пик обоих тиков достигает в двенадцатилетнем возрасте. У большинства детей, по статистике, в подростковом возрасте симптомы гораздо уменьшаются. Но это не значит, что все прошло или в скором времени пройдет.

Болезнь неизлечимая, поэтому и во взрослом возрасте возобновление тиков также возможно.

Стоит отметить, что тики у каждого ребенка проявляются по-разному. У некоторых детей они незначительные, поэтому они особо на жизнь не влияют. Но и в таком случае не надо забывать о том, что люди, к сожалению, не всегда тактичны.

Особенно, что касается детей, которые в большинстве своем не приемлют кого-то, кто не похож на них.

Поэтому работа с психологом в данном случае обязательный фактор, который поможет Вашему ребенку адаптироваться к социуму, преодолеть комплексы и научиться относиться к своему заболеванию со смехом и принятием.

Кстати, если Ваш ребенок или дети Ваших знакомых, друзей, коллег и так далее, столкнулись с такой проблемой, то можно посмотреть замечательный кинофильм «Перед классом», который рассказывает об учителе с синдромом Туретта. Это произведение учит тому, что эта болезнь – не приговор. С ним можно жить и быть любимым. Самое главное – это положительное отношение к жизни.

Причины возникновения

Как утверждают специалисты, синдром Туретта имеет генетический компонент. Это значит, что при наличии определенного набора генов человек рискует заболеть данным недугом. Какой именно ген или набор генов отвечает за развитие этого синдрома пока науке неизвестно.

Причинами развития данного заболевания могут быть:

  • Рвота и тошнота, которые сопровождают мать в первом триместре беременности. Или мать, которая увлекалась употреблением алкоголя, кофе и курением;
  • При недостаточном поступлении кислорода в кровь во время рождения;
  • Низкий вес и первичные признаки повреждения мозга у ребенка могут также быть причиной развития синдрома Туретта.

Симптомы синдрома Туретта

У заболевания синдром Туретта симптомы уникальны для каждого ребенка. Двигательные и ые тики проявляются по-разному. Тики могут быть:

  • Легкие подергивания глаз, шеи. Тики также проявляются в виде кашля, прочищения горла или серия из произвольных движений телом и звуков;
  • Тики как ые, так и двигательные возникают спонтанно, резко. Продолжаются они от нескольких секунд до пары минут;
  • Двигательные и ые тики могут приходить и уходить – нарастать и убывать в течение продолжительного времени – от недели до нескольких месяцев. В этот период один тип тиков меняется другим. Стоит понимать, что тики могут становиться тяжелее каждый раз. То есть сначала они буквально не дают ребенку дышать, а потом, со временем, постепенно убывают. Также обращаем Ваше внимание, что если симптомы синдрома становятся хуже, то есть не все так безобидно как было раньше, то это значит, что Вы, психолог, школа, окружение делаете что-то неправильно. Вероятно, ребенок испытывает какой-либо стресс, огорчение, апатию и так далее, что напрямую влияет на состояние здоровья. Поэтому тут всегда нужен глаз да глаз. При малейшем изменении в поведении ребенка, надо выяснять, что стало причиной ухудшения настроения.

Диагностика заболевания

Диагностика синдрома Туретта происходит на основании сбора анамнеза больного ребенка и непосредственно осмотра. Стоит понимать, что в незнакомой или пугающей обстановке дети могут сдерживать, подавлять появление тиков.

Например, если к симптомам данного заболевания родители относились несерьезно, полагая, что это блажь или ребенок делает специально, то последний может очень бояться врача, думая, что его навсегда упекут в больницу. Поэтому ни в коем случае нельзя пугать ребенка больницей, врачами, уколами и так далее.

Если бы взрослые знали, что испытывают дети с подобными недугами, они никогда бы не позволили так вести себя.

Для того, чтобы и врач убедился в наличии тиков у ребенка, на консультацию необходимо принести видео, где видно четкое проявление симптомов данного заболевания. Попытайтесь заснять ребенка в непринужденной обстановке, так, чтобы он не видел и не испытывал неловкости, тем более не пытался подавить проявления синдрома Туретта.

Также врач может назначить психологическое тестирование и тестирование на наличие проблем в учебе.

Методы лечения

Лечение синдрома Туретта прежде всего основывается на управлении тиками. Большинство случаев данной болезни легкие, не требующие какого-то особого лечения.

Стоит отметить, что ребенка нельзя изолировать. Его надо социализировать, учить отвечать обидчикам и уметь постоять за себя.

В школе учителя должны быть предупреждены, что ребенок не балуется, а имеет такое довольно редкое заболевание.

Ребенок не должен испытывать комплекс, что он не такой, с дефектом и многое другое. И прежде всего родители не должны ахать и охать, приговаривая об инвалидности своего чада и жалея его. Так они создают вакуум вокруг ребенка, не давая ему «дышать» и развиваться. Помните, что дети смотрят на своих родителей и копируют поведение именно у них.

К какому врачу следует обращаться

В нашей базе более 500 болезней и состояний с подробным описанием всех причин, симптомов и способов лечения. Выберите заболевание и узнайте способы его лечения.

НеврологияАфазия: причины, симптомы, лечение, Агнозия, Алалия, Амнезия, Болезнь Альцгеймера, Болезнь Паркинсона, Делирий, Эпилепсия, Инсульт, Менингоцеле головного мозгаПроктологияАнальный зуд, Геморрой, Полипы в толстом кишечникеЭндокринология, нарушения обмена веществ

Page 3

Источник: https://24doctor.info/disease/sindrom-turetta/

Синдром Карлсона у детей

Что такое синдром Карлсона: когда визит к врачу необходим

Синдром Карлсона у детей – особенность психического развития, характеризующаяся наличием воображаемого друга. Персонаж – человек, животное, сказочное существо, литературный герой – создается воображением ребенка.

Синдром проявляется эпизодами общения, игры, бытовых ритуалов с невидимым товарищем. Ребенок спрашивает, озвучивает просьбы, ставит дополнительную тарелку, делится одеждой, игрушками. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения.

Чрезмерно замкнутым, предпочитающим фантазии реальному миру детям требуется семейная, индивидуальная психотерапия.

Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги – встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком.

Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей. Синонимичные названия синдрома – невидимый друг, воображаемый партнер. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 6 годам симптомы исчезают.

Информация о распространенности синдрома отсутствует – часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.

Причины синдрома Карлсона у детей

Активное формирование воображения у детей становится основой для создания невидимого товарища. Отсутствие внешних стимулов, способных увлечь ребенка, делает фантазирование источником развлечений.

Причинами выраженного синдрома Карлсона являются психологические проблемы. Выдуманный персонаж помогает справиться с негативными эмоциями, компенсирует недостающие личностные качества.

Провоцирующими факторами являются:

  • Дефицит общения. Возраст 3-7 лет – период интенсивного развития коммуникативных навыков. Вымышленный товарищ удовлетворяет потребность ребенка общаться, играть, устраняет чувство заброшенности, ненужности, возникающее при чрезмерной занятости родителей, непринятии сверстниками.
  • Страхи, фобии. Придуманный персонаж наделяется храбростью, отвагой, становится защитником ребенка. Фантазия позволяет победить чувство неуверенности, детские страхи.
  • Чувство вины. Дети чувствуют свою причастность к семейным ссорам, проблемам родителей. Отношения с другом-невидимкой используются для переноса вины либо получения оправданий, поддержки.
  • Гиперопека, запреты. Тотальный родительский контроль, чрезмерная забота, ограничения, правила не оставляют пространства для самостоятельности, реализации желаний ребенка. Дружба с воображаемым партнером становится способом почувствовать свободу, собственную значимость.
  • Недостаток интересных событий. Фантазия используется для переживания новых впечатлений. Ребенок выдумывает персонажей, обстановку, события, которые захватывают эмоционально – позволяют пережить радость, восторг, удивление, страх.

Феномен придуманного спутника отслеживается на ранних этапах филогенеза – в ранние исторические времена воображаемые партнеры являлись сверхъестественными существами: духами, домашними богами, домовыми, ангелами-хранителями, музами.

Оберегали, обеспечивали комфорт, помогали принимать важные решения, становились источниками вдохновения. В онтогенетическом развитии выдуманные друзья возникают у 3-6 летних детей, выполняют аналогичные функции.

Основой синдрома Карлсона является интенсивное развитие воображения – функции мышления, реализующей отделение от конкретной ситуации, создание новых образов. Появление вымышленного товарища провоцируется психологическими проблемами различного типа – страхами, одиночеством, блокированными потребностями.

Персонажу приписываются черты, позволяющие снизить чувство дискомфорта, компенсировать эмоциональную напряженность. Фантазийное общение, игры, бытовые ритуалы восстанавливают комфортное состояние ребенка.

Симптомы синдрома Карлсона у детей

Воображаемый товарищ – человек (ребенок, взрослый), животное, герой сказки, мифа, религиозного учения – наделяется определенным набором качеств, зависящих от особенностей психологической проблемы, составляющей основу синдрома. Дети, испытывающие страх, создают храброго, готового защищать персонажа.

Чувство одиночества порождает доброго, общительного, веселого компаньона, готового играть, развлекаться. Товарищ, склонный к проказам, шалостям, приключениям компенсирует родительскую гиперопеку, строгие правила воспитания.

Дети, страдающие от чувства вины, имеют партнера, способного поддержать, высказать одобрение, оправдать либо перенять вину.

Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища.

Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем.

При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.

Осложнения

Осложнение синдрома Карлсона – проблемы социальной адаптации. При выраженной клинической картине ребенок отказывается играть со сверстниками, не пытается подружиться, избегает контакта с матерью, отцом.

Дружба-фантазия становится приоритетной – любая ситуация поддается контролю, является эмоционально комфортной. У детей 5-8 лет симптомы постепенно редуцируются. Уход в фантазии может закрепиться как способ психологической защиты, проявляться у подростков, взрослых.

Он снижает социальную активность, препятствует установлению продуктивных межличностных контактов.

Большинство случаев синдрома Карлсона не становятся причиной обращения к врачу – у ребенка есть «особый» друг, но сохраняется социальная активность, интерес к общению с детьми, родителями. Постепенно выдуманная дружба заменяется реальными отношениями, учебой, спортом, творчеством.

Вопрос о необходимости медицинской помощи возникает, когда ребенок замыкается, отказывается контактировать с людьми, не отделяет фантазию от реальности, не проявляет интереса к деятельности, свойственной возрасту (игры, учеба, творчество). Диагностика осуществляется врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом.

Используются следующие методы:

  • Беседа. Специалист опрашивает родителей об особенностях проявлений синдрома, их продолжительности, частоте, сопутствующих эмоционально-поведенческих особенностях. Беседа с ребенком позволяет узнать имя друга, возраст, личные качества.
  • Наблюдение. Оценивается поведение ребенка, эмоциональные реакции, взаимоотношения с мамой, папой, преобладающий способ воспитания. Фантазийный персонаж может «присутствовать» на приеме врача, в таком случае наблюдение позволяет предположить причины развития дружбы.
  • Проективная психодиагностика. Рисуночный метод исследования дает наиболее подробную информацию о выдуманном персонаже, его качествах, особенностях дружбы. По особенностям изображения, результатам пострисуночного опроса определяются эмоциональные проблемы (страх, переживание вины, неуверенность, одиночество).

В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом – наличие выдуманного персонажа – является уникальным.

Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении.

Ключевой критерий – критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.

Лечение синдрома Карлсона у детей

Если нафантазированная дружба не становится центральной в жизни ребенка, не заменяет общения с реальными людьми, то лечение не требуется. Симптомы проходят к концу дошкольного детства.

Помощь психотерапевта необходима, когда синдром развивается на базе серьезных психических проблем – повышенной тревожности, неуверенности, страхов, подавленной агрессии, заниженной самооценки.

Применяются:

  • Консультирование. Психотерапевт проводит беседу с родителями, поясняя влияние воспитания, семейных отношений на развитие синдрома. Дает индивидуальные рекомендации: проводить больше времени вместе, снизить уровень запретов, требований, высказывать похвалу, поддерживать.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. Индивидуальные занятия направлены на устранение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений. Психотерапевт помогает ребенку почувствовать, проговорить имеющиеся страх, обиды, неприятные чувства, заменить их продуктивными.
  • Семейная психотерапия. Встречи психотерапевта, ребенка и родителей позволяют изменить внутрисемейные отношения, способствующие развитию синдрома. В ходе тренингов, игр участники научаются замечать и корректировать поведение, стиль воспитания.

Прогноз и профилактика

Синдром Карлсона – проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный – фантазийная дружба сменяется реальной. Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка.

Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями – рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг – помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/Carlson-syndrome

Воображаемые друзья у детей (если ребёнок играет, говорит с ним): зачем нужны, до какого возраста, как быть

Что такое синдром Карлсона: когда визит к врачу необходим

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку.

Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом развития личности маленького человека.

Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить.

А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия — неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно отношения в семье, погрешности в воспитании или сложности с адаптацией в детском коллективе становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки). Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков — реакция на глубокое нервное потрясение

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев,  довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка — повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

Советы психологов

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.

  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания.

    Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.

  4. Чаще давайте малышу право выбора, развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.

  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.

  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей — очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://babyzzz.ru/parents/9487.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.