Как понять, готов ли ребенок к школе

Содержание

Как определить готов ли ребенок к школе — тесты для детей на логику и внимание

Как понять, готов ли ребенок к школе

/ Развиваемся и учим / Как определить готов ли ребенок к школе — тесты для детей на логику и внимание

Все нижеприведенные методики ранее уже были опубликованы в авторитетных источниках. Предложенные вашему вниманию диагностические тесты надежны, конкретны, достоверны и просты. Экспресс- диагностику могут проводить не только молодые родители, но и бабушки с дедушками.

Данные тесты используются психологами во время массовой диагностики при приеме детей в первый класс. Сразу хотим отметить, что они не оценивают личность ребенка, а позволяют лишь диагностировать его физиологическую и психологическую подготовленность.

Прежде чем тестировать ребенка, его необходимо подготовить к этому процессу. То есть создать психологически комфортную обстановку. Родители должны объяснить ребенку, что ему никто не собирается ставить оценки за ответы и выносить «приговор».

Тестирование проводится с единственной целью — узнать насколько он уже готов к школе и над чем еще стоит поработать.

Физиологическая готовность — основные критерии

Мы приведем несколько тестов, которые помогут понять родителям – насколько их ребенок физиологически готов к школе.

Филиппинский тест

Известный российский биолог В. Сонькин выявил закономерность, на основании которой разработал собственную диагностику, получившую в научном мире название «Филиппинский тест».

Наблюдения показали, что в возрасте шести-семи лет здоровые дети переживают «полуростовой скачок», в результате которого у них резко увеличивается длина конечностей – рук и ног. Кроме того, наблюдается существенное увеличение полушарий головного мозга.

Суть Филиппинского теста заключается в том, что ребенку дается задание – обхватить голову одной рукой и дотянуться до противоположного уха. Дети до пяти лет сделать этого не в состоянии. Если дошкольник легко дотягивается до уха, то по своей конституции и физиологическому развитию он соответствует общепринятым нормам.

Конечно, в данном случае все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Некоторые дети легко выполняют этот тест в шесть лет, некоторые в семь. По мнению ученых, детям, выполняющим данный тест без особых усилий, учеба в школе дается легко.

Данное заключение основывается на том, что полуростовой скачок произошел и оба полушария мозга у ребенка претерпели необходимые преобразования.

Тест на «доминирующую руку»

Родители дошкольника обязательно должны знать — какая рука у ребенка является доминирующей. То есть «правша», «левша» или «амбидекстр» (ребенок, который владеет обеими руками одинаково).

Как правило, внимательные родители и без проведения дополнительных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом убедиться.

Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.

Задание № 1

Ребенок должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука оказалась сверху.

Задание № 2

Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большой палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.

Задание № 3

Посадите ребенка за стол и положите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом расстоянии от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой рукой он возьмет расческу. Запишите результат.

Задание № 4

Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладонь оказалась сверху.

Задание № 5

Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите намотать нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.

Задание № 6

Если дома есть игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой руке окажется дротик.

Проанализировав записи, родители без труда смогут определить, какая рука у ребенка является «ведущей».

Как правило, «леворукость» передается по наследству. У левшей за образное мышление отвечает левое полушарие, за логику и математические способности – правое. У «правшей» все наоборот. Встречаются детишки, которые одинаково владеют и правой и левой рукой – амбидекстры.

Еще совсем недавно в советских школах «леворуких» детей всеми силами переучивали и заставляли пользоваться при письме только правой рукой. Сегодня психологи единодушны во мнении, что делать этого нельзя.

Поэтому родители должны предупреждать учителей, что их ребенок левша и настаивать, чтобы он писал правой рукой не надо. Детей амбидекстров нужно просто постараться сосредоточить на работу правой рукой.

Если ваш ребенок упорно перекладывает фломастер, карандаш, ложку из одной руки в другую – не мешайте ему это делать. Он сам сумеет адаптироваться и выбрать, какой рукой ему удобней выполнять те или иные действия.

Конечно, проверить физиологическую подготовку ребенка к школе поможет и медосмотр, который проходят все детишки дошкольного возраста.

Подойти к этому мероприятию родители должны со всей ответственностью. Особого внимания заслуживают дети, которые родились в осенние месяцы, ведь они пойдут в школу чуть-чуть раньше.

Но иногда это «чуть-чуть» может сыграть существенную роль в готовности ребенка к школьной нагрузке.

Психологическая готовность к школе — тесты на логику, внимание

Понятие «психологическая готовность» в себя включает:

  • Интеллектуальную готовность дошкольника.
  • Коммуникативную.
  • Мотивационную.
  • Эмоционально-волевую.

Понять, насколько ваш ребенок психологически готов к обучению, поможет нижеприведенные опросники и тесты.

Опросник на интеллектуальную готовность и логику включает в себя следующие вопросы:

  1. Скажи, пожалуйста, кто выше – жираф или лошадь? Кто больше слон или волк?
  2. Трава зеленая, а море ….
  3. Утром ты завтракаешь, а вечером …
  4. Днем светло, а ночью…
  5. Москва, Киров, Новгород – это что?
  6. Бананы, персики, абрикосы, яблоки – это? А помидор, огурец, капуста – это?
  7. Посмотри на часы и скажи, который час?
  8. Для чего опускается шлагбаум, прежде чем на путях появится поезд?
  9. Хоккей, футбол, плавание, теннис – это?
  10. Совсем маленькая корова – это теленок? А маленькая собачка – кто?
  11. Ты сможешь назвать несколько транспортных средств?
  12. Для чего в автомобиле есть тормоз?
  13. Чем похожи друг на друга кошечка и белка?
  14. В чем отличие гвоздя от винта? Ты бы смог их отличить и как?
  15. Летом жарко, зимой…

Тест на проверку внимания и логику

Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, лист бумаги и попросите нарисовать мужчину. Задание должно звучать так: «Нарисуй мужчину!» и никаких дополнительных пояснений. Если ребенок начнет задавать вопросы, следует повторять только эту фразу.

Рисунок оценивается на 5 баллов, если ребенок нарисовал фигуру мужчины, состоящую из головы, туловища, рук и ног. На голове имеются волосы или головной убор. На лице выделены глаза, нос, рот. Голова пропорциональна туловищу. Ребенок нарисовал уши. Руки на рисунке заканчиваются кистью. Обратите внимание на пальцы.

Сколько пальчиков нарисовал ребенок?  На фигуре должна быть нарисована мужская одежда. Если ваш ребенок нарисовал «мужчину», состоящего из отдельных частей – он еще недостаточно подготовлен к занятиям в школе. Родителям следует подробно обсудить с ребенком его рисунок, объяснив, где он допустил ошибки.

На следующий день можно изменить задание и попросить нарисовать женщину.

Тест на цветовые понятия и логику

Положите перед ребенком коробку с карандашами, попросите его:

  1. Показать самый светлый цвет.
  2. Самый темный.

Затем, попросите разложить карандаши одного цветового спектра по интенсивности. Например: голубой, синий, темно-синий.

Возьмите матрешку, попросите ребенка ее разобрать и показать самую большую и самую маленькую фигурку. Попросите показать среднюю матрешку.

Тест на временные представления

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-opredelit-gotov-li-rebenok-k-shkole-testy-dlya-detej-na-logiku-i-vnimanie.html

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

Как понять, готов ли ребенок к школе

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише – умеет ли он читать и считать… На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие…

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить

по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать?   Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

 Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

 Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь».

 А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»… 

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать?   Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).   

Как это узнать?   Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать?   Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет – это неудержимые фантазеры и “сказочники”. Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш, должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью

заключить, что ребенок “дорос” до серьезного образовательного процесса.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать?   Здесь все предельно просто – дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика.

Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.).

В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки…

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

Источник: http://www.woman.ru/kids/medley5/article/44764/

Как понять, что ребенок готов к школе?

Как понять, готов ли ребенок к школе

Начало учебы в школе – это важный и ответственный этап в развитии каждого ребенка. Меняется не просто учреждение, которое он посещает (если до этого он ходил в детский сад), хотя и смена привычной обстановки очень сильно влияет на малыша.

Теперь его окружают незнакомые люди, перед ним ставятся совершенно новые задачи и к нему предъявляются другие требования. Недаром психологи называют этот период «кризисом семи лет». Ведь на такую нагрузку ребенок может реагировать по-разному, и часто возникает негативное поведение.

Особенно такое случается, когда он психологически или физически оказывается не готов к переменам.

Понять, насколько ребенок готов к обучению в школе, не будет ли нагрузка для него слишком тяжелой, а новая обстановка слишком стрессовой, можно с помощью так называемой оценкипсихосоциальной зрелости, о которой мы расскажем ниже. И хоть обычно этими тестами пользуются специалисты, провести их могут и сами родители, чтобы выявить слабые стороны ребенка и «подтянуть» его за лето.

Как определить уровень психосоциальной зрелости ребенка?

Во многих школах перед тем, как записать ребенка в первый класс, с ним знакомится школьный психолог и проводит тестовую беседу, предложенную С. А. Банковым.

Он задает ребенку ряд вопросов, таких как: «Назови свои фамилию, имя, отчество», «Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?» или «Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?» За каждый ответ присуждается определенное количество баллов, которые потом суммируются. В процессе такой беседы специалист получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье.

Следует отметить, что по результатам тестовой беседы школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим методикам общего обследования ребенка на школьную зрелость.

Чаще всего, для этого используется несколько тестов, определяющих, помимо психосоциальной зрелости, наличие знаний об окружающем мире, уровень восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, речи, уровень умственной трудоспособности и способности к произвольным действиям.

1. Имитация написанного текста (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А.Керна и И.Ирасека)

Ребенку дается лист бумаги с написанным коротким предложением и предлагается написать на другом листе то же самое.

При этом оценивается не то, как дошкольник умеет писать (этого от него не требуют), а насколько он может выполнять не очень интересное задание, копируя предложенные слова. В процессе обучения в школе детям приходится выполнять не всегда интересную для них работу.

Чтобы это было возможно, у ребенка должны быть достаточно хорошо развиты волевые качества. Проверить уровень их развития как раз и помогают такие задания на подражание образцу.

Также в процессе выполнения таких заданий выявляется, насколько хорошо развита тонкая моторика кисти рук и двигательная координация. Это очень важные показатели того, как ребенок в дальнейшем будет овладевать письмом, а также способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом.

2. Методики оценки развития мышления и речи

Одна из таких методик заключается в том, что психолог называет ребенку несколько несложных слов в единственном числе и просит назвать их форму множественного числа.

Выполнение этих заданий позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией.

Дети, допустившие много ошибок, нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

Недостаточный уровень развития речи может сказаться не только на трудностях в усвоении новой информации, но и на общении ребенка со сверстниками, которые могут обращать внимание, высмеивать ошибки в его речи.

3. Методика «Умозаключения» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)

Ребенку предлагают выбрать пару к слову по аналогии с образцовой парой слов. Например, подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Выбрать пару предлагается из нескольких данных слов («сорняк», «роса», «садик», «цветок», «земля»).

С помощью этой методики оценивается способность дошкольника делать умозаключения в соответствии с образцом, то есть уровень развития словесно-логического мышления. Выясняется, видит ли он логические связи и отношения между понятиями, может ли выделить существенные признаки вещей и использовать эти признаки для умозаключений.

В каждом последующем задании основной признак меняется, и, основываясь на закономерности из предыдущего задания, ребенок будет ошибаться. При оценке результата теста также учитывается, насколько быстро дошкольник начал самостоятельно и без помощи психолога давать правильные ответы.

Это говорит о том, насколько быстро впоследствии ребенок будет овладевать знаниями.

Помимо использования тестов, психолог может оценивать психосоциальную зрелость ребенка и в процессе наблюдения за его поведением: быстротой реакций, сомнениями или уверенностью в своих ответах, проявлениями тревоги, включенностью в процесс решения задач, утомляемостью, эмоциональным состоянием. Отмечается, понимает ли ребенок важность ситуации поступления в школу в целом. При этом лучше всего, когда он чувствует серьезность этого шага, знает об изменениях, которые ждут его, но при этом не боится их и излишне не переживает, что может не попасть в школу.

Оценка психосоциальной зрелости ребенка происходит адекватно, когда все методики применяются в совокупности, и вывод делается по всем результатам и наблюдениям в целом, так как каждая методика оценивает свой показатель, являющийся частью общей картины.

При этом важна и высокая компетентность психолога, проводящего тестирование. Низкие результаты тестирования могут говорить не только о том, что у ребенка недостаточный уровень школьной зрелости.

Например, специалисту не удалось наладить контакт с ребенком, поэтому, даже зная верные ответы на вопросы, ребенок может отказаться на них отвечать или ответить неправильно из-за смущения и растерянности.

Важно, чтобы психолог во время беседы создавал атмосферу доверия, подавал ему положительные, одобрительные оценки, независимо от успехов ребенка, подбадривал его.

Что делать после того, как вы узнали уровень психосоциальной зрелости своего ребенка?

По результатам обследования обычно выделяют три уровня психосоциальной зрелости будущего ученика.

Высокий уровень говорит о том, что ребенок может справиться с обучением в любой школе, в том числе и с углубленным изучением определенных предметов.

Однако, при обучении такого ребенка в обычной школе могут возникнуть проблемы с мотивацией, так как ему будут не интересны слишком простые для него задачи.

При выборе специализированной школы очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и предпочтения.

Ребенку со средним уровнем зрелости будет уже тяжелее справиться с повышенной трудностью обучения, но при помощи родителей или репетиторов это возможно.

Хотя здесь рекомендуется учитывать и состояние самого ребенка – нагрузки, находящиеся на грани его возможностей, могут вызвать как физические, так и психологические негативные последствия.

Поэтому при среднем уровне школьной зрелости лучше всего отдавать ребенка в обычную школу, по крайней мере, на время начальных классов, а затем можно еще раз попробовать пройти экзамен в школу с повышенными требованиями.

При низком уровне психосоциальной зрелости дошкольнику будет тяжело осваивать новый материал, а это также может сказаться на мотивации к обучению и, в любом случае, вызовет дополнительный стресс. Лучше всего протестировать вашего сына или дочь за год или хотя бы полгода до планируемого поступления в школу.

Это даст вам запас времени на подготовку ребенка, если тесты покажут недостаточный уровень зрелости. Если же низкий уровень зрелости выявлен накануне начала обучения, необходимо еще раз пересмотреть свое решение отдавать ли его в школу в этом году или более основательно подготовить к следующему.

В случае если все же принято решение идти в школу, необходимо все оставшееся перед поступлением время посвятить интенсивной подготовке: расширять кругозор ребенка, стимулировать его общение со взрослыми и сверстниками, выстраивать график дня в соответствии со школьным расписанием.

Также родителям нужно быть готовым к тому, что адаптация к школе может проходить долго и негативно сказываться на поведении ребенка и его отношениях со сверстниками или учителями. В этом случае важно относиться с пониманием и терпением, так как ребенку действительно тяжело справляться со всеми новыми задачами одновременно.

А при отсутствии поддержки с вашей стороны он может просто не выдержать такой нагрузки.

Некоторые специалисты выделяют также очень низкий уровень зрелости, при котором рекомендуют отложить поступление в школу до следующего года и заниматься развитием особенно низких показателей в соответствии с оценкой психолога.

Так что если вы не знаете, отдавать или не отдавать ребенку в школу, пройдите тесты. И если протестировать ребенка вы можете самостоятельно, то расшифровывать результаты лучше при помощи специалистов. Это необходимо, для того чтобы правильно определить уровень психосоциальной зрелости и подобрать для малыша подходящее учебное заведение.

Психолог портала «Я-Родитель»,
Анастасия Вялых

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ponyat-chto-rebenok-gotov-k-shkole/

Как узнать, готов ли ребенок к школе

Как понять, готов ли ребенок к школе

Ваш ребенок идет в школу.

Из неуклюжего и смешного карапуза он превратился во взрослого и самостоятельного человечка, гордо именующегося – первоклассник! Он умеет считать, читать, рисовать и даже писать.

Вы горды ним и чувствуете себя достаточно уверенно. А как же, на лицо полная готовность ребенка к школе: он смышлен и развит, новенькая форма уже висит в шкафу, а рюкзаку и канцтоварам позавидуют все соседи.

Однако вредные психологи утверждают, что всего этого мало. В первую очередь ребенок должен быть готов к школе психологически. Сегодня сайт для мам supermams.ru помогает родителям осознать всю важность и ответственность этого момента, и рассказывает о том, как узнать, готов ли ребенок к школе.

Что нужно знать родителям?

Первые месяцы учебного года уходят на адаптацию ребенка к новому ритму жизни, который принципиально отличается от детсадовского: он гораздо напряженней, сопровождается более высокой психологической и умственной нагрузкой, отличается резким сокращением объема свободного времени и досуга, появлением большого числа новых обязанностей.

Все это вкупе с новым режимом дня и увеличением контроля со стороны родителей – делает период адаптации очень сложным для новоявленного школьника. Отсюда стрессы и непонимание.

Почему ему нужно так рано вставать, сидеть на уроках, слушаться учителя, писать что-то в тетрадке, тащить на себе тяжелый ранец, а по приходу домой не играть в любимую онлайн-игрушку и смотреть мультфильмы, а делать домашнее задание?

Как избежать подобной ситуации? Ребенка к школе нужно готовить! И чем лучше ребенок  будет подготовлен, тем легче для него и для Вас пройдет этот сложный период, и тем успешнее и безболезненнее будет «втягивание» его в учебный процесс.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологи выделяют два важных аспекта психологической готовности ребенка:

  • личностная (или мотивационная),
  • интеллектуальная.

Так на что же обратить внимание в первую очередь, спросите Вы. Какие навыки и умения понадобятся ребенку сразу же по приходу в школу? Супермамы и я во главе с ними любезно отвечаем Вам:

  • умение слышать и, главное, слушаться старших,
  • желание принимать незнакомые ситуации,
  • готовность выполнять общие правила и регулировать под них свою деятельность;
  • достаточно развитые волевые качества,
  • стремление доводить начатое до конца,
  • умение концентрировать собственное внимание,
  • усидчивость,
  • любознательность и общая осведомленность,
  • мотивация к учебе в школе и желание учиться,
  • достаточная развитая мелкая моторика рук,
  • умение сравнивать и сопоставлять, а потом делать логические выводы,
  • потребность в поиске ответов на интересующие его вопросы.

И пусть эти требования звучат чересчур серьезно, могу Вас заверить – все это под силу среднестатистическому первокласснику

Источник: https://supermams.ru/uznat-gotov-rebenok-k-shkole.htm

Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков

Как понять, готов ли ребенок к школе

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия.

То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность – главное новообразование младшего школьного возраста.

Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще – оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей.

Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний.

Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном  поведении.

Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке – всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы.

Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.

4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает.

Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше – на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы.

Нелёгкая, на первый взгляд задача – но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает.

Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога – потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе. 

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках.

Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь).

Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик – фрукты, или транспорт – это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы.

То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён – значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем – отлично!

10. Ребёнок верит в свой успех

Хорошая самооценка – залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи.

Однако это –  не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. задача родителей – помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/podgotovka-k-shkole/kak-ponyat-chto-rebyonok-gotov-k-shkole-9-priznakov/

Готов ли ребенок к школе: как самостоятельно определить — советы психолога

Как понять, готов ли ребенок к школе

Добрый день, дорогие читатели! Скажите, а вы часто вспоминаете свои школьные годы? И как окрашены ваши воспоминания? Добрые и позитивные моменты преобладают? Или вы с нетерпением ждали окончания школы? Все мы хотим, чтобы школьные годы у наших детей были золотой порой. Чтобы первое сентября не стало стрессом для ребенка, лучше задуматься заранее, а готов ли ребенок к школе?

Готовность к обучению в школе/школьная зрелость появляется у детей в возрасте от 6-ти до 7 лет. Это средний показатель. Не забываем, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Что же подразумевает собой школьная зрелость?

Школьная зрелось: что это такое?

Школьную зрелость подразделяют на:

  • Физиологическая готовность;
  • Психологическая готовность (мотивационная, эмоционально-волевая);
  • Интеллектуальная (иногда ее включают в психологическую готовность).

Зачастую во главу угла ставится интеллектуальная готовность к обучению. Это ошибочно! Школьная зрелость — это комплексный показатель, показывающий уровень готовности различных сфер личности ребенка, обеспечивающих успешный процесс обучения.

Готов ли ребенок к школе: как определить?

Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени. На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?

Предлагаю своим читателям бесплатную книгу «Как проверить готовность ребенка к школе?» детского психолога Татьяны Егоровой.
Что вы найдете в этой книге:

  • понятное руководство для родителей;
  • несложные инструкции для тестирования малыша;
  • интерпретацию результата тестирования;
  • рисунки, которые облегчат тестирование;
  • возможность распечатать на принтере

В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.

Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.

Внимание

Корректурная проба

Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.

Речь

Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.

Мышление

Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:

  • Покажи где нужный дом
  • 4-й лишний

Пространственно-временная ориентировка

Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».

А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.

Помните!

Прежде чем, проводить какой-либо тест с ребенком, убедитесь, что он спокоен, в хорошем настроении, готов вас слушать и слышать. Не стоит проводить никакие тестовые методики, если ваш малыш чем-то расстроен и отказывается садиться выполнять задания.

Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в этой статье.

Как определить готов ли ребенок физически?

Не стоит забывать и о физической готовности к школьному обучению.

Поступая в школу, малыш готовится к новым нагрузкам, в том числе и физическим. Сидеть за партой так, чтобы не навредить позвоночнику, умение правильно держать карандаш, развитая мелкая и крупная моторика тела, ловкость, выносливость, особенности зрения, слуха, речи.

Интересная методика!

М.М.Безруких предложил использовать Филиппинский тест для определения зрелости мозговых структур для успешного поступления в первый класс. Малышу предлагается достать рукой до края уха, расположенного с другой стороны.

Этот тест показывает биологический возраст ребенка. В 4−5 лет ребенок проходит «скачок роста». До этого времени он выполнить данное задание просто не сможет. Данная методика говорит не только о длине рук и развитии скелета ребенка, но и, что более важно, о развитии нервной системы. Он показывает, что мозговые структуры созрели, могут воспринимать и перерабатывать информацию.

Ребенок в 6−7 лет хорошо уже может улавливать ритм, повторять движения за взрослым, чувствует ритм. Хотя, конечно, его движения еще зачастую бывают не столь точны.

Обязательно перед поступлением в школу необходимо пройти общую медицинскую комиссию: лор, хирург, ортопед, окулист, стоматолог, невропатолог, педиатр. Если у вашего малыша есть особенности в развитии, при поступлении в школу необходимо заранее передать эту информацию классному руководителю, а также школьной мед.сестре.

На данный момент в Москве существуют, помимо общеобразовательных школ, школы для детей, имеющих особенности в развитии. В таких учреждениях создаются оптимальные условия развития и обучения для детей, допустим, интеллектуально развитых, но имеющих особенности в физическом развитии (например, ДЦП).

Также все чаще открываются инклюзивные классы, в которых образовательная программа должна простраиваться с учетом всех особенностей учащихся.

Сказали, что ребенок не готов?

Не стоит паниковать!

  1. Во-первых, по результатам одной методики никогда не следует делать 100% выводов. Возможно, ребенок просто не понял инструкцию, или между вашим малышом и специалистом, проводящим задания, не был установлен контакт.
  2. Во-вторых, в любом случае в поступлении в первый класс вам никто не откажет. Данной формулировкой могут только привлечь внимание родителей к «слабой» стороне.

Считается, что если какой-то аспект школьной зрелости развит недостаточно, то малышу будет очень сложно в процессе обучения, что может отразиться в страхах, слезах, неуспехах в учебе, физической усталости и т. д.

Родители вправе решать самостоятельно, в каком возрасте пойдет их ребенок в школу, в какую именно школу он пойдет. В каждом учреждении работает, помимо педагогов-предметников, психолого-педагогическая служба (логопед, дефектолог, психолог).

Когда отдавать ребенка в школу — в 6,5 или в 7,5 лет — читайте в этой статье.

Если Ваш ребенок идет в школу и при этом имеет свои особенности развития, то в процессе обучения не только родители помогают малышу совместно с учителем лучше адаптироваться к процессу обучения, но и всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Готовность родителей к школе

А вы сами готовы?

Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?

Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.

Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.

Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).

Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).

психолог Валентина Данилова

Источник: https://malishandriya.ru/gotov-li-rebenok-k-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.