Как музыка влияет на развитие ребенка до рождения: какую мелодию выбрать?

Содержание

Звуки музыки: как классика влияет на ребенка?

Как музыка влияет на развитие ребенка до рождения: какую мелодию выбрать?

О позитивном влиянии классической музыки на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка написано немало.

Все знают, что слушать классическую музыку полезно и необходимо, но в этой статье я не буду повторять эти прописные, всем известные, истины.

Думаю, вместо этого, интереснее будет поделиться с вами реальным опытом музыкотерапии, и рассказать о том разном, и таком непредсказуемом влиянии, которое оказывают произведения великих композиторов на ребенка.

Какую музыку слушать ребенку?

Наконец-то пригодилось мое музыкальное образование – при составлении подборки лучших классических произведений для каждодневного прослушивания вместе с сыном. Классическую музыку слушаем давно, еще с беременности.

Произведения в список определяла, руководствуясь  личными предпочтениями и основами музыкотерапии. По первому пункту в список попал Моцарт, Вивальди, Штраус, Шопен, и Бетховен, по второму: для улучшения сна: Шуман, Глюк и Чайковский.

Итак, представляю вашему вниманию наш список классических музыкальных произведений.

Список классической музыки для каждодневного прослушивания

  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
  • Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
  • Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть  «Осени»).
  • Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
  • Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
  • Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
  • Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».

В нашем списке довольно таки много произведений, естественно слушаем мы их не все за один раз. Выбираю произведения для прослушивания, руководствуясь настроением сына и желаемым эффектом, который хочу получить от прослушивания.

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:

  • Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
  • Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
  • Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
  • Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

 Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день, но у нас не всегда получается придерживаться такого правила. Слушаем классику мы почти каждый день, в зависимости от настроения ребенка — выбираю для прослушивания разные произведения.

Включаю музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды.

 Внимательно слежу за поведением сына, если вижу, что музыка начинает ему надоедать, утомлять или раздражать – немедленно меняю композицию на более подходящую, или вообще прекращаю сеанс прослушивания.

По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если сыну нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Воздействие классической музыки на ребенка

Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия. С ее выводами сложно, да и не нужно спорить, но, откровенно говоря, не все произведения классиков оказывают на моего ребенка заявленное этой наукой влияние.

Думаю, все же, это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка, его темперамента, а также настроения, в котором малыш приступает к прослушиванию музыки.

Поэтому, музыкотерапия – музыкотерапией, но, скорее всего, каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка.

Хочу отметить, что это очень занимательное, полезное и интересное занятие, как для мамы, так и малыша, так что – искренне рекомендую!

Как разные музыкальные произведения влияют на моего сына, я сегодня с вами с удовольствием поделюсь.

Была бы рада, если вы также смогли рассказать о своих наблюдениях влияния музыки на ваших малышей. Очень уж эта тема интересна!

Итак:

  • Моцарт – сын может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
  • Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Сыну очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым (включаю, когда вижу, что сын приуныл, когда у него плохое настроение, чтоб отвлечь, когда режутся зубки и пр.);
  • Бетховен (практически, не слушаем, так как признает только «Лунную» и еще 2 сонаты, все остальные произведения не нравится, начинает капризничать);
  • Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие, но слушать произведения сын  отказывается дольше 10 минут подряд (включаю очень не на долго, перед сном, во время кормления);
  • Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно»Марш из балета «Щелкунчик», но тоже долго сын не воспринимает эту музыку (включаю на непродолжительное время перед прогулкой);
  • Вивальди – поднимает настроение, слушаем только мажорные части его «Времен года» (включаю во время активных игр).
  • Бах – не слушаем, не нравится категорически.

В заключение

После почти годичного прослушивания классической музыки с  сыном могу сделать такой вывод: предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.

В качестве примера: так как ребенок у меня с активным темпераментом, то в целом, минорные и успокаивающие мотивы не вызывают у него большой любви, чего не скажешь про мажорные произведения, которые сын воспринимает на ура. Но слушаем мы разную музыку.

С практикой я поняла, какие произведения оказывают на малыша какое влияние, и теперь могу в нужный момент включить подходящее музыкальное произведение, и надеяться на получение ожидаемого эффекта (например, если вижу, что сын сильно перевозбужден, хочет играться и бегать, а ему уже время спать, то с помощью «Колыбельной» Моцарта мне удается его успокоить и настроить на сон).

Вот такие, выводы. Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и ваше совместное с ребенком прослушивание классической музыки принесет море новых отерытий, радости и удовольствия вам обоим!

В качестве справки — основы музыкотерапии.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения:  Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс»,  Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

 Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

 Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

И, специально для мам:

Для улучшения лактации и чтоб малыш хорошо сосал грудь.

Произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. Среди произведений: Моцарт «Allegro Moderato», Шуберт «Музыкальный момент», Чайковский  Вальс «Спящая красавица», Вивальди «Маленькая симфония» и «Времена года».

Приятного всем прослушивания и хорошего настроения! Жду ваших комментариев!

С любовью,

Марина Кручинская

Мир Успешных Мам

Источник: http://kruchinskaya.com/zvuki-muzyki-kak-klassika-vliyaet-na-rebenka/

» Развитие музыкальных способностей детей

Как музыка влияет на развитие ребенка до рождения: какую мелодию выбрать?

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки — даже, если малыш не проявляет никаких восторгов.

Педагогами доказано, что музыкальное воспитание и образование ребёнка — важная часть его гармоничного развития. Дети, любящие и понимающие музыку, более интеллектуально развиты, чем сверстники, которых музыкально ограничивают. С помощью принуждения воспитать любовь ребёнка к музыке невозможно. Приучать к прекрасному миру звуков следует постепенно и увлекательно.

Читайте статью о том, как научить любить малыша музыку и развить его музыкальные способности.

Влияние музыки на развитие детей

Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка.

Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками.

Дети, которым включают классическую музыку, проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки.

Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.

К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне.

Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом — учи историю и право, желаешь стать банкиром — учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное — получить высокооплачиваемую работу».

А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.

«. Детей из дворянских семей обязательно обучали хореографии, езде верхом, каллиграфии, игре на музыкальном инструменте и пению, иностранному языку или нескольким, а также фехтованию».

Польза музыки

Польза музыки в том, что она:

  • развивает слух
  • делает ребёнка коммуникабельней
  • если это занятия на музыкальном инструменте — то музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение
  • учит видеть прекрасное
  • развивает кругозор и интеллект, а значит, способствует успешной учёбе
  • совершенствует эмоциональную сферу ребёнка
  • улучшает личностные качества.

Музыка и маленький ребёнок

Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой — мамина колыбельная.

Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет.

Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.

Как начать музыкальное развитие малыша дома?

  1. Поём. Детские песенки — отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность — пойте караоке. Так ребёнок научиться чувствовать музыку и полюбит её.
  2. Слушаем классику. Классическая музыка — это основа формирования правильного восприятия мира ребёнком, его эмоциональной и психической устойчивости. Включайте классику для малышей ежедневно по 30 минут в день. Поначалу покажется, что малышу нет дела до этой музыки. Однако она проникает в душу малыша и создаёт нужную атмосферу для его развития.
  3. Посещаем детский сад или развивающий центр. Специалисты детских образовательных учреждениях хорошо знают, как музыка полезна для развития ребёнка. Поэтому там умеют хорошо организовать музыкальные занятия с малышами. Дети познакомятся с миром звуков, выучат много песенок и даже проявят свои артистические способности. На таких занятиях ребят будут учить чувствовать и понимать музыкальные интонации и мелодии, развивать их слух.
  4. Приобретаем музыкальные игрушки. Детские барабаны, маракасы, трещотки и другие звукоиздающие игрушки весьма полезны для развития ребёнка. Не сердитесь, если ваш малыш устроил какофонию: воспроизводя и слушая разные звуки, малыш исследует их, благодаря чему у него закладываются основы музыкального вкуса.

Диагностика музыкальных способностей

«. Биографии многих известных личностей свидетельствуют о том, что все они были не только гениальными специалистами своего дела, но и разносторонне развитыми личностями. К примеру, дипломат и писатель Александр Грибоедов играл на фортепиано и органе, а также сочинял музыкальные произведения. А лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке».

Раннее выявление музыкальных способностей у детей гарантирует родителям то, что они не упустят момент, когда следует более активно развивать ребёнка в музыкальном плане. Узнать о наличии у вашего малыша способностей к занятиям музыкой можно следующими способами:

  1. Беседа. Задайте малышу несколько ненавязчивых вопросов во время прогулки и после посещения детского представления: «Тебе нравится слушать музыку? «Какие звуки тебе нравятся?», «Нравится ли тебе петь и слушать детские песенки?», «Хотел ли ты научиться владеть каким-то музыкальным инструментом? Каким?» и тому подобное. Так вы поймёте интересы и склонности вашего ребёнка.
  2. Наблюдение. Понаблюдайте за ребёнком, когда он поёт, танцует или рассказывает стихотворение. Малыш любит учить стихи, легко их запоминает и с удовольствием декламирует? Танец под детские песенки превращает в целое представление, стремясь обратить на себя максимум внимания? Тогда ваш кроха явно артистичен, эмоционален, умеет выражать чувства — его смело можно записать в музыкально-танцевальный кружок.

О наличии музыкальных способностей у малыша могут свидетельствовать и следующие факты:

  • музыка приводит ребёнка в хорошее настроение
  • слыша музыку, малыш начинает раскачиваться, двигаться, пританцовывать
  • ребёнок эмоционально реагирует на любой звуковой фон.

У дошкольников 3-7 лет музыкальные наклонности могут проявиться следующим образом:

  • ребёнок легко запоминает песни и мелодии
  • дошкольник самостоятельно сочиняет песенки
  • он любит выступать.

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются педагоги музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой — выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное — в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.

Как привить ребенку любовь к музыке?

С самого раннего возраста рекомендуется развивать ребёнка в музыкальном плане.

Для самых маленьких детей:

  • пойте на ночь колыбельные или включайте спокойные мелодии при отходе ребёнка ко сну
  • обеспечьте малыша различными музыкальными игрушками
  • занимайтесь с крохой по программам раннего развития. Пусть занятия проходят под заводные мелодии.

Дети 1,5-2 лет уже могут:

  • петь несложные детские песни
  • выполнять движения ритмической гимнастики и танцев.

Общие рекомендации по музыкальному развитию

  1. Воспитывайте ребёнка в атмосфере музыки. Такие дети быстрее развиваются и вырастают творческими личностями. Они понимают прекрасное, и в будущем будут стремиться сделать мир лучше.
  2. Обращайте внимание детей на музыку в мультфильмах и кинофильмах, на ледовых катках и в путешествиях. Учите их слушать музыку, запоминать её.
  3. Посещайте с ребёнком детские театры, цирк, мюзиклы и представления, концерты филармонии и детского симфонического оркестра.
  4. Устраивайте дома музыкальные вечера и театрализованные праздники, в которых будут принимать участие все члены семьи.
  5. Демонстрируйте личный пример. Обычно в семьях, где любят музыку и понимают её, дети растут эстетически воспитанными.
  6. Наконец, определите ребёнка в музыкальную школу или запишите в детский хор.

Обучение в музыкальной школе

Итак, вы решили отвести ребёнка в музыкальную школу. Психологи и педагоги утверждают, что существуют два периода, когда ребёнок готов к обучению в музыкальной школе:

1-й период: 7-8 лет. Ребёнок сам просит обучить его на игре на определённом музыкальном инструменте.

Ему понравилась флейта или саксофон: так хочется научиться играть! Увлечённые музыкой дети этого возраста с удовольствием посещают музыкальные занятия и концерты, поют.

Поддерживайте энтузиазм ребёнка, рассказывайте побольше о музыке, оркестре, композиторах, произведениях. Важно не пропустить этот момент и быть настойчивым в формировании серьёзного отношению ребёнка к овладению инструментом.

2-й период: подростковый возраст. Если не удалось определить малыша в музыкальную школу в младшем возрасте, это можно сделать позже. Старшеклассники часто хотят самоутвердиться как личность, проявить индивидуальность. В этот момент музыка может стать способом самовыражения. Направьте подростка в нужное русло.

«Необходимо понимать, что занятия музыкой должны быть ежедневными, они требуют постоянной работы и волевых усилий. Родители должны проявлять терпение, настойчивость, помогать ребёнку и поддерживать его».

Фортепиано или скрипка

При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.

Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными. Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое.

Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья нервной системы, помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.

Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим — помогут побороть застенчивость.

Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.

Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте — и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.

Выводы

Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем — красоту окружающего мира.

Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка — прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала.

Не забывайте о музыкальном развитии ребёнка — так вы принесёте ему положительные эмоции и сделаете его счастливым.

Источник: https://paidagogos.com/?p=7487

Влияние музыки на детей

Как музыка влияет на развитие ребенка до рождения: какую мелодию выбрать?

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным.

Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения.

Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно.

Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха.

Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора.

И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное.

Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах.

Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях.

А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов.

Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм.

Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается.

Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни.

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.

Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности.

Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание.

Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять.

Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать.

А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи.

Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни.

Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.

Источник: http://bambinostory.com/vliyanie-muzyki-na-detey/

Влияние музыки на развитие ребенка

Как музыка влияет на развитие ребенка до рождения: какую мелодию выбрать?

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка.

Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе.

Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения.

Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д.

Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии.

Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

  • Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
  • Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
  • Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
  • Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.
  • Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

Влияние классической музыки на детей

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально.

Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются.

Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка.

Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А.

Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея.

Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения.

Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию.

Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции.

В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту.

Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/vliianiie-muzyki-na-razvitiie-riebienka

Воспитание музыкального вкуса детей.

Каждый отдельно взятый ребенок по своему воспринимает музыку. Имеет свои предпочтения к определенному музыкальному жанру. В основном свой выбор дети делают под влиянием родителей, проще говоря какую музыку слушают взрослые, то нравится и ребенку.

Но родителям следует учесть, что только соприкосновение с подлинным искусством, у детей появляется возможность чувствовать и понимать музыку, слушая ее развивать фантазию и воображение, получать интеллектуальное и эстетическое удовольствие.

У каждого ребенка с рождения есть музыкальный слух но надо развивать его с самого раннего возраста. Даже маленькие дети способны чувствовать характер произведения, проявлять эмоциональное отношение к музыке.

Постепенно у детей вырабатывается музыкальный вкус, но какой он будет зависит только от того, с какой музыкой ребенка знакомят с самого раннего возраста.

Как и с процессом овладения речевыми навыками, которые невозможны без речевого общения, так без опыта восприятия музыкальных произведений, ребенок не научится любить и понимать музыку. Ранние музыкальные способности наблюдаются у детей, получивших яркие музыкальные впечатления в раннем возрасте.

Отсутствие музыкальных впечатлений в раннем детстве, невозможно восполнить в более позднем возрасте.

Значение музыки в развитие детей.

Музыкальные занятия сами по себе влияют на всестороннее развитие личности, но еще и каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое назначение в этом развитии.

  • Пение, кроме того что является дыхательной гимнастикой, развивает артикуляционный аппарат, память, речевые навыки, коммуникативные навыки.
  • Танцы это правильная осанка, пластика, чувство ритма, физическая подготовка.
  • Игра на музыкальных инструментах это музыкальный слух, развитие мелкой моторики со всеми положительными последствиями, терпение и сила воли.

Занимаясь ежедневными музыкальными занятиями, ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус. Все это обогащает внутренний мир маленького человека.

Исполняя музыкальное произведение, юный музыкант передает мысли и чувства, вложенные композитором в произведение, отражающие тончайшие нюансы музыкальной речи.

Благодаря этому умению, ребенок ощущает все тонкости интонаций, тональность и темп разговора с собеседником, что способствует росту его коммуникабельности в обществе.

Общаясь с другими людьми, он более остро улавливает эмоциональное состояние и настроение человека, чем его сверстник, не имеющий к музыке никакого отношения.

Также подмечено, что музыкальные инструменты помогают усваивать грамматику,  написание которой зависит не только от способности человека правильно применять правила.

Статистика показывает, что более половины младших школьников путаются в определении левой и правой руки, а некоторые дети вообще не могут показать — где верх, а где низ.

И в то же время ребёнку, владеющим игрой на музыкальном инструменте, эти трудности неведомы: он четко знает, где правая, а где левая рука.

Умение пользоваться музыкальным инструментом формирует в ребёнке чувство ритма и налаживает координационную связь «слух» — «моторика рук«, что позволяет в хорошем темпе двигаться пальчикам, занимаясь письмом, а также переключиться с одного движения на другое, разделяя при переносе слова на слоги.

Значение музыки в развитии детей хорошо демонстрирует школьная успеваемость,особенно часто ошибки в правописании проявляются у старшеклассников. Они не могут выразить свою мысль, мучаясь над сочинением.

Им совершенно не под силу создать структуру текста (разделить на абзацы, которые несут на себе законченную смысловую нагрузку).

А их сверстники, владеющие нотной грамотой, и без труда делящие на фразы музыкальное произведение, смогут легко справиться с этой задачей и в письменной речи.

Совместные исследования ученых Франции и Португалии  о влиянии музыки на развитии ребенка, привели к неожиданным результатам. Музыкальные занятия способствуют развитию у детей красивой и грамотной речи. Они помогают преодолеть речевую скованность и заторможенность.

Оказывается, в мозгу музыканта содержится больше, чем у человека, далекого от музыки, нервных клеток, отвечающих за восприятие и построение членораздельной речи. Мозговая деятельность музыканта намного активнее и, соответственно, информация обрабатывается быстрее.

Это можно объяснить тем, что для игры на музыкальных инструментах используют две руки.

  • Музыка снижает психическое напряжение, формирует положительные эмоции, что в итоге способствует укреплению психическому и физическому эдоровью.
  • Также музыка влияет и на математические способности детей. Она дает возможность развиваться образному мышлению, обучает логике построения, развивает способности восприятия окружающего мира в целом.
  • Благодаря влиянию музыки на развитие ребенка, он не только видит, но и воспроизводит увиденное, не только слышит, но и представляет то, что слышит. Таким образом, на все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное, музыкальный звук оказывает развивающее действие.
  • Также идет тренировка памяти —  зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной. Исполняя, к примеру, «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского, маленький музыкант воочию видит грустный осенний пейзаж. И уже на уроке истории он сможет ясно представить то, о чем говорит учитель. И, соответственно, лучше и быстрее запомнить.
  • Кроме того, музыка помогает развитию ассоциативной фантазии, без которой практически невозможно познать другие виды искусства… Нам известны многие исторические личности, чей талант сверкает многосторонними гранями. Способность одного рода занятий дополняет способность к другому. Например, Леонардо да Винчи был известен как скульптор, художник, архитектор, инженер. Он прекрасно пел, был преподавателем пения и одним из первых изучил вокальное искусство.

Каждый родитель, решив дать своему ребенку возможность играть на музыкальных инструментах, дает ему реальный жизненный шанс стать не просто всесторонне развитым человеком, но и иметь успех в выбранной профессии. Читайте: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/vliyanie-muzyki-na-razvitie-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.