Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Содержание

8 советов, как помочь ребёнку освоиться в пятом классе

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Пятиклассники и их родители пережили первое сентября, преодолели первые учебные дни, успели получить первые оценки, познакомились с новыми предметами и учителями. И стали постепенно привыкать к кардинально изменившейся школьной жизни. Или не стали. Школьный психолог Ирина Пермякова рассказывает, как помочь ребёнку, перешедшему из младшей школы в среднюю, адаптироваться к новым реалиям.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Адаптация в пятом классе может длиться аж до декабря. Новые уроки, новые учителя, новые нагрузки.

Пятикласснику предстоит привыкнуть к стилям преподавания совершенно разных и непохожих на первую учительницу преподавателей, разобраться с новыми предметами, понять, насколько он вырос и изменился и многое другое.

В октябре, когда дни станут ещё темнее, дождливее и короче, когда у школьника появится усталость, может возникнуть риск дезадаптации. Кто же поможет этого не допустить? Конечно, добрый, разумный и понимающий взрослый.

1. Обращайте внимание на настроение ребёнка

С каким настроением ваш пятиклассник собирается в школу? А приходит из неё? Что рассказывает? Как относится к тому, что стал пятиклассником? Рад долгожданной свободе? Или скучает по первой учительнице? Обсудите впечатления и переживания ребёнка. Сделайте акцент на положительных моментах.

В случае трудностей подумайте, как с ними справиться. Если вдруг у вас появится тревога (как же ваш вчерашний малыш выживет в пятом классе!), вспомните, что тревога отлично передаётся от взрослых детям. И да, он не только выживет, но и освоится.

Расскажите про свой положительный опыт перехода в средние, старшие классы или просто в новые условия.

iStockphoto / mettus

За вопросом «Как в школе?» часто следует ответ «Нормально». И это логичный ответ, если на школу не упал метеорит и не объявили олимпиаду по зельеварению.

«Что было самое смешное?», «Какой учитель больше всего похож на персонажа книги/фильма/игры?», «Что тебя сегодня удивило?» и тому подобные вопросы с большей долей вероятности повлекут развёрнутый ответ.

Запоминайте имена, факты и детали, так будет легче в следующий раз начать разговор. Поговорите об отличиях четвёртого и пятого классов.

3. Проводите время вместе

Гуляйте, посещайте интересные места и мероприятия, играйте по вечерам в настольные игры, пейте вместе чай и какао, смотрите фильмы, готовьте, убирайтесь, общайтесь. Поддержка близких людей пятикласснику сейчас крайне необходима.

iStockphoto / Milan Markovic

В поведении, во внешнем виде, в успеваемости вашего ребёнка. Да, оценки могут снизиться. И это нормально. Важно помочь справиться с трудностями, поддержать, сказать самому пятикласснику, что это временный период. Учебная мотивация тоже может снизиться. Хотя среди новых и усложнившихся знакомых учебных предметов наверняка найдётся один, который нравится.

Пятиклассник не скучает на уроках географии? Увлечённо проращивает семена для урока биологии? Понял, что за словом «обществознание» скрывался интересный урок? Прекрасно. Важно поддержать, укрепить и развить этот интерес. Предложите почитать тематические сайты, фильмы, почитать литературу по теме, принять участие в конкурсе.

Это поможет не потерять интерес к учёбе.

5. Присмотритесь к своему ребёнку

Он точно самостоятелен и организован? Кладёт в портфель то, что нужно, лично и не в последнюю минуту? Знает своё расписание? Делает уроки без напоминания? Если нет, то нужно помочь ему в этом направлении.

Как научить ребёнка заботиться о себе

Нелишним будет и напомнить правила безопасности. В этом случае есть вероятность, что пятиклассник подумает, стоит ли разгоняться в коридоре до того, как врежется в могучего одиннадцатиклассника. И да, соблюдение режима дня, полноценный сон, здоровое питание и насыщенный досуг по-прежнему важны.

iStockphoto / Ridofranz

Ваш ребёнок действительно стал взрослее. Будет здорово, если у него появится больше подтверждений его взросления.

Предоставьте ему больше свободы, уравновесив, конечно, новыми зонами ответственности и новыми обязанностями. Подкрепите изменившийся статус более «взрослой» одеждой, новыми школьными принадлежностями.

Вполне возможно, что потребуется пересмотреть некоторые семейные правила. Больше учитывайте мнение ребёнка.

7. Не стоит увеличивать количество дополнительных занятий

В первом полугодии без выраженной необходимости — особенно. Это касается и спортивных секций, и всевозможных кружков. Достаточно одного. И только если сам ребёнок захочет.

Вокальная студия, кружок робототехники и единоборства никуда не денутся, а к возросшим учебным нагрузкам нужно привыкнуть и научиться с ними справляться.

Однако крайне важно, чтобы у школьника были интересы и хобби. Поддержите новые увлечения.

iStockphoto / Highwaystarz-Photography

Будет здорово, если хотя бы некоторые родители детей в классе вашего ребёнка тоже будут приятельствовать. Вполне возможно, что девочка, с которой дружили с первого класса, всё ещё играет в куклы, а вашей дочери интересны уже совсем другие занятия. Или у друга появились увлечения, которые непонятны сыну.

Вашему ребёнку может стать менее уютно в его классе. Совместные поездки, прогулки, вечеринки и прочие совместные дела помогут ребёнку по-новому взглянуть на своих одноклассников, а классу стать более сплочённым.

А дружба поможет не только освоиться в пятом классе, но и с радостью вспоминать школьные дни в будущем.

5 вариантов идеального ланча для школьника

Как правильно организовать рабочий день школьника

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Источник: https://mel.fm/sovet_psikhologa/5329107-fifth_grader

Советы психолога (родителям)

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку.

Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви.

Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8.

 Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в >день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках.

Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

 Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. 

Знаете ли вы своего ребенка?

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).

Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.

д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

Тесты, игры на самооценку ребенка

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.
Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание.

Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме.

Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует).

Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью.

Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».

Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений.

А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.

А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно.

Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание.

Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

Повышение самооценки.

В помощь родителям

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе.

Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка»Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе.

Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.

Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка».

Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал.

Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Все в твоих руках.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/sovety-psikhologa-roditeljam/

5 советов от гарвардского психолога: как растить доброго ребенка

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Ричард Вайсбурд — психолог из Гарварда, он руководит проектом Making Caring Common, который нацелен на то, чтобы помогать родителям растить добрых детей.

Примерно 80% молодых участников недавно проведенного проектом исследования сказали, что их родителей больше волновало, счастливы ли они, чем заботились ли они о других людях.

Также очень многие согласились с утверждением «родители больше гордятся моими оценками, чем тем фактом, что я хорошо отношусь к другим ребятам в школе».

Вайсбурд и участники проекта сформулировали пять стратегий, которые помогут вырастить нравственных, заботливых и добрых детей.

Сделайте заботу о других приоритетом

Зачем? Родители склонны делать приоритетом счастье и достижения своих детей, а не их участие в жизни других людей.

Однако дети должны учиться уравновешивать свои потребности с потребностями других — это и передача мяча товарищу по команде на физкультуре, и способность вступиться за одноклассника, которого травят остальные.

Как? Родители должны говорить детям, что забота о других — важная вещь.

Попробуйте так

— Вместо того, чтобы говорить «самое главное, что ты доволен», говорите «самое важное, что ты добрый»
— Следите за тем, чтобы подросшие дети всегда обращались с другими уважительно, даже если они устали или злятся
— Подчеркивайте важность заботы о других, взаимодействуя с другими взрослыми, которые принимают участие в жизни ваших детей. Например, спрашивайте учителя, хорошо ли ваш ребенок взаимодействует с одноклассниками и не обижает ли кого-то.

2. Давайте ребенку возможность выражать заботу и благодарность

Зачем? Никогда не поздно стать хорошим человеком, но само по себе это не произойдет. Дети должны иметь возможность заботиться о других и выражать благодарность тем, кто заботится о них. Исследования говорят о том, что те, кто привычен выражать благодарность, более склоны к отзывчивости, доброте, сочувствию и прощению — а также что они более счастливы и здоровы.

Как? Учиться быть отзывчивым — это все равно что учиться играть в какую-то спортивную игру или на музыкальном инструменте. Важны ежедневные повторения. Помочь другу с домашним заданием или внести свою лепту в домашние дела — пусть ребенок сделает заботу о других своей привычкой. Благодарность тоже надо тренировать.

Попробуйте так

— Не вознаграждайте ребенка за каждый раз, когда он был кому-то полезен, например, вытер со стола.

Дети должны помогать по дому и в уходе за сестрами/братьями, и хвалить надо только за исключительное проявление доброты
— Говорите с ребенком о добрых и недобрых поступках, о которых они прочли или посмотрели по телевизору
— Пусть благодарность станет ежедневным ритуалом: за обедом, перед сном, в общественном транспорте и так далее. Выражайте благодарность тем, кто вам помогает — даже в мелочах.

3. Расширьте круг людей, о которых заботится ребенок

Зачем? Почти все дети интересуются своими родными и друзьями. Наша задача — помочь ребенку научиться неравнодушно относиться к кому-то за пределами этого круга, например, новенькому в классе или к уборщице.

Как? Дети должны расширять свое видение мира, обращая внимание на людей, с которыми они взаимодействуют в своей жизни, включая особенно уязвимых. Они также должны учитывать, как их решения могут влиять на других людей. Это актуально и с учетом нового глобализированного мира: ребенок не должен быть равнодушен к представителям других культур и сообществ.

Попробуйте так

— Следите за тем, чтобы ребенок был дружелюбен и вежлив, в том числе с официанткой или продавцом в магазине
— Побуждайте заботиться об уязвимых и слабых людях — к примеру, чтобы ребенок утешил одноклассника, которого дразнят
— На примере новостей сделайте так, чтобы ребенок задумался о том, как плохо живут дети в стране, где идет война, например

4. Будьте примером хорошего человека

Зачем? Дети учатся этическим ценностям, наблюдая за поведением взрослых, к которым они испытывают уважение. Они также учатся ценностям, решая с их помощью моральные дилеммы.

Как? Чтобы подавать пример, нужно самому быть честным, справедливым и отзывчивым. Однако это не значит, что нужно быть идеальным. Чтобы ребенок вас уважал и доверял вам, нужно уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Кроме того, нужно прислушиваться ко мнению ребенка.

Попробуйте так

— Помогайте нуждающимся и слабым и, если это уместно, привлекайте к этой помощи ребенка
— Разбирайте с ребенком неоднозначные ситуации — пусть он привыкнет к тому, что с вами можно посоветоваться по таким вопросам

5. Помогайте ребенку проживать негативные чувства

Зачем? Зачастую думать о других человеку мешают гнев, стыд, зависть или другие отрицательные эмоции.
Как? Научите ребенка тому, что все чувства естественны, но обращаться с ними следует по-разному. С вашей помощью ребенок должен научиться обращаться с такими эмоциями правильно.

Попробуйте так

Вот простой способ научить ребенка успокаиваться: попросите его остановиться, сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот, а затем досчитать до пяти. Попрактикуйтесь, когда ребенок спокоен.

Затем, если ребенок будет огорчен или будет злиться, напомните ему об этом методе и совершите все шаги вместе.

Через какое-то время ребенок сможет делать это сам и научится выражать свои чувства уместным образом.

Класс

Источник: https://mama.ru/articles/5-sovetov-ot-garvardskogo-psihologa-kak-rastit-dobrogo-rebenka/

Полезные советы школьникам и их родителям

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Традиционно на линейках по случаю первого сентября из уст учителей и родителей звучат полезные, но торжественные наставления старшеклассникам и младшим школьникам. Праздник заканчивается, начинается учебный год.

Чтобы облегчить детям жизнь мы подготовили несколько памяток, касающихся учебы в школе и дома:

1. Оценки — субъективный измеритель уровня знаний. Им нельзя отдавать первенство в учебе, ведь главными должны стать не они, а задачи, которые нужно ставить перед собой. Внутренняя планка — то, на что следует ориентироваться.

2. Вести себя нужно хорошо. Отличное поведение во время уроков значительно упрощает жизнь после их окончания. Внимательно слушая педагога, получится предотвратить проблемы, связанные с неусвоенным материалом.

3. Задавать вопросы, когда что-то непонятно — обязательно. Нельзя допускать пробелы в знаниях: спрашивайте учителей, родителей, одноклассников, которые могут знать ответы на вопросы, касающиеся учебы.

4. Право на личное мнение неотъемлемо. Нельзя постоянно делать так, как считают окружающие, идя у них на поводу. Человек, имеющий свое мнение и умеющий его отстаивать, заслуживает уважения. Например, работники столовой или учителя настаивают съедать все, что лежит в тарелке. Если по каким-то причинам сделать это не получается, можно смело отказаться.

5. Важно быть открытым для дружбы и общения. Коммуникабельный человек никогда не останется один: в любом коллективе найдется тот, с кем можно поговорить на интересующие темы.

6. Нужно делиться с родителями радостями и проблемами. Папа или мама подскажет как выбраться из сложившейся ситуации с наименьшими потерями или вовсе без них.

7. Нельзя допускать унижения, даже если это делает учитель. Признавать свою вину нужно, но о чувстве собственного достоинства забывать нельзя. Об инциденте должны знать родители — они подскажут, как поступить. Важно помнить: добиваясь уважения для себя нужно соответствующе относиться к другим людям.

8. Школа — не скучное место. Одновременно с обучением в ней общаются со сверстниками, находят новых друзей, шалят на переменах, готовятся к праздникам и так далее. В школе бывает интересно и весело.

Каждый школьник должен помнить: родители любят его и готовы поддержать. Скрывать проблемы от мамы с папой нельзя, иначе получить необходимую помощь не получится.

Советы по организации рабочего места школьника

Частенько школьники задумываются над тем, как учить уроки легко, тратя на это как можно меньше времени и сил? Помочь с ответом способны простые секреты, используя которые, процесс обучения станет легче.

Грамотно организованное рабочее место роль одинаково необходимо первоклассникам, второклассникам, а также ученикам средних и старших классов.

Думать о том, как выбрать стул, стол, другие предметы мебели должны родители, тогда как школьникам нужны другие знания:

  • нужно применять скрепки для соединения книжных страниц. Некоторые книги приходится придерживать рукой, чтобы они не закрывались, а скрепки позволят этого не делать, но и книге закрыться не позволят. Для этой цели подойдут запасные карандаши или ручки, используемые как закладки;
  • стоит сделать органайзер для карандашей, ножниц, клея, других мелочей из пластикового контейнера или коробки, корзины, разделенных перегородками на несколько частей. В отсеки вставляют пустые стеклянные банки. Можно купить готовые органайзеры, крепящиеся на стену или дверь, чтобы хранить в них все необходимые мелочи;
  • важно хранить пишущие принадлежности в подставке для карандашей. Заменить ее способны картонные втулки. Чтобы конструкция выглядела привлекательнее, ее обматывают веревкой, раскрашивают красками, обклеивают цветной бумагой. Можно соединить несколько картонных «подставок» или хранить их в коробке;
  • юному читателю пригодится корзина для книг, взятых из библиотеки. Она не позволит забыть, или потерять издание, которое нужно вернуть в скором времени;
  • можно разукрасить боковые уголки страничек одинаковых тетрадей, используя разноцветные карандаши. У каждого предмета появится свой цвет, а тетрадки будут быстрее обнаруживаться на полке;
  • лучше сфотографировать расписание и заменить им заставку в телефоне. Но еще лучше скачать специальное приложение, чтобы внести в него всю необходимую информацию.

Полезные советы, необходимые для успешной учебы:

  • начинать выполнение домашнего задания со сложных тем и предметов;
  • до начала контрольной работы повторять пройденный материал, «освежая» память;
  • при написании рефератов или докладов использовать переводчик Google. Он поможет найти опечатки и ошибки: текст поместить в окошко переводчика, нажать кнопку «прослушать». Робот начнет проговаривать написанное, все недочеты станут заметны;
  • искать мотивацию при выполнении сложных заданий: на страницах книги через определенные расстояния разложить желейные конфетки, чтобы съедать их после изучения темы или определенного материала;
  • тексты на иностранных языках читать вслух, сосредотачиваясь на правильном произношении, смотреть фильмы на изучаемом языке без звукового перевода, ассоциировать изучение новых слов с картинками;
  • чередовать нагрузку: после решения задачек по математике читать книгу по истории, а после — приступать к выполнению задания по химии;
  • делать уроки с одноклассниками, хорошо разбирающимся в том или ином предмете. Взаимный обмен знаниями поможет лучше подготовиться к урокам, пригодится при сдаче тестов, экзаменов, контрольных работ;
  • находить время для отдыха и общения с друзьями. Мозг устает, ему необходима разгрузка, иначе занятия окажутся неэффективными, а усвоенный материал забудется в самое неподходящее время.

Советы родителям школьника

Собрать в школу ученика начальных классов родителям, ранее не сталкивающимся с подобной задачей, бывает сложно. Перед походом в магазин составьте список нужных вещей, предварительно проведя домашнюю инвентаризацию, чтобы понять, чего недостает.

Некоторые учебники и тетради приобретаются в начале учебного года, что стоит учесть при составлении списка покупок.

Спрос на некоторые школьные товары в сентябре-октябре снижается, потому до начала учебного года лучше покупать исключительно самое необходимое.

Консультанты по правильному питанию утверждают: дети, получающие питательный завтрак, учатся быстрее и более энергичны. Витамины в рацион школьника включаются только при необходимости и после консультации врача. Для этого должны быть причины: скудное питание, проблемы со здоровьем, повышенная умственная и физическая нагрузка, частые стрессы.

Родителям стоит отвести ребенка, не выговаривающего некоторые слова и буквы, на прием логопеда еще в детском саду. Это поможет предотвратить насмешки в младших классах.

Детям, плохо адаптирующимся в новых условиях, понадобится консультация психолога, способного выявить причину и подобрать способ ее решения.

Чем быстрее будущий школьник избавиться от неуверенности и скованности, тем легче ему будет учиться, общаться, находить новых друзей среди одноклассников. Специалист поможет справиться с частыми стрессами и повышенной нервозностью.

Осмотр офтальмолога для учеников младших классов, с целью выявления возможных проблем со зрением, будет не менее полезен. Носить очки в старших классах неприятно, потому о зрении следует беспокоиться всегда. Предотвратить изменение осанки способен правильно выбранный рюкзак. В начальных классах придется периодически проверять его содержимое, убирая ненужные предметы.

Для выполнения уроков понадобится собственное рабочее место, где под рукой будут все письменные принадлежности, тетради, книги. Нужно правильно подобрать высоту стола, освещение, стул с удобной спинкой, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Место для чтения книг целесообразно оборудовать отдельно, поставив в хорошо освещенный угол детское кресло.

Взбодриться утром, ускорить процесс сбора поможет музыка. Песни подбираются заранее. С их помощью ребенок научится рациональнее использовать время сбора, а услышав последнюю композицию, поймет: пора выходить.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_poleznye-sovety-shkolnikam-i-ikh-roditelyam

Как все успеть школьнику. Советы по организации рабочего времени школьника

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Будни школьника обычно складываются из трех частей: занятия в школе, выполнение домашнего задания и свободное время до прихода родителей с работы. Однако чаще всего ребенок вторую половину дня использует без большой эффективности. Он не чувствует времени, не обучен планировать и не мотивирован на учебу.

Все время после школы среднестатистический школьник проводит в приятном безделье.

В лучшем случае он гуляет во дворе, дыша свежим воздухом, но чаще сидит у компьютера или телевизора, изредка прерываясь на приготовление домашнего задания.

Об обеде никто не вспоминает, ведь можно перекусить чем-то менее трудоемким, что не нужно разогревать и потом мыть посуду. Вот так и пропадает безо всякой пользы часть жизни современного школьника.

Как правильно организовать время школьника?

Следует все тщательно продумать, чтобы школьник все успевал и при этом не вредил здоровью. Каждый учебный год добавляется все больше уроков, в кружках и секциях тоже требуют полной отдачи, а растущий детский организм, несмотря ни на что, нуждается в полноценном отдыхе.

Родителям нужно правильно расставить приоритеты, определяя по степени важности из пунктов:

– здоровье ребенка,

– школьная успеваемость,

– общение со сверстниками,

– хобби, участие в кружках и секциях.

Последовательность пунктов или дополнение этого списка другими занятиями может изменяться в каждом индивидуальном случае, но родителям следует помнить, что насыщая и разнообразя жизнь ребенка другими пунктами, вы делаете это за счет времени, которого могло бы быть потрачено на прогулку или игру.

Нужно уметь правильно распределять количество времени, необходимого на то или иное занятие. Ребенок после школы должен отдохнуть, сделать уроки и помочь чем-то по дому. Как это все рационально спланировать?

При составлении расписания можно следовать примерными пропорциями:

– 40% – на отдых, в том числе, активный, прогулки,

– 25% – учеба,

– 25% – помощь по дому,

-10% – досуг.

Следует обратить внимание на то, что досуг и отдых – это отдельные пункты в списке. Отдых должен быть разнообразным, и хорошо продуман родителями вместе с ребенком – что он будет делать в каждый из дней недели.

Некоторая часть времени, составляющая приблизительно десять процентов, неизбежно будет расходоваться на так называемый переходный период, чтобы ребенок смог отвлечься от одного процесса и начать следующий. Это необходимость, и не стоит подгонять ребенка.

Трудности с домашним заданием

Многим может показаться, что отведенные на приготовление уроков 25% времени – это недостаточно, ведь порой выполнение «домашки» может затянуться до ночи. Нужно сказать, что если ребенок выполняет домашние задания более полутора часов, то это свидетельствует о неэффективности. Причины могут быть различны:

  • Усталость,
  • Стресс,
  • Отвлекающие моменты: работающий телевизор, громкий разговор, музыка и др.
  • Материал не усвоен на уроке.

Любая из этих причин должна быть устранена. Ребенок, приступая к урокам, должен быть отдохнувшим и не испытывать никаких отрицательных эмоций. Если ребенок не смог понять материал на уроке – это просчет педагога, который ляжет на плечи родителей, после работы они должны вникать в школьный материал и растолковывать непонятое на уроке. Следует поговорить об этом с учителем.

Контролируем ребенка после школьных занятий

Главной задачей родителей является добиться выполнения всех запланированных пунктов. Тут-то зачастую и возникают трудности. Общих рекомендаций здесь никто дать не может – каждый родитель выстраивает собственную систему, состоящую из компромиссов, наказаний и поощрений. Но некоторые общие советы по организации дня все же есть:

  • Понятное расписание. Сделайте его вместе с ребенком, украсив по его желанию, и разместите на видном месте неподалеку от часов.
  • В расписании следует чередовать разные виды деятельности, чтобы отдых сменялся учебой, и ни в коем случае не заставляйте сидеть над уроками до «победного конца». Пусть лучше ребенок отвлечется, переключит на время внимание, а отдохнув, вернется к приготовлению уроков.
  • Не нужно преподносить выполнение домашнего задания, как наказание. Это – его работа, которую необходимо выполнить.
  • Будучи на работе, контролируйте ребенка по телефону. Не обещайте того, чего не собираете выполнить – и наказания, и поощрения. Помните, что для ребенка важнее сам факт звонка от вас, чем слова, которые вы произнесете.
  • Помните о важности мотивации. Вы должны знать, что для вашего ребенка является важным и ценным.
  • Не следует ожидать слишком многого от ребенка, давайте ему задания по его возможностям.

Если составленное расписание не дает результатов

Родителям важно понимать: недостаточно просто составить расписание, наказав ребенку строго ему соответствовать.  Важно, чтобы ребенок на самом деле его выполнял. И если вы заметили, что предложенная тактика не работает, попробуйте пойти другим путем:

  • Не полагайтесь только на свое мнение, посоветуйтесь с родными и педагогами.
  • Меняйте способ контролирования ребенка, чтобы он не мог приспособиться и найти в нем лазейку.
  • Дайте понять ребенку, что вы действуете в его интересах.
  • Стоит изменять методы наказания и поощрения в соответствии с его запросами, но полностью отвечая за свои обещания.

У любого родителя может возникнуть резонный вопрос – а как быть с воспитанием самостоятельности? Ведь постоянный контроль полностью лишает ребенка инициативы.

Однако, если вы сможете показать ребенку, как хорошо работает отлаженная вами система организации дня и сможете приучить его к порядку, то ребенок, уж поверьте, сможет отвоевать себе самостоятельность, но тогда он уже сможет использовать ее себе во благо.

Источник: https://family-and-i.com/mama-i-malysh/kak-vse-uspet-shkolniku-sovety-po-organizatsii-rabochego-vremeni-shkolnika

6 советов психолога о том, как организовать свой рабочий день

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Конечно, существует множество полезных советов для повышения продуктивности: от ведения списков дел до специальных приложений по тайм-менеджменту и упражнений по медитации. И всё это вроде бы работает некоторое время, пока нас снова не затягивает рутина.

Однако есть и другое решение. Перестаньте представлять свой день как один длинный список дел. Лучше задумайтесь, как работает ваш мозг в течение дня, а затем попытайтесь в соответствии с этим распределить свои задачи.

Дорожите первыми тремя часами. Как распланировать свой день?

Первые три часа рабочего дня — наиболее ценное и продуктивное время.

Вместо того, чтобы проверять электронную и ую почту или выполнять просьбы коллег, посвятите эти часы тому, что особенно важно для вас и вашей работы.

Обычно у нас есть около трёх часов, когда мы по-настоящему сосредоточены. В это время нам легче генерировать идеи и планировать свою деятельность. Если мы растратим эти первые часы на чужие задания, то потеряем самое ценное для себя время.

Согласно исследованиям, в середине дня активность наших когнитивных функций обычно снижается. Из-за этого во второй половине дня то же самое задание может показаться нам гораздо более утомительным. Так что лучше не откладывайте трудные задачи на потом.

Думайте как шеф-повар. Как правильно распланировать свой день?

Как же правильно начать свой день? По мнению Фридмана, лучше всего эту стратегию освоили в кулинарной среде. У французов даже есть специальный термин: mise en place — «всё на своём месте».

«Посмотрите, как работают шеф-повара, — говорит Фридман. — Они не бросаются готовить, едва переступив порог кухни. Вместо этого они тщательно обдумывают процесс приготовления блюда.

Сначала определяют все необходимые шаги, подбирают рабочие инструменты, подготавливают ингредиенты в нужном количестве, раскладывают всё на столе. Короче говоря, сначала планируют, а только потом действуют».

Потратив несколько минут с утра на распределение своих задач, вы сможете легче сосредоточиться в течение дня.

Дайте мозгу и телу отдохнуть. Планировка дня начинается с отдыха

Во время работы устаёт не только наш мозг. С точки зрения физиологии, в нашем организме за 90–120 минут проходит несколько циклов. Затем организму требуется перерыв. Продолжая работать без перерыва, вы заметите, что ваша производительность падает.

Всегда обращайте внимание на сигналы организма: если вы начинаете ёрзать, зевать, отвлекаться или испытывать чувство голода, скорее всего пора на несколько минут встать из-за стола. Игнорируя эти сигналы, вы истощаете свои запасы энергии.

Вместо того, чтобы контролировать время, подумайте о том, чтобы контролировать свою энергию и внимание.

Управляйте послеобеденной усталостью. Как сделать расписание дня?

Всем знакомо это чувство: обед давно позади, до конца рабочего дня ещё несколько часов, а вы совершенно без сил. Этот спад энергии, приходящийся обычно на три часа дня, совпадает с нашими суточными биоритмами.

В это время организм выделяет гормон мелатонин, температура тела падает, и мы чувствуем сонливость. Если у вас нет возможности подремать минут 20 (что было бы идеальным вариантом), есть и другие выходы.

Запланируйте на это время менее напряжённую работу, задачи, которые требуют меньшей концентрации внимания и силы воли. Например, не особенно важную встречу или задание, для которого не нужна большая точность.

Послеобеденный спад энергии также подойдет для того, чтобы сосредоточиться на творческой деятельности. Наш творческий потенциал лучше раскрывается, когда мы устали. Запланируйте творческое задание на три часа дня и вы убедитесь, что небольшая усталость только приносит пользу.

Ключевым здесь, конечно, является планирование. Не позволяйте усталости захватить ваш день. Распределяя время заранее, вы сможете извлечь выгоду даже из послеобеденного спада энергии.

Определите для себя конец рабочего дня. Час конца рабочего дня

Мы часто позволяем работе вторгаться в нашу личную жизнь: проверяем электронную почту за ужином, перед сном, даже ночью. Технические устройства, которые мы используем на работе и дома, вызывают у нас зависимость.

Отключение различных устройств положительно скажется на вашем состоянии, а также на возможности сосредоточиться на следующий день, но часто отказаться от использования техники даже на несколько часов кажется невозможным. Выход есть.

Чтобы не заходить по вечерам в рабочую почту, Фридман использует разные устройства для работы и отдыха. «На планшете у меня нет электронной почты. Им я пользуюсь только для развлечения, а вот телефон уже — мой рабочий инструмент», — говорит психолог.

Запланируйте время на развлечения

Больше играйте в видеоигры. По мнению Фридмана, это помогает улучшить когнитивные функции. Чем дольше мы играем, тем больше игра усложняется. На работе часто бывает наоборот.

Зарядка — тоже отличный вариант. По мнению учёных, увеличение физической активности приводит к снижению усталости. Но парадокс никуда не исчезает: уставшие сотрудники, которым зарядка принесла бы больше всего пользы, остаются менее активными.

Поэтому лучше поднимитесь со стула и сделайте что-нибудь, чтобы развлечься. Пусть это послужит вам напоминанием, что и на работе нужно бросать себе вызовы и не останавливаться на достигнутом.

Надеюсь, статья «6 советов психолога о том, как организовать свой рабочий день» поможет вам действовать более разумно и эффективно.

lifehacker.ru

Вам также понравится:

Источник: https://samosov.ru/6-sovetov-psikhologa-o-tom-kak-organizov/

Советы психолога студентам-первокурсникам. | Школа бизнеса

Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога

Советы психолога студентам-первокурсникам.

 1.В начале Вашего появления в новом коллективе о Вас формируется первое впечатление. По результатам многочисленных психологических исследований, первое впечатление формируется быстро: от 10 до 40 секунд, и оказывает сильное влияние на все последующее отношение к Вам.

Если первое впечатление благоприятно, то работать в коллективе будет легче. Если Вы напряжены и неприветливы, у коллектива сложится соответствующий образ.

2. Не ведите себя высокомерно. Смена места, обстановки – это всегда стресс.

С первых дней в новом коллективе человек (особенно, если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе.

Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать – как высокомерие. Поэтому, как бы не было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактируйте, обращайтесь за помощью и улыбайтесь.

3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, имейте чувство юмора. Старайтесь не обращать внимания на чью-то колкость, переводите всѐ в шутку, улыбнитесь.

4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть процесс очень сложный. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть.

А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем, со своим характером и темпераментом. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно.

Учитесь терпимости, старайтесь понять окружающих вас людей.

5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.

6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, не стесняйтесь, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.

7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «всѐ тайное рано или поздно становится явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке или сложившейся проблеме, чем со страхом ждать, что всѐ раскроется и вас накажут.

8. Не обсуждайте других. Следите за собой и своими словами. Помните, что неосторожно брошенным словом можно больно

9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на отдельные группы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми.

Этим Вы сможете избежать многих неприятностей, ведь люди в коллективе, их позиции и мнения

Советы психолога первокурсникам

Время посвящения в студенты, или как легко и безболезненно адаптироваться к учебе в колледже

Сентябрь – не только время начала нового учебного года. Для вчерашних абитуриентов сентябрь – время посвящения в студенты. Тут-то и выясняется, что поступить в колледж – полдела, труднее адаптироваться к новой обстановке, превратиться из вчерашнего школьника в настоящего студента.

В начале славных дел

 Ты поступил в колледж  и можешь смело называть себя первокурсником. Ты уже многого добился. Но это не конец, а самое начало пути: впереди тебя ждет жизнь студенческая. И хоть ты и продолжишь учиться, процесс обучения будет ох как сильно отличаться от того, к чему ты уже привык, – от учебы школьной. Однако – где наша не пропадала? Прорвемся!

Основные отличия колледжа от школы

Теперь ты – студент. А студенту предоставляется больше самостоятельности, чем школьнику. Преподаватели будут относиться к тебе как к взрослому человеку, оставляя за тобой больше прав, чем учителя в школе. И как ты распорядишься своей свободой, будешь ли прогуливать лекции и практику. или с особым усердием примешься за учебу, зависит только от тебя.

Право выбора для того и дается студенту, чтобы он сам контролировал свои поступки и как взрослый человек учился за них отвечать.

 Атмосфера колледжа благоприятно действует на многих вчерашних школьников. Они становятся совсем другими людьми: более активными, открытыми, творческими. Главное – не бояться проявлять себя, не теряться.

Трудности… и как их преодолеть

Основные трудности в годы учебы возникают у тех студентов, которые выбрали специальность не по своему желанию, а по велению родителей. У таких ребят возникают проблемы с успеваемостью, потом им трудно сдавать сессии.

Выбранная профессия становится в тягость. Тут главное помнить, что ты не в ловушке. Ты волен выбирать, где и чему учиться. И если специальность тебя не устраивают, её можно поменять. Не загоняй себя в угол: берись за то, что тебе интересно!

Другая трудность заключается в том, что, каких бы замечательных успехов ты ни добился на прежнем месте учебы, здесь ты новичок. Не старайся сразу же доказать всем, насколько ты “крутой” и как легко тебе все дается. Образование – не спринт, а марафон. Лучше осмотрись и познакомься с местными правилами и традициями.

 Возможно, тебе придется немного подстроиться под них или поменять привычки и образ жизни. Не паникуй, если тебе будет неуютно! Так всегда бывает на новом месте.

Главное – вдумчиво воспринимать происходящее вокруг, стараться правильно выбирать новые связи, ведь тебе придется на протяжении нескольких лет видеться с этими людьми. Также важно не поддаваться стадному инстинкту. Если тебе предстоит изменить образ жизни из-за учебы – это еще не повод стать таким же, как большинство окружающих тебя.

Не бойся сохранять свою индивидуальность и выделяться из толпы. Не беда, что ты никого еще не знаешь. В первом же семестре следи за объявлениями и не пропускай ничего интересного. Не бойся принимать участие в мероприятиях, которые хоть немного увлекают тебя: спорт, искусство, политика. Да мало ли существует студенческих клубов по интересам, где полным-полно потенциальных друзей?

Главное – не замыкайся и не стесняйся. Совместные занятия объединяют и помогают подружиться. Адаптация должна проходить спокойно, без спешки. На самом деле все зависит от темперамента человека: если флегматик, уединившись, будет сам разбирать, изучать методички, буклеты и прочее, то холерик моментально найдет себе единомышленника и с его помощью будет привыкать к студенческой жизни.

Теперь, дорогой первокурсник, можно с уверенностью сказать, что все точки над “i” расставлены, и ты сможешь легко и безболезненно адаптироваться в колледже.

Источник: http://srshb.ru/nauka-i-biblioteka/blog/sovetyi-psixologa-studentam-pervokursnikam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.