Как наказывать ребенка: 5 можно и 5 нельзя для родителей

Содержание

Как наказывать ребенка правильно: советы, запреты и непреложные истины

Как наказывать ребенка: 5 можно и 5 нельзя для родителей

Умеете ли вы наказывать своих детей? По мнению психологов, большинство родителей имеют смутное представление о том, что такое правильное и адекватное наказание. Более того – многие современные мамы и папы сознательно игнорируют этот «прием» при воспитании своих детей. И зря! Мы расскажем, как правильно наказывать детей и каких ошибок при наказании надо избегать.

Наказание детей – это неотъемлемая часть их воспитания. Не умеете адекватно наказывать ребенка, значит, о хорошем воспитании не может быть и речи.

Зачем наказывать детей

Зачастую, в пылу родительского гнева, наказывая своих детей, мы напрочь упускаем из виду саму суть мероприятия – зачем вообще нужны наказания? Уж явно не для того, чтобы родители могли «спускать пар» на своих детях.

И не ради абстрактных, малопонятных даже нам самим, воспитательных идей, вроде – «пусть привыкает, что жизнь – не сахар!» и тому подобной ахинеи, которая якобы должна сделать наших детей более стойкими.

И, конечно же, не в целях поддержания племенных традиций – «меня лупили в детстве, и я своих лупить буду»…

цель наказания – помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

А проще говоря: наказания должны помогать ребенку стать лучше, добрее, взрослее – назовите как хотите.

Сама схема «проступок и последующее за ним наказание» (если конечно, наказание является правильным и адекватным) должна помочь ребенку научиться строить причинно-следственные связи, обдумывать свои действия наперед, прогнозировать последствия, и в конечном итоге – выстраивать свое поведение согласно тем моральным, человеческим и этическим (а порой – и правовым!) нормам, в которых мы все существуем как социум, а также согласно вашему семейному «уставу».

Но это все «лирика», а вы наверняка хотите практических наставлений. Правда, прежде чем поведать  о том, как наказывать детей правильно, имеет смысл упомянуть, чего делать категорически нельзя.

Как наказывать детей нельзя

  • 1 Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки – и хорошие, и плохие – совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело – вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова – он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно – только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться – вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.
  • 2 Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе – и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя – это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее – ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?

Допуская в качестве наказания физическое насилие по отношению к своим детям, вы по сути заведомо “даете добро” на физическое насилие по отношению к любому члену вашей семьи.

  • 3 Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя – сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.
  • 4 Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.
  • 5 Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков – его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.
  • 6 Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду – летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание – несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того – скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду…
  • 7 Если наказание озвучено – нельзя его игнорировать. 

Одно из главных правил воспитания гласит: если родитель наказание озвучил – оно должно случиться (нельзя пригрозить наказанием, а потом забыть о нем или просто махнуть рукой).

Такая родительская халатность – верный способ потерять авторитет в глазах ребенка, и также практически открытое согласие на то, чтобы ребенок начал манипулировать вами.

Если вы сомневаетесь насчет наказания – просто не озвучивайте его. Но если вы его назначили – оно должно состояться.

  • 8 И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать “железно”: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже – подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…

Как наказывать ребенка правильно

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

  • Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта – запросто можно;
  • Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);
  • Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

‌Строго говоря, речь почти всегда идет о временном лишении чего-либо, что ребенок любит, или чего желает. Например: мы собирались в субботу в цирк, но не пойдем, потому что ты нагрубил учительнице…

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее – как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

  • 1 Наказание должно быть справедливым, честным, и не зависеть от настроения родителя. Если за один и тот же проступок вы своего ребенка то готовы переселить из квартиры (потому что вы пришли с работы в жутком настроении), то просто лишить конфетки (потому что на этот раз у вас спокойно на душе) – это заведомо провальная тактика. Вы должны быть спокойны и объективны, вынося наказание.
  • 2 Необходимо донести до ребенка причинно-следственную связь «преступления» и «наказания». Хоть на ушах стойте, но вы должны объяснить ребенку, почему нельзя было так поступать, какие могут быть последствия проступка, и почему вы его наказываете.
  • 3 Будьте готовы помочь! Если есть возможность исправить проступок, всегда предлагайте ребенку свою помощь в этом. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Да, в эту минуту он не прав и заслужил наказания, но он должен знать, что вы его непременно поддержите в его попытках исправить все к лучшему. Важно, чтобы ребенок знал: вы лишь иногда – карательный орган, но вспомогательный орган вы – всегда. Допустим, ваш сын оскорбил бабушку, сказал плохое слово в ее сторону. Вы с ними поговорили – об уважении к старшим, о том, как бабушка для вас всех старается, о том, какая она хрупкая и недолговечная, и о том, что в качестве наказания сегодняшние игры на компьютере для парня отменяются. И наконец, подвели ребенка к тому, что перед бабушкой надо извиниться. А теперь предложите помощь – отправляйтесь вместе в магазин и оплатите цветы, вместе купите тортик. А вот когда придет момент извиняться – ребенок должен сделать это сам. В данной ситуации не вы – главный герой, но вы именно тот, кто должен «подавать ему патроны».

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что.

Да – его поведение неприемлемо, да – вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да – наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого – вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Читать нотации – это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка – это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

  • Ваша беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «дурень», «дебил», «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Запомните: вы можете давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае – самому ребенку. Унижать личность ребенка – это не наказание, это эмоциональное насилие.
  • Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику – дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.
  • Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт – со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем охаживал не жалея»…. ). В какой-то момент ребенок начнет подсознательно сожалеть о том, что он ваш. А кроме того – возьмет на себя вину за то, что у вас было такое “несчастливое, тяжелое” детство.
  • После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более – в унижающей его манере. Тем самым вы перечеркнете всю ту работу, которую уже проделали. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», вы сфокусируете его внимание на обиде, а не на самом проступке и на его исправлении. А если вы будете «пилить» ребенка (особенно подростка) регулярно – то однажды получите в ответ серьезный всплеск агрессии, с которым вряд ли сможете справиться самостоятельно, без помощи семейного психолога.

Мировой родитель – мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже – набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание?…

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/217336/

Как наказывать ребенка без вреда для его психики

Как наказывать ребенка: 5 можно и 5 нельзя для родителей

Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство.

Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом.

Это банальная жестокость.

Не лучше и другая крайность – полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Почему дети не слушаются?

Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: “А что изменится в мире, если я сделаю то или это?” или “Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?”

Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью “достать” своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

“Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, – отмечает семейный психолог Светлана Ройз.

– Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу.

Зачастую бунтарское поведение – это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: “Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования”. Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию”.

Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми

Еще одна причина детского непослушания – нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.

В ТЕМУ: Как улучшить зрение ребенка: советы окулиста

“Дети становятся неуправляемыми и агрессивными, если они играют искусственными игрушками, – утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко. – Я имею в виду не только виртуальные игры (компьютер, приставки).

Пластмассовые, пластиковые игрушки не дают чувству осязания развиться в полной мере.

Ребенок в буквальном смысле слова не чувствует и не осознает, что, ударив сверстника или вырвав клок шерсти у кошки, он причинил им боль”.

Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход

Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

“Важный нюанс: наказание – это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, – говорит Светлана Ройз. – Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе “Я” (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни.

Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла.

Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое”.

“Приблизительно до пяти лет действия ребенка – это прежде всего подражание, – добавляет Валентина Антощенко. – Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их.

Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети “отзеркаливают” поведение родителей) – возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице.

Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?”

Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде “сосчитать до десяти” и “выйти в другую комнату и успокоиться” действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.

В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.

В ТЕМУ: 10 вопросов детскому невропатологу

Но хорошо, если отношение “с любовью в сердце” станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе).

Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение.

“Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них – это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза”.

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.

Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: “Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?”.

Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек – муж, мама или подруга; в) ты сама.

Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?

Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: “Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами”. Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

  • Ребенок должен знать, за что его наказывают

Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем.

Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: “Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается”. Не стремись любой ценой унять детские слезы.

Ведь плач – это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: “Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита”.

Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание.

Формулировки “не получишь больше сладкого” или “отныне ты не будешь смотреть мультики” абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь – согласись, это слишком сурово и к тому же нереально.

И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: “Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!” Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей.

Игнорирование – вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: “Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни”. Нельзя угрожать ребенку: “Будешь плохо себя вести – отдам тебя бабаю” (кроха воспринимает это как “ты мне не нужен”).

Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге “Радости родительских забот” писал: “Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки.

Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать.

Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания – это уже заранее обдуманная жестокость”.

Ставить ребенка в угол – тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации.

Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: “Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: “Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.

И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь”. Проходит время, ребенок подходит и говорит: “Я знаю, что теперь нужно сделать”. – “Что?” – “Извиниться” (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону”.

Наказывай без свидетелей

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Поведение и наказание: игра по правилам

Договориться заранее всегда лучше, чем “разруливать” уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

Ограничений не должно быть слишком много.

Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.).

Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.

Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги “напоминалки”, касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат – и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

Фото в тексте: Depositphotos

Источник: http://edinstvennaya.ua/psychology/relationship/1262-kak-nakazyvat-rebenka-bez-vreda-dlya-ego-psihiki

Наказание ребенка в ДОУ: можно ли наказывать детей в детском саду?

Как наказывать ребенка: 5 можно и 5 нельзя для родителей

С того момента, как ребенок начал посещать детский сад, родители должны знать свои права и обязанности, так же как и воспитатель.

Зачастую у мам и пап возникает вопрос, имеют ли право сотрудники дошкольного учреждения наказывать детей? За какие детские проступки могут применяться дисциплинарные меры? Как родителям реагировать на это? Все об этом и о многом другом, читайте в данной статье.

Наказание в детском саду детей

Идеальных детей не бывает, каждый со своим характером, нравом и привычками. А теперь представьте, что происходит в детском саду, когда собираются такие «разные» дети? Правильно, хаос.

задача воспитателя — это сформировать у каждого ребенка правильную модель поведения в обществе.

Когда один детсадовец, более активный,  начинает толкаться и драться с другими детьми, имеет ли право сотрудник детсада применять наказания? Да, потому, что малышу, который плохо себя ведет, необходимо осознать свою ошибку, а воспитателю отвечать за жизнь и здоровье других детей в группе.

Наказание — это не самая последняя, по значимости, составляющая в процессе воспитания, смысл которой заключается в том, чтобы вызвать у детей понимание некорректности своего поведения, чувство вины, стыда и раскаяния. Данная цель осуществляется лишь тогда, когда мера воспитания применяется правильно.

Итак, перед тем как применять наказание ребенка в ДОУ, воспитатель должен:

  • полностью разобраться в ситуации: почему малыш так или иначе сделал (может, его подговорил кто-то или заставил), какими мотивами руководствовался (оборонялся) и т.д. В зависимости от ответов на данные вопросы, необходимо подобрать эффективное и соответствующее проступку наказание;
  • выбирать такую меру воспитания, которая не должна навредить детскому здоровью: ни психическому, ни физическому. Воспитательница шлепнула или даже избила вашего ребенка? Мало того, что она должна лишиться работы, она также может понести наказание за свое непрофессиональное поведение.
  • применить справедливое, обоснованное и понятное наказание. Самое главное, чтобы сам детсадовец был уверен в правильности понесенного наказания. Очень важно, чтобы ответ на проступок был максимально быстрым. Наказание, которое применяется через день или даже неделю, не является корректным. Вряд ли малыш сможет понять справедливость такого наказания;
  • придерживаются тактичности и вежливости. Ни в коем случае, воспитатель не имеет право вешать «ярлыки» на детей, унижать и оскорблять их.

Стоит также заметить, что каждое наказание детей дошкольного возраста должно применяться в соответствие с принципом «проступок – наказание – прощение». Ребенок понес наказание и уже понял, что он был не прав. Не стоит и дальше как-то ущемлять его права, придираться или завышать требования к нему. Такое поведение считается непрофессиональным.

Как следует реагировать воспитателю на самые распространенные детские шалости? Если непоседа систематически нарушает дисциплину детского сада, обижает других детей и не слушается, то можно применить следующие, педагогически оправданные, наказания.

  • Замечание. Поведение малыша переходит все границы? Прежде всего, следует напомнить ему про это.
  • Последнее замечание с разъяснением. Объяснять о неправильности детского поступка можно как угодно. Главное: не повышать голос, не оскорблять и не угрожать. Лучше всего дать возможность детсадовцу понять о последствиях содеянного, ощутив себя на месте обиженного малыша.
  • Время для раздумий. Минут 10 для ребенка достаточно, чтобы подумать о своем поведении и сделать выводы.
  • Извинение. Если детсадовец раскаялся в своем неправильном поступке, такая мера воздействия будет достаточной.
  • Временное лишения удовольствия или развлечения. Непоседа срывает занятия? Можно просто не разрешить ему участвовать в детской игре. Такое наказание для него будет очень полезным уроком.
  • Изменение отношения. Для каждого детсадовца, как правило, воспитатель это хороший друг и наставник. Поэтому, если происходят изменения в общении с ним, дети начинают переживать, переосмысливать свои поступки и раскаиваться. Такой метод воспитания может быть очень эффективным, если придерживаться некоторых условий:
  1. временный характер;
  2. недопустимость групповой критики. Это может негативно настроить всю группу против обидчика;
  3. легкий уровень игнорирования.

    Воспитателю не стоит полностью прекратить общения с ребенком, а лишь изменить его.

  • Информирование родителей о плохом поведении малыша. Если никакие из вышеперечисленных воспитательных мер не подействовали, сотруднику детсада стоит поговорить с мамой и папой дошкольника. Родители, в свою очередь, должны повлиять на его поведения.

Как наказывать нельзя?

Недопустимы наказания, которые угнетают человеческое достоинство, с использованием кличек, обидных слов и крика. В этот перечень также входит и такой метод воспитания, как стояние в углу.

Выбранная мера воздействия не должна препятствовать соблюдению режима. Другими словами, нельзя наказывать сном, едой и прогулками, так как это вредит физическому самочувствию и развитию детей.

Также, некорректно давать детсадовцу дополнительную нагрузку.

Такой способ не педагогичный и ничему хорошему его не научит, наоборот, отстранение от трудовых обязанностей, должно восприниматься как наказание.

Стоит заметить, что в Уголовном кодексе РФ статья за наказание детей в детском саду отсутствует. Но присутствуют смежные статьи, которые предусматривают наказания за жестокое обращение с детьми. Более подробно узнать о том, какую ответственность может понести воспитатель, можно узнать в статье Наказание за избиение детей.

Как родителям выяснить, что в детском саду жестоко обращаются с детьми? Мнение юриста и психолога в одном видеоролике:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Во что играют в детском саду
Наказание за избиение детей
Правильное наказание детей 1-7 лет
Наказание детей в школе

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/nakazanie-rebenka-v-dou-mozhno-li-nakazyvat-detej-v-detskom-sadu.html

«Не хочу наказывать!»: 5 мнимых и 5 реальных причин

Как наказывать ребенка: 5 можно и 5 нельзя для родителей

Родителям приходится иногда наказывать своих детей или что-то им запрещать, в противном случае семья рано или поздно столкнется с проблемами. Но не менее опасна и другая крайность — когда под видом благих намерений на ребенка выплескивается бессмысленная агрессия. Давайте поговорим о ложных и истинных поводах отказа от воспитательных мер.

Не увиливать от родительских обязанностей

Мы уже писали о том, почему важно ограничивать ребенка, устанавливать определенные последствия для его негативного поведения. Однако, зачастую родителям бывает трудно делать это. Тому есть несколько совершенно неоправданных причин.

Страх испортить отношения. Мама или папа не могут запретить ребенку даже откровенно неполезные вещи, потому что стараются изо всех сил искать его одобрения. Если взрослый боится поссориться, потерять любовь ребенка, его расположение — самое время задуматься, почему так происходит.

Эти ощущения отчасти напоминают чувства подростка, во многом зависящего от мнения своих друзей. Такая зависимость — явно не то, что идет на пользу детско-родительским отношениям.

Получается, дети становятся ответственными за удовлетворение эмоциональных потребностей родителей, то есть в некотором смысле члены семьи меняются ролями.

Корень проблемы может быть в неуверенности родителя в себе, его одиночестве, связанном с отсутствием супруга или формальными, напряженными отношениями с ним. Ребенок становится единственным близким человеком, отдушиной, и возникает страх нарушить эту тесную связь.

Это очень опасная ситуация, причем не только потому, что ребенок вырастает избалованным и привыкает чуть что эмоционально шантажировать взрослых («Ах-так, ты мне этого не разрешаешь? Значит, ты меня не любишь! Ты – плохая!») Опасна она и для будущей способности ребенка устанавливать зрелые отношения без зависимости от партнера. Те, для кого манипулировать любовью стало нормой, будут всю жизнь втягиваться в жертвование собой ради близких или, наоборот, станут их терроризировать.

Отчасти поможет решить проблему появление в жизни родителя других взрослых людей, друзей и близких, способных его психологически поддерживать, в частности — в его стремлении быть последовательным в воспитании сына или дочки.

В подобной ситуации важно работать над собой, учиться видеть свои сильные стороны, хвалить себя, развивать уверенность в себе за счет профессиональных или творческих достижений.

И тогда вместо слепого стремления во что бы то ни стало нравиться ребенку, у родителя возникнет понимание, что он в какие-то моменты должен брать на себя роль непреклонного воспитателя, уверенного в своей правоте. На самом деле, для психологического комфорта ребенка очень важно ощущать эту внутреннюю родительскую силу.

Родителю кажется, что ограничения или наказания равносильны отсутствию любви к ребенку. Такое искаженное представление может возникать по причинам, описанным выше, но иногда просто становится следствием неверных или неверно понятых педагогических идей.

Тут стоит вспомнить, что есть и такой подход: «Степень вашей способности не идти на поводу у другого человека является мерой любви к нему».

Если вы действительно желаете своему ребенку добра (а какой родитель желает обратного!), вы найдете в себе силы поступиться сиюминутным комфортом, чтобы преподнести чаду урок, который в дальнейшем поможет ему нормально развиваться.

Нежелание нарушать свои планы и банальная лень. К примеру, мама уже с пятницы мечтала о замечательном субботнем ужине в кафе, походе в гости или в кино. Однако в идиллию вклинивается неприятный инцидент, учиненный отпрыском.

Вроде бы и надо остановиться, проговорить этот момент с ребенком, возможно, ввести какие-то санкции… Но так не хочется портить себе настроение из-за «ерунды» или терять время, и мама закрывает глаза на случившееся.

В другой раз ей лень многократно настаивать на выполнении своей просьбы, и она спускает с рук ее игнорирование («Да ладно, проще самой сделать, чем его просить!») В третий раз — ей будет некогда разбираться.

В итоге у ребенка формируется необязательность, ерундовые проступки становятся все серьезнее — родители пожинают плоды своего бездействия.

Родителям кажется, что любое наказание или ограничение болезненно для ребенка, потому что они сами в детстве страдали от несправедливости. Включается естественная склонность отождествлять собственные чувства с чувствами сына или дочки. Но вы и ваш ребенок — два разных человека, выросших в разных условиях и просто от природы имеющих разный эмоциональный склад.

Люди, не получившие в детстве достаточного количества любви, могут очень болезненно реагировать на ограничения и запреты. Для уверенного в себе, любимого ребенка то же самое станет не тяжелой проблемой, а только причиной минутного неудовольствия. Если все же сомневаетесь, спросите себя: ваше наказание справедливо, адекватно поступку? Если да, значит, не о чем беспокоиться.

Восприятие собственного терпения как благодетели. Да, терпимость — важное качество, которого, к сожалению, многим современным родителям не хватает. Но есть и обратная сторона медали.

Долго терпящий взрослый рано или поздно сорвется, причем незначительная детская шалость может в какой-то момент вызвать неадекватную реакцию, сопоставимую с прорывом плотины. И уж тут можно по-настоящему напугать ничего непонимающего малыша.

Поэтому, чем ставить себе в заслугу умение стоически сносить все выходки дитятки, лучше научиться в адекватной форме выражать неудовольствие тем или иным поведением и своевременно пресекать его.

Когда действительно не стоит наказывать ребенка?

Если ребенок болеет или только что пережил сильный стресс. В сложной ситуации дети могут нарочито плохо себя вести, стараясь заполучить внимание взрослых. Важно попытаться за не слишком адекватным с вашей точки зрения поведением увидеть его причину.

Не следовать за раздраженным тоном малыша или подростка, а напрямую предположить: «Похоже, ты расстроен чем-то (если знаете, чем именно, назовите). Могу я тебе помочь?» Ребенок будет вам благодарен, если вы выслушаете его, обнимите, поддержите.

И после этого с большей готовностью вернется к выполнению установленных в семье требований.

Понятно, что в сложных для ребенка ситуациях и сами родители тоже зачастую испытывают стресс. Понимая это, вдвойне важно постараться не углубляться в воспитательные моменты в этот период, чтобы они не превратились в обычную ссору.

Если родители в плохом настроении по своим личным причинам. Когда взрослые расстроены, сердиты или разгневаны, им стоит повременить с установлением запретов и ограничений. Иначе они рискуют скатиться в банальное «сливание» собственного дурного настроения на ребенка.

Это, казалось бы, очевидное правило нарушается чаще всего. Почему-то проступки любимого чада начинают особенно часто бросаться в глаза уставшей и раздраженной маме или нервничающему из-за проблем на работе папе. Если вам плохо, начните с решения своих проблем. Воспитание немножко подождет.

Если проступок ребенка абсолютно выбил вас из колеи. Речь не идет о том, чтобы оставить серьезный проступок безнаказанным, а только о том, что прежде чем действовать, нужно успокоиться. Все-таки любое наказание — это не месть за содеянное, а действие, формирующее в дальнейшем более правильное и безопасное поведение ребенка.

Конечно, родители — не идеальные машины по воспитанию, и увидев разбитую статуэтку, давно ставшую семейной реликвией, или узнав о том, что их восьмиклассник курит за углом школы, не могут не отреагировать эмоционально.

Просто важно это признать: «Сейчас я очень сильно расстроен тем, что ты сделал. Твое поведение недопустимо, и ты будешь наказан. Я приду в себя и решу, как поступить».

Конечно, такое откладывание не должно быть долгим, потому что маленький ребенок просто забудет о своем поступке, а большой — может сильно тревожиться.

Чтобы убедиться в важности принятия решений на холодную голову, представьте вопящую в истерике маму: «Я убью тебя, негодный! Ты у меня неделю из комнаты не выйдешь! Ты у меня полгода гулять не пойдешь!» и т.д. Сможет она воплотить в жизнь такое наказание? Нет. А ребенок усвоит на будущее, что родительский гнев явление хоть и неприятное, но временное. Воспитательный эффект нулевой.

Когда правило, которое нарушил ребенок, не было четко оговорено в семье, если раньше подобное поведение многократно повторялось и считалось допустимым. Ребенок просто посчитает, что вы непоследовательны и несправедливы. Если вы хотите что-то поменять в вашем укладе, обсудите это в отвлеченной обстановке.

К примеру, так: «Знаешь, мне кажется, ты уже достаточно большой, и уже можешь сам помыть за собой посуду. Я прошу тебя, чтобы в раковине не было грязной посуды, когда я возвращаюсь с работы. Этим ты мне очень поможешь.

Показать тебе, как ставить тарелки в сушилку?» Согласитесь, это куда эффективнее, чем однажды, явившись с работы, внезапно начать возмущаться: «Почему никто кроме меня в этом доме не может чашку за собой помыть? Грязь такая! Никакого компьютера сегодня!» Кроме недоумения и обиды ничего не получите.

И действительно, с чего бы вдруг дитятке кинуться мыть эту посуду, если всю жизнь это было маминой обязанностью?

Если воспитательный порыв возник на основе суждения другого человека, и никак не связан с вашим личным восприятием поведения ребенка. В целом, взгляд со стороны может быть очень полезен. Вот только стоит не слепо следовать рекомендациям, а принять их к сведению и хорошенько обдумать.

Вокруг нас куча людей, желающих дать совет, как именно правильно воспитывать ребенка. Но их ценности и семейные традиции могут отличаться от наших; у их детей совершенно другой характер; наконец, они могут не вполне правильно представлять, как складываются отношения в вашей семье, и судить, основываясь на неверных данных.

«Вы вконец ребенка избалуете!» — предостерегает дедушка. «Нельзя же так строго!» — тут же возмущается бабушка. «В этом возрасте от детей нужно требовать того-то и того-то», — объясняет воспитательница в детском саду. «А я всегда своему так говорю…» — делится опытом подруга. И вот накрученный всеми этими советами родитель хватается за голову и в запале берется за воспитание.

Пожалуй, тут нужно сказать: «Стоп!» и для начала ответить себе на несколько вопросов. Видите ли вы проблему в поведении своего ребенка? Мешают ли ему такие поступки сегодня или, возможно, станут мешать в будущем? Почему окружающие обратили внимание на эту ситуацию? Честный разговор с собой позволит нащупать наиболее правильную реакцию на происходящее.

Воспитывать (наказывать и ограничивать) ребенка, безусловно, нужно. Главное, чтобы вся жизнь не превращалась в исполнение тяжких родительских обязанностей, в ней должно быть куда больше места для любви, удовольствия, озорства и творчества. Мне кажется, разумное и своевременное вкрапление воспитательных моментов как раз и создает почву для легких и радостных отношений с детьми.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/7817.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.