Действительно ли так важно уметь писать от руки?

Содержание

Как письмо от руки развивает мозг вашего ребенка

Действительно ли так важно уметь писать от руки?

В некоторых школах на Западе уделяют все меньше внимания умению писать от руки. Так, в ряде американских школ дети пишут от руки первые годы обучения, но только печатными буквами, а затем все больше пользуются компьютерным вводом. На смену бумаге и ручке приходит клавиатура.

Что это: дань техническому прогрессу и попытка идти в ногу со временем или огромная ошибка, которая лишает ребенка необходимых возможностей развития? Важно ли уметь писать от руки и иметь красивый почерк в постиндустриальной эпохе? Своим мнением делится нейропсихолог Александра Титова.

Александра Титова, педагог и нейропсихолог

Как письмо от руки развивает мозг

Когда человек — и ребенок, и взрослый — пишет от руки, его мозг активно работает и развивается. Это подтверждается и наукой.

Согласно исследованию профессоров Вашингтонского университета, опубликованному в 2016 году, рукописное письмо развивает не только моторику руки, но и мышление.

Ученые использовали функциональную магниторезонансную томографию и выяснили: процесс письма сильнее активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации.

У детей, которые только начинают учиться, рукописное письмо в первую очередь стимулирует развитие участков мозга, отвечающих за распознавание букв и соединение их в слова.

В процессе письма заметно активизировался так называемый центр Брока, который отвечает за формирование речи, а также способность читать и писать.

Можно сделать вывод, что письмо от руки способствует выстраиванию множества нейронных связей, необходимых для запоминания букв и развития навыка беглого чтения. Как выяснили ученые, это работает в обе стороны: тот, кто хорошо пишет, лучше читает, и наоборот.

Чем больше мы пишем, тем больше мы тренируем и мелкую моторику рук, а также развиваем теменной участок головного мозга, который отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью.

Именно он «включается», когда мы оцениваем расстояние при передвижении.

Таким образом, обучаясь письму, ребенок улучшает свои шансы научиться в будущем управлять автомобилем, заниматься экстремальными видами спорта и другой активностью, требующей особых качеств.

Как письмо от руки помогает учиться

Школьникам по-прежнему дают такие домашние задания: сделать выписки из учебника или написать короткий доклад для зачитывания перед классом.

И это хорошо! Потому что переписывание информации помогает ее лучше запомнить и усвоить, поскольку в процессе письма в мозгу стимулируется ретикулярная активизирующая система (РАС).

Она работает как фильтр, «сортируя» по степени важности все, что должно быть обработано мозгом. Благодаря РАС информация, которую ребенок записывает от руки, воспринимается мозгом как самая важная.

Более того, написанные собственноручно буквы и цифры запоминаются лучше электронных символов еще и потому, что мозг ребенка создает с их помощью когнитивные карты памяти.

Это значит, что ребенок вспоминает не эти знаки сами по себе, а внешний вид исписанных страниц, расположении информации в определенной части листа.

Бывает, что дети сами отмечают: «Когда мне нужно было вспомнить таблицу умножения, я как будто видел ее написанной в своей тетради».

Это тоже подтверждено экспериментальными методами. Ученые из Принстонского и Калифорнийского университетов попросили студентов послушать лекцию и записать конспект любым удобным для себя способом.

После этого специалисты проанализировали записи и расспросили студентов, что им удалось запомнить. Оказалось, что те, кто выбрал письмо от руки, лучше помнили основную мысль лекции и следовавшие из нее выводы.

Почему? Потому что они должны были анализировать информацию, переосмысливать ее и записывать самые ключевые тезисы.

Говоря о письме от руки — собственно обучении грамоте, нельзя забывать о грамотности — орфографии, пунктуации.

А ведь именно с помощью письма все законы языкознания осваиваются наилучшим образом! Недаром на уроках родного языка так много письменных упражнений и диктантов.

Грамотная же речь — как письменная, так и устная — показатель уровня образования, культуры человека, что всегда является ценностью.

Почему у ребенка плохой почерк и как это исправить

Когда ребенок только учится писать, и педагогам, и родителям важно, чтобы он делал это не только правильно (не путая прописные Е и З, например), но и аккуратно. За неразборчивое письмо, помарки некоторые учителя снижают оценки. Почему одни дети практически сразу пишут аккуратно, а у других буквы «пляшут»? Что же влияет на формирование почерка?

Скачущие буквы разной высоты, наползающие друг на друга строчки, помарки — это не следствие лени и невнимательности, как принято думать. За письмо в значительной степени отвечает мозг, а не руки. Процесс письма — это сложноорганизованное действие.

На формирование умения писать от руки, на почерк и ошибки при письме влияет большое количество процессов.

Здесь важно развитие зрительно-моторной координации, умения быстро переключаться с одной деятельности на другую, сформированность пространственных представлений, хорошая память и многое другое.

Вы удивитесь тому, насколько разные и далекие от школьных дел занятия могут способствовать улучшению почерка:

  • различные игры на отталкивание и дотягивание, кидание предметов различной тяжести в цель улучшают мышечную чувствительность,
  • подвижные игры на равновесие развивают вестибулярный аппарат,
  • все задания, связанные с прослеживанием — катание мяча, перемещение предметов, а также различного вида штриховки, обводки, лабиринты, совершенствуют зрительно-моторную координацию,
  • игры-эстафеты со сменой деятельности, подвижные и настольные игры на реакцию развивают способность быстро переключаться,
  • любые игры, связанные с запоминанием («Что изменилось?», «Что пропало?», «Мемори» или «Парные картинки», воспроизведение по памяти списка продуктов, расположения предметов, улучшают память,
  • графические диктанты, умение различать право и лево, верх и низ, понимание и использование предлогов «на», «над», «под», «перед», «за», «справа», «слева», «в», «из», «из-за» развивают пространственные представления.

Большое количество игр можно найти в литературе или интернете, и также придумать самим. Специалист-нейропсихолог может помочь продиагностировать ребенка, понять, с чем именно возникают трудности и подобрать наиболее эффективный набор игр и упражнений для развития и преодоления этих трудностей.

Чем могут помочь прописи

Безусловно, хорошим подспорьем в борьбе за аккуратные буквы будут и прописи. Работа с ними — это не только механическая работа по написанию элементов знаков.

Многие прописи включат изображение, где стрелками показаны направления, в которых должна двигаться рука при написании каждого элемента буквы. Это помогает сформировать двигательный образ буквы, последовательность движений руки при ее написании, что потом закрепляется при обводке готовых образцов.

И участки коры головного мозга, отвечающие за движения руки, запоминают эти образы так же, как запоминаются движения при чистке зубов, в танце и так далее. Затем действие автоматизируется, формируется двигательный стереотип. Благодаря этому ребенок начинает писать автоматически, не задумываясь, какой элемент следующий и в какую сторону что пишется.

Это умение позволяет экономить энергию и увеличить скорость письма.

До прописей с буквами и элементами букв стоит обратить внимание на задания, в которых нужно обвести и нарисовать самому по образцу любые предметы, будь то фрукты, овощи, игрушки. Ведь это помогает развитию зрительно-моторной координации.

Также ее помогут улучшить любые игры и задания, в которых нужно обводить по контуру, по пунктиру, по линии и между линиями, а также лабиринты и запутанные дорожки, по которым нужно проследить чей-то путь — с помощью пальца, карандаша или ручки или только глазами.

Письмо от руки требует высокой организации умений и развития не только мышц руки, но и множества процессов в мозге. Выводя свои первые буквы, записывая упражнения, дети учатся эффективнее обрабатывать и запоминать информацию, делать выводы, размышлять, а также совершенствовать на первый взгляд совсем не связанные с письмом умения. В результате этого их жизнь становится ярче и богаче.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10598

Что мы теряем, не занимаясь письмом от руки

Действительно ли так важно уметь писать от руки?

В российских школах не спешат предавать забвению письмо от руки, и ведение конспектов остаётся одной из важных составляющих учебной деятельности и в университетах, что зачастую вызывает недоумение у технически продвинутой молодёжи — зачем записывать информацию, которую можно получить уже в готовом виде, в текстовой форме, прямо от преподавателя, минуя этап зачитывания лекции?

Отрывок из черновой записи поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник».

Дети и гаджеты: что делать родителям и учителям

А вот в Америке сложилась обратная ситуация — новые федеральные образовательные стандарты Common Core, утверждённые и запущенные в 2010 году, предполагают обучение письму от руки только в дошкольных учреждениях и в первом классе. Далее акцент ставится на навыках печати.

Нужно сказать, что на уровне региональной администрации не запрещено продолжать обучение письму и в более старших классах, включив его в учебную программу штата. Так поступил, например, штат Калифорния и штат Массачусетс. В штатах Огайо и Индиана разрешено включать чистописание в качестве факультативного предмета штата.

Тем не менее, показателен факт, что федеральный стандарт ставит акцент именно на обучении взаимодействию с современными технологиями и (извечная проблема!) на аттестации. И эта сторона внедряемых на территории всей страны стандартов вызывает множество вопросов.

Насколько уместно отказаться от практики письма, которая столько столетий служила верным посредником между мыслью и её вербальным оформлением?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре?

Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Важно не то, что мы пишем, а каким образом

Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит:

В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче.

Эти предположения подтверждаются исследованием, проведённым доктором психологических наук Университета Индианы Карин Джеймс.

Детям, не умеющим читать и писать, демонстрировались карточки с изображёнными на них буквами или фигурами, после чего их просили воспроизвести увиденное одним из трёх способов — соединить точки на бумаге, нарисовать увиденное на пустом листке или напечатать на компьютере.

Затем мозг испытуемых детей сканировали с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), а зарегистрированая активность тщательно анализировалась.

Как избавиться от детской аллергии на чтение

Результаты показали, что огромное значение для повторного распознавания образов имеет способ, которым изначально этот образ закреплялся. Мозг детей, повторяющих увиденные изображения или буквы от руки, показывал повышенную активность в трёх зонах, ответственных за чтение и письмо: левой веретенообразной извилине, нижней лобной извилине, задней теменной коре.

В мозге детей, печатающих буквы на клавиатуре или соединяющих точки на бумаге, такой серьёзной активности в этих зонах обнаружено не было.

Карин Джеймс видит причину таких различий именно в нешаблонности свободного письма от руки — ведь при начертании символов нам необходимо спланировать действие, а потом выполнить его самостоятельно, не имея готового образца под рукой (такой вот каламбур); а результат также оказывается в итоге непредсказуемым и уникальным.

Пропись ученика первого класса, 1964 г.

Эта вариативность сама по себе является учебным инструментом. При воспроизведении буквы, далеко не идеальной формы при первых попытках, ребёнок работает с ней снова и снова, во множестве итераций, с неповторимым результатом.

При этом наш мозг понимает, что вне зависимости от мелких признаков, которыми отличаются друг от друга сто написанных от руки букв «А» (разный наклон, толщина линии, глубина нажима, индивидуальные характеристики почерка и многое другое), буква «А» всё равно ей и остаётся.

Это умение выделить ключевые признаки объекта, и оно формируется гораздо быстрее, когда видно различные формы объекта, а не предсказуемо одинаковые (как это происходит при печати и в большей степени при обводке шаблонов).

В другом исследовании Карин Джеймс сравнивает группу детей, записывающих буквы, с группой детей, только наблюдающих за процессом записи. Её наблюдения показывают, что только прилагаемые самостоятельно усилия задействуют моторные области коры головного мозга, а значит, просто наблюдение за появлениями букв на экране не несёт эффективной обучающей нагрузки.

Лучше пишешь — лучше думаешь

Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв.

Исследование доктора психологических наук Университета Вашингтона Вирджинии Бернингер демонстрирует, что письмо печатными буквами, письмо прописью и печать на клавиатуре предполагает совершенно различные виды деятельности с таким же разнородным результатом.

Вирджиния изучала учеников 2-5 классов и тексты, которые они создавали разными способами. Тексты детей, пишущих от руки, не только быстрее создавались, но и оказались эмоциональней и насыщеннее. Результаты фМРТ показали определённую связь между письмом от руки и творческой генерацией идей.

Дети, которые показали лучшие результаты в письме от руки, показали при сканировании мозга более высокую активность в зонах, ответственных за рабочую память, а также общее повышение активности в зонах, ответственных за чтение и письмо.

Между письмом печатными и прописными буквами, судя по данным исследований, тоже есть разница. Дисграфия, заболевание, при котором нарушается способность к письму, принимает разные формы у разных людей — у некоторых остаётся способность к написанию печатных букв, у других — к написанию прописных.

При алексии, зеркальном дисграфии заболевании (нарушения способности к чтению), также есть различия: одни пациенты способны читать только прописной текст, другие — только печатный. Всё это говорит о том, что две разные формы письма активируют разные связи в мозге и вовлекают разные когнитивные ресурсы.

Вирджиния Бернингер предполагает, что письмо прописью от руки также может тренировать способность к самоконтролю и в итоге может стать ключом к излечению дислексии.

Также существуют гипотезы, предполагающие возможности письма прописью в терапии и профилактике дисграфии.

Пропись, показывающая красоту русского письма (конец XVIII в.).

Источник: lib4all.ru

Выучить английский легче с мячиком

В конечном итоге в условиях обычного, не коррекционного учебного процесса не так и важны отдельные нюансы между письмом прописью или печатными буквами.

Основная суть — в самостоятельном воспроизведении символов и исключительной скорости формирования связей между элементами текста.

А если говорить о преимуществах письма от руки во взрослом возрасте, преимущества становятся ещё более значимыми, и дело не ограничивается более эффективным запоминанием букв, дат и другой фактологической информации.

Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации.

Конечно, результаты всех этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом.

Если поразмыслить над результатами последнего исследования, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически — хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры.

Тем не менее, блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/handwriting-skills-lost

Субботние чтения. Что написано пером… Зачем учить детей писать от руки?

Действительно ли так важно уметь писать от руки?

Álvaro Serrano / Unsplash.com

Вспомните, когда вы в последний раз брали в руки ручку или карандаш? Компьютеры и смартфоны превратили письмо от руки в анахронизм. Многие от случая к случаю пользуются ручкой — сделать заметки во время телефонного разговора, составить список покупок, подписать открытку, но представить себе область деятельности, где этот навык был бы действительно необходим, все сложнее.

Электронная почта куда удобнее традиционной, вся работа ведется с помощью компьютера, студенты ведут конспекты лекций в ноутбуках и планшетах, а биометрическая подпись надежнее обычной.

Опрос, проведенный в Великобритании три года назад, обнаружил, что в среднем его участники не брались за ручку почти полтора месяца, а трети из них не довелось ничего записывать в течение полугода.

Каллиграфия пригодится после Апокалипсиса?

В США c 2010 года во всеобщих стандартах школьного образования, рекомендательной программы, на которую ориентируются почти все штаты, нет понятия «курсива» — связного письма, при котором ручку отрывают от бумаги только между словами. Необходимыми были признаны только навыки машинописи и письма печатными буквами.

«Школы не должны цепляться за романтическую идею скорописи, объясняя, что это традиции, форма искусства или базовый навык, исчезновение которого равно культурной трагедии, — выступала в защиту новых норм Los Angeles Times. — Безусловно, каждый должен уметь писать без компьютера, но для этого обычно вполне годится письмо печатными буквами».

Аналогичный процесс идет в финских школах.

«Вымирание» скорописи стимулирует бурные обсуждения.

Большинство доводов в защиту письма сводятся к тому, что это традиция, наследие (неужели дети будут не в состоянии прочесть открытку от бабушки?) и что-то, что вызывает у нынешних взрослых теплое чувство от соприкосновения с прошлым; наконец, это полезный для развития навык. Противники письма от руки обычно указывают, что это умение более не является необходимым и станет еще менее нужным в будущем, а рукописный текст читается хуже машинописного.

Пожалуй, большинство согласится ⁠с тем, что человек должен быть способен взять ручку и листок бумаги ⁠и вывести на нем ⁠сообщение, которое окружающие смогли ⁠бы прочесть и понять.

Иногда это действительно быстрее, чем открывать приложение в смартфоне, и к тому же пригодится после апокалипсиса, когда машины окажутся бесполезны или восстанут против людей. Но для такого обмена информацией достаточно уметь писать печатными буквами.

Нужно ли в таком случае тратить время от обучение непрерывному письму? И в конце концов, действительно ли письмо от руки развивает лучше, чем печать на клавиатуре?

Проще не значит лучше

Ряд исследователей, например, автор книги «История и неопределенное будущее умения писать от руки» Энн Трубек, считают, что скоропись помогает развивать автоматизм.

Это значит, что, если навык отточен до такой степени, что мы применяем его не задумываясь, нам не нужно тратить на него ресурсы мозга и можно освободить их для чего-то еще — например, в случае с письмом на составление понятного сообщения. Вот почему исследования показывают, что умение писать бегло коррелирует с качеством написанного.

Однако эксперты подчеркивают, что автоматизм также развивается при печати на компьютере, причем это происходит быстрее, чем при письме от руки, да и само усвоение навыка занимает меньше времени.

Но ребенок учится быстрее печатать на клавиатуре именно потому, что это проще, чем писать на бумаге.

Письмо — комплексный процесс: нужно знать, с какой силой и под каким углом держать ручку, как выводить буквы, контролировать, чтобы строчки были ровными, и производить массу других умственных и физических усилий, характерных именно для письма от руки; нажимать на кнопки — заведомо менее сложная задача, так как все движения при этом одинаковы.

В 2005 году ученые из французского университета Экс-Марсель показали, что письмо от руки улучшает некоторые когнитивные навыки, в частности — способность узнавать символы.

Две группы 3—5-летних детей просили или писать буквы от руки, или нажимать соответствующую кнопку на клавиатуре компьютера. На «экзамене» после трех недель обучения выяснилось, что первая группа распознавала буквы лучше.

Более поздние эксперименты со взрослыми дали схожие результаты: участники из «рукописной» группы лучше запоминали символы незнакомых им бенгальского и тамильского языков.

Другое исследование, проведенное американскими психологами, обнаружило, что студенты, писавшие конспекты на бумаге и делавшие заметки в компьютере, одинаково хорошо запоминали факты из прослушанной лекции.

Однако, когда их проверили на восприятие концепций и идей, оказалось, что те, кто писал от руки, понимают пройденный материал лучше однокашников. Аналогичные результаты были получены после двух проверок знаний: через 1,5 часа и через неделю после лекции.

Ученые объясняют это тем, что, когда мы записываем, процесс оставляет более глубокий «отпечаток» в сенсомоторной зоне коры мозга, чем печать на клавиатуре.

Что интересно, эксперимент психологов из Университета Вашингтона в Сент-Луисе продемонстрировал, что электронное конспектирование позволяет лучше помнить материал в течение первых 24 часов, но для более долгосрочного запоминания лучше снова оказывается письмо от руки.

Загадка связного письма

Когда мы пишем самостоятельно, в нашей голове работают механизмы, специфичные именно для этого действия и не включающиеся во время печати на клавиатуре.

Группа французских неврологов насчитала целых 12 зон мозга (большинство в левом полушарии), участвующих в процессе — от тех, что характерны непосредственно для письма, до тех, что отвечают за моторные функции и понимание речи. Важность письма для раннего развития мозга демонстрирует известный эксперимент 2012 года, проведенный в США.

Ученые попросили пятилетних детей, не умеющих читать, нарисовать, напечатать на клавиатуре или обвести контуры уже изображенных букв. Позднее, когда детей поместили в аппараты для МРТ и показали им эти буквы, выяснилось, что в голове у тех, кто писал сам, происходит активность, отличная от остальных.

В частности, в восприятии символов у них (и только у них) участвовали области мозга, которые обычно задействуются во время чтения. Таким образом, можно предположить, что письмо от руки помогает нам лучше читать.

В США и других странах, где «отказываются» от обучения рукописному письму, идут дискуссии о том, насколько нужно учить ребенка курсиву или уметь писать уже достаточно.

В 2016–2017 годах несколько штатов восстали против положений национальных образовательных стандартов и вернули обязательный курс курсива в младшую школу.

Но ответ на вопрос, развивает ли непрерывное письмо лучше любого другого, не так очевиден.

По словам Эми Бастиан, невролога из Института Кеннеди Кригера, специализирующейся на моторике, чем больше мы задействуем мелкие моторные навыки, то есть чем более разнообразные движения делаем пальцами, тем лучше.

Но, пишет NPR, если спросить ее, будет ли умение писать курсивом полезнее для развития, чем письмо печатными буквами, она ответит: не знаю. Да, связное письмо хорошо развивает, но данных о том, что оно делает это лучше, чем что-либо другое, пока нет.

Стив Грэм из университета штата Аризона, 30 лет изучающий навык письма, утверждает однозначно: нет никакой разницы между разрывным и связным написанием слов. Все исследователи соглашаются в том, что ребенку полезно писать от руки, но будет ли он при этом выводить палочки между буквами, судя по всему, не важно.

По большому счету, отмечает Кэрин Джеймс, профессор Университета Индианы, наши представления о том, как на развитие влияет тот или иной способ письма, удивительно отрывочны, потому что найти, изучить и сравнить детей, которые писали бы только так и не иначе, нереально.

Более того, отмечает в своей статье научный журналист, экс-редактор журнала Nature Филип Болл, есть некоторые основания считать, что писать печатным шрифтом лучше, чем непрерывным.

На это, в частности, указывают несколько старых исследований (1930–1960-х годов): они обнаружили, что детям проще научиться писать печатными буквами, а отрывая ручку от бумаги, они лучше собираются с мыслями и меньше ошибаются в следующем символе.

Здесь может работать и уже упомянутая гипотеза об автоматизме: без необходимости задумываться о сложных межбуквенных соединениях ребенок направляет сэкономленные умственные ресурсы на другие задачи, например, качество сообщения.

Наконец, французские и канадские эксперименты показали, что непрерывное письмо проигрывает печатному в скорости; быстрее всех, впрочем, индивидуальная манера писать, которая зачастую состоит из смеси элементов курсивного и простого написания.

Пишу, значит мыслю, мыслю, значит — существую

Но даже если манера не важна, исследователи продолжают настаивать на том, что совсем исключать письмо из современной жизни нельзя, и дело тут не в ностальгии. «Существует миф, что в эпоху компьютеров нам не нужно писать от руки.

Наши эксперименты показывают иное, — говорит профессор образовательной психологии Вашингтонского университета Вирджиния Бернингер.

— Мы обнаружили, что школьники до шестого класса пишут быстрее, используют больше слов и выражают больше идей, если они делают это посредством ручки (печатными или курсивными буквами), чем с помощью клавиатуры». В широком смысле, заключают эксперты, способность писать от руки помогает ребенку мыслить.

Что касается взрослых, которые редко конспектируют лекции в классе и лишь время от времени расписываются на документах, для них есть не очень научные причины взяться за ручки. Многие считают, что письмо от руки стимулирует креативность.

Этому есть несколько причин: например, возможность зачеркивать слова, заменять их новыми, оставлять заметки на полях или иллюстрации — все это делает лист текста разнообразным, заставляет мозг включать разные процессы, позволяет вернуться к определенному месту, чтобы выбрать наилучшую формулировку. Поэтому многие авторы, имея печатные машинки или компьютеры, предпочитали писать от руки, а затем перепечатывать текст: так делали Владимир Набоков, Сьюзен Зонтаг, Трумен Капоте; традицию продолжают режиссер Квентин Тарантино, фантаст Нил Гейман и писательница Джойс Кэрол Оутс.

Также написание чего-то от руки может успокаивать (применяется в качестве формы графотерапии) и служить дополнительной тренировкой для мозга в старшем возрасте. Кроме того, у ручки и бумаги есть преимущество, которое сегодня невозможно переоценить: они не компьютеры.

Технологии становятся ловушкой для большинства из нас, социальные сети и мессенджеры затягивают, и идеи «цифрового детокса» становятся все более актуальными.

Нашему уму необходимо разнообразие, монотонная работа на компьютере отрицательно сказывается на его эффективности, и выключение экрана хотя бы на время, чтобы написать письмо или составить список задач на день на бумаге, поможет улучшить концентрацию и сделает рутинную задачу чуть интереснее.

Ира Соломонова
СамолётЪ

Отправить

Источник: https://samolet.media/posts/2755

7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

Действительно ли так важно уметь писать от руки?

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой.

В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму.

Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими.

Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

История чистописания в России

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным.

Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию.

Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными.

А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

Письмо от руки превратится в редкое искусство

Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно.

Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут.

А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё.

Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.

Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?

Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают.

И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк.

А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут,плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму.

При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему.

Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта.

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления.

Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению.

А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно.

Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.

Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания.

А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/45679-7-vazhnykh-navykov-kotoryye-my-teryayem-kogda-sovsem-perestayem-pisat-ot-ruki

Почему так важно писать от руки – подводим итоги

Действительно ли так важно уметь писать от руки?

Надеюсь, что две предыдущие статьи, почему надо писать от руки, смогли заинтересовать вас, что с их помощью мне удалось показать вам все преимущества писания от руки. Если вы глубоко прониклись этой мыслью, то старайтесь писать от руки как можно больше. Развивайте всячески эту полезную привычку.

Не смотрите на то, что, создавая первичный текст в рукописном виде, вы как будто затрачиваете больше времени. Сам процесс написания требует больше времени, а потом еще часто приходится данный текст набирать на компьютере.

Везде есть две стороны, в том числе, и в этом деле. Данный процесс позволит вам четче осознать свои мысли и более искренне выражать их. К тому же, так вы сможете выработать свой авторский стиль и “набить руку” (вот это уже важно для начинающих блоггеров). Навыки оттачиваются только практикой.

Наконец, пришло время открыть карты и четко сказать вам, ради чего затевалась эта статья.

Качество жизни
и привычка писания

Я не старалась вас вернуть в прошлое, заставить вас отказаться от технических благ цивилизации. Гармония жизни состоит в том, чтобы уметь сочетать стремительное развития современного мира и развитие себя как личности. Как раз писать от руки надо для того, чтобы развивать себя. Ученые уже доказали, что те, кто не имеет этой благой привычки, теряют очень много.

Не важно, будете ли вы писать статьи или книги, пишите больше для того, чтобы развивать себя и упорядочивать свою жизнь.

Не всем быть Гоголем. Но если каждый день понемногу писать в своем дневнике, то это поможет вашему развитию, а значит, и изменению вашей жизни.

Описывайте то интересное, что происходит с вами и вокруг вас, выражайте эмоции, выпускайте пар, мечтайте на бумаге или даже рисуйте.

Можно даже переписать интересный отрывок из книги или же придумать свой детективный сериал. Навык и практика приносит опыт и веру в себя.

Каждое движение вашей руки станет кирпичиком,
из которых сложится ваша будущая жизнь.

Так, с помощью простого действия – писания от руки – вы можете совершить качественный скачок в своем развитии.

Тайна левой руки

Очень интересны факты относительно того, какой же рукой лучше писать. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свои функции. С каждая полушарием связана соответствующая рука (правая с левым, левая – с правым).

Левое полушарие отвечает за наше логическое мышление, правое – за образное мышление и творческое воображение. Поскольку правая рука у большинства людей лучше развита, то у них более развито левое полушарие.

Если начать осваивать технику письма левой рукой, то этим возможно активировать соответствующее полушарие. Заметьте, что правое полушарие обычно не работает в полную силу.

А ведь здесь сокрыт гигантский потенциал, что пока используется всего на 6-7%. Одинаково хорошее владение обоими руками поможет синхронизировать оба полушария и запустить общее развитие своего мозга.

Представляете, какой качественный скачок в вашей жизни это вызовет!

Ваше будущее лежит в ваших руках.

Правшам освоить эту технику не так уже просто (знаю на собственном опыте). В начале ничего не будет получаться и даже ощущаешь себя сильно некомфортно.

Данное занятие может даже отнести к числу нестандартных поступков, что расширяют вашу зону комфорта. Но стоит позаниматься несколько минут и вы уже сможете написать свое имя. Дальше дело только в практике.

Чем больше вы будете писать, тем лучше будет получаться.

И вовсе не надо уделять этому занятию много времени. Достаточно каждый вечер прописывать несколько фраз левой рукой. Попробуйте, это очень увлекает.

Очень хорошо левой рукой записывать свои аффирмации и цели. Так достигается максимальное сосредоточение, а следовательно, – вы точно достигаете реализацию желаемого.

Но делать это надо каждый вечер. Важно, чтобы эта информация была последней из того, что поступает в ваш мозг в течение дня. Тогда он будет считать, что эта информация для него самая важная. Поэтому он будет перерабатывать ее в первую очередь.

Я слышала реальные истории, как люди с помощью левой руки смогли сильно скорректировать свою жизнь. Так они нашли новую работу, реализовали свои цели, исправили какие-то свои недостатки, улучшили отношения и т.п.

Верите вы в это или нет, это уже ваше дело. Может быть, все же любопытство у вас возьмет верх и вы сделаете эту практику только ради того, чтобы проверить.

На этом я заканчиваю тему, почему каждому человеку важно писать от руки. Успехов вам в писании от руки!

Еще по теме:
Развиваем полушария головного мозга

Источник: https://siellon.com/pochemu-tak-vazhno-pisat-ot-ruki-podvodim-itogi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.