Как развить в ребенке любознательность: 5 эффективных способов

Содержание

Как развивать любознательность у детей дошкольного возраста: советы любящим родителям

Как развить в ребенке любознательность: 5 эффективных способов

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным.

Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя.

Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: “Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим”.

Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?

“Что это?” – главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность – это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям.

Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос – удивление ” что это?” ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: “познание начинается с удивления” (Аристотель).

Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части.

Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша.

При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

  • На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям (“что это?”).
  • На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов (“что там внутри?”) и расширение знаний о них (“для чего это нужно?”).
  • Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только “что это?”, но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства.

Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски.

Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один – два года! Для родителей – это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть “как взрослый”, стремлении к более полноценному общению с взрослым.

На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: “Почему листья зеленые”, “Как получается дождь?”, “А радуга, это что?”. Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Советы любящим родителям

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

  1. Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: “Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!” или “Папа, я догадался, как вертолет летит!”.
  2. Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему. Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.
  3. Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
  4. Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
  5. В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное – не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка.

Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно.

Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

  • игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
  • рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
  • наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
  • домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
  • оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
  • просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев – первооткрывателей,
  • опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр – они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, “Зачем нужна одежда?”, “Почему идет дождь?”, “Откуда берутся грибы?”.

Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ.

Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту.

Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке.

Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры – раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру – раскопку, ее можно сделать семейным развлечением.

Игры – раскопки направлены на развитие любознательности, например, “Тайны пирамид”, “Юный археолог”, “Динозавр в айсберге” или “Потерянная экспедиция”. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями.

Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Есть разные варианты подобных игр – путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн – игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: “В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие – только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется”. Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени – динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем – роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я – в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом – Я в настоящем, зеленом – Я в прошлом и красном – Я в будущем.

Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем.

Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-lyuboznatelnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-sovety-roditelyam

Как развить любознательность ребенка

Как развить в ребенке любознательность: 5 эффективных способов

Дети любознательны от природы, в окружающем мире для них все является новым, будь то муравей, который тащит крошки размером больше его самого, или улитка, которая ползет по мокрому тротуару.

Природное любопытство ребенка может вызвать у вас раздражение, особенно если вы спешите в сад, чтобы потом не опоздать на свой автобус. Но оно также может напомнить вам, каково было жить в мире, в котором дела улитки намного важнее и интереснее, чем ваши собственные.

Испытайте это чувство вместе с вашим малышом и получите от этого удовольствие. Вот как это можно сделать.

Превратите поход по делам в веселое приключение

Если нужно собрать и отнести вещи в церковь или благотворительный фонд, для вашего ребенка это не просто очередной пункт в списке дел. Это повод покопаться в груде вещей и рассортировать их – сначала выбрать все шелковые шарфы, потом – все клубки шерсти. На улице идет дождь? Не расстраивайтесь.

Можно прогуляться до ближайшего магазина, а по дороге попрыгать по лужам. Потрясите ветки деревьев и посмотрите, как с них падают капли дождя. Понаблюдайте за облаками и тучами, обсудите с ребенком их формы.

А придя с прогулки домой, сварите какао и украсьте чашку взбитыми сливками в виде облаков, или приготовьте на ужин картофельное пюре и положите его на тарелку в форме тех же облаков, которые вы рассматривали на улице.
Пусть каждая прогулка станет для ребенка приключением.

Готовьтесь основательно – малыш может надеть каску пожарного, взять фонарик, и обязательно – что-нибудь перекусить. Предложите ребенку взять с собой какую-нибудь мягкую игрушку в качестве компаньона. И не забудьте принести с прогулки сувениры. Специальная «коробочка для трофеев» будет потом развлекать вас в ненастную погоду.

Как правило, работающие родители переживают, что им не удается много времени проводить с ребенком, обычно они успевают пообщаться только за ужином или во время купания. Но ситуацию можно исправить, подключив свою фантазию. Даже самый уставший родитель сможет превратить обычный ужин в шведский стол, а ванну – в океан. И, на самом деле, это все, что нужно вашему ребенку.

Сбавьте обороты

Как вы, наверное, уже заметили, дети – настоящие копуши: они концентрируются только на том, что происходит здесь и сейчас. Поэтому далеко не всегда можно подстроиться под график вашего ребенка. Но когда это возможно, делайте это, давайте ему столько времени, сколько нужно.

На ребенка села божья коровка? Пусть она немного поползает по его руке (или по вашей, если он боится). Посчитайте, сколько у нее пятнышек, или обсудите, чем она питается, где живет и что делает по ночам. В саду на даче покажите малышу дождевого червя и мокрицу, предложите ребенку поиграть с ними (только, конечно, осторожно).

Можно положить их в банку, чтобы ребенок мог немного понаблюдать за их действиями, а затем вместе выпустите их. Если во время прогулки по городу вам встретятся рекламные щиты или объявления, остановитесь и рассмотрите их.

Сыграйте в игру «Я шпион» – спросите ребенка: «Найдешь на картинке человека в большой шляпе? А красную машину? А собаку?»
То, что привлекает внимание ребенка, может сильно отличаться от того, что интересно вам.

Например, в зоопарке вы постоянно восклицаете: «Смотри, слон!» или «Посмотри, какой жираф!», а ребенку больше нравится наблюдать за голубями или белками, вьющимися возле мусорных корзин. Пусть наблюдает. Во-первых, они не такие большие, как слон, и их можно рассмотреть поближе, а во-вторых, интерес малыша к окружающему миру от этого только возрастет.

Обращайте внимание ребенка на перемены вокруг него

Детям нравятся перемены, вероятно, потому что они сами стремительно растут и меняются. Научите ребенка интересоваться прежде всего тем, что его окружает. Объясните ему, что когда с неба падает звезда, можно загадывать желание, или предложите ему ежедневно наблюдать за луной, а потом обсудите, как в течение недели менялась ее форма.

Посадите дома в горшок фасолинку или горошинку, а затем посчитайте, через сколько дней появятся первые ростки. Также можно положить луковицу в прозрачный стакан и следить, как появляются и растут корешки. Положите стебель сельдерея в чашку с подкрашенной водой и понаблюдайте, через сколько дней он окрасится.

Смешайте кукурузный крахмал с водой, чтобы получилась липкая паста, или полейте чуть-чуть уксуса на ложку с содой — и смотрите, как появляются и лопаются пузырьки. А больше всего детям нравится процесс превращения жидкого теста в воздушный ароматный пирог.

Когда вам нужно быстро доготовить ужин, займите малыша вот чем: растворите в воде один или два пакетика желатина и попросите ребенка хорошенько его размешать, до полного растворения. А затем предложите ему проткнуть получившееся желе пальцем. Если вы поедете летом в деревню, где есть свое хозяйство, обязательно покажите ребенку, как цыплята вылупляются из яиц.

Или постарайтесь показать ему, как бабочка вылупляется из куколки. А если такой возможности нет, не отчаивайтесь. Малыш будет в неменьшем восторге, если вы покажете ему, как кусочек льда тает в тепле.

Наслаждайтесь каждым временем года

Объясните ребенку, как меняются времена года и что свойственно каждому из них, обращая внимание малыша на то, что он может увидеть, услышать и потрогать. Осенью по дороге из детского сада сметите все опавшие листья возле вашего дома, а выйдя на следующее утро, посчитайте, сколько их нападало за ночь.

Надувайте мыльные пузыри и определяйте по ним направление ветра. В дождливую или снежную погоду оставьте на некоторое время ведро на балконе, а затем линейкой померяйте, насколько оно заполнилось снегом или дождевой водой. Обращайте внимание ребенка на пение птиц весной или на первый снег зимой.

Рассказывайте ему не только о том, что происходит в то или иное время года, но и что мы обычно делаем. Объясните, что осенью отмечается день знаний, когда дети идут в школу, зима приносит новый год и рождество, весной отмечается праздник Пасхи, а лето – пора больших каникул.

Возможно, ребенок еще мал, чтобы вспомнить, как вы в прошлом году отмечали, например, Новый год, но детям нравятся праздники и различные традиции, а некоторые специалисты считают, что память у детей развивается достаточно рано. Читайте книги, пойте песни и учите с ребенком стишки, так он быстрее запомнит времена года и традиции, связанные с ними.

А приготовление сезонных блюд подогреет его любопытство по отношению к новым ароматам и вкусам.
Узнайте больше о том, как проводить праздники вместе с малышом в нашем разделе, посвященном семейным праздникам и традициям.

Маленький мир

Детям нравятся мелкие вещи: пуговицы, бусы, камешки. Кто знает, может быть, это результат жизни в «маленьком мире» — когда тебе недоступно даже то, что лежит на столе. Конечно, не позволяйте ребенку играть с предметами меньше 2-3 см, чтобы он не подавился ими.

Но если опасности нет, пусть ребенок поиграет с деревянными бусами или большими пластиковыми пуговицами. Можно предложить ему посчитать их, а потом разложить по цветам в коробочки. На улице это могут быть камушки или ракушки. Это занятие наверняка увлечет ребенка надолго.

Возможно, вы замечали, что ребенку нравятся небольшие, уютные помещения, в которых он чувствует себя комфортно и по-хозяйски. Чтобы сделать пещеру, ребенку достаточно стянуть немного вниз плед с дивана; можно накрыть стол большой скатертью и получится палатка, а среди горшков с растениями можно устроить джунгли.

Предложите ребенку обставить свое «жилище» мебелью и посудой. Детям нравятся маленькие вещи, поскольку им удобнее держать их в руках, а значит — легче проводить кулинарные и архитектурные эксперименты.

Руководствуйтесь интересами ребенка

Ковбои, динозавры, феи, лошади… Никто не знает, чем мотивирован выбор ребенка. Однако это можно продуктивно использовать в процессе обучения. Вашему ребенку нравятся пожарные? Купите ему шлем пожарного и шланг, и тогда летом на улице он сам сможет проводит спасательные операции.

Если утром первым делом ваша дочь надевает балетную пачку, отведите ее в балетную студию, чтобы посмотреть, как танцуют настоящие балерины. Или сходите на выступление детей в местную балетную школу.

Такие любительские представления очень нравятся детям – они могут хорошо рассмотреть, как все происходит на самом деле.

В книжном магазине вы наверняка найдете книги с подробным описанием и картинками, из которых ребенок сможет больше узнать о жизни танцоров или пожарных — в зависимости от предпочтений малыша. Если нет книги специально для детей, не отчаивайтесь, подойдет любая книга, главное, чтобы в ней было много больших и ярких картинок.

Научите ребенка находить ответы на вопросы самостоятельно

Почему небо голубое? Почему из чайника, когда он кипит, идет пар? Дети задают столько разных вопросов, на которые иногда сложно дать ответ. Если ребенок засыпает вас вопросами, не беспокойтесь. Предложите ему найти ответы вместе.

Заведите список вопросов и покажите его ребенку, затем возьмите его с собой, когда пойдете в книжный магазин или библиотеку. Можно сходить в музей и поискать некоторые ответы там.

И конечно, воспользуйтесь интернетом, ведь сейчас там можно найти ответы на все вопросы.

Источник: http://babyvcentre.ru/rebenok-ot-1-do-3/povedenie-i-privychki/privychki/kak-razvit-lyuboznatelnost-rebenka.html

Как помочь ребенку победить страх: 5 эффективных техник

Как развить в ребенке любознательность: 5 эффективных способов

Вместе с ребенком на свет появляются его первые эмоции. Незнакомый мир, полный новых ощущений: непривычно, некомфортно, страшно. С этого момента страх — постоянный спутник человека на протяжении всего его пути.

Не всегда приятный, но вместе с тем жизненно необходимый: именно благодаря страху человек инстинктивно проявляет осторожность, предусмотрительность и выбирает стратегию поведения, которая оберегает его жизнь от опасностей. Высший пилотаж — это уметь дружить со своими демонами и знать свои страхи, не подавлять их, а принимать и контролировать.

Как родителям научить этому своих детей, рассказывает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Откуда берется страх

Если вы откроете любой психологический справочник, то увидите, что у каждого детского возраста существует своя норма количества и видов страхов. Прожить их — естественная часть процесса взросления, страхи появляются и незаметно исчезают. Другое дело, когда страхи задерживаются в психике ребенка и заполняют собой все его внимание.

Страх буквально опутывает малыша, мешает его развитию, общению со сверстниками, учебе и просто обычной детской жизни. Конечно, последствия затяжных страхов крайне неприятны, действовать нужно решительно и начинать разбираться необходимо с причин. А причины, как правило, очевидны и кроются в ближайшем окружении малыша и образе его жизни.

Первое и самое важное — в какой атмосфере взрослеет человек, какие нормы отношений приняты в семье, какие методы воспитания используют родители. Бесконечные скандалы и выяснения отношений ведут к формированию тревожно-мнительного характера, при котором любой внешний раздражитель способен перерасти в глубокий страх на всю жизнь.

Слова «если не будешь слушаться, отдам тебя дяде» произносятся, конечно же, в шутку, но зато какими эффективными оказываются такие, казалось бы, невинные запугивания. Ребенок безропотно подчиняется, но вместе с тем растет в постоянном страхе сделать что-то не так, с ощущением того, что родители готовы в любой момент отречься от него.

И еще вариант, когда родители проецируют свои страхи и тревоги на ребенка. Благодаря родителям малыш узнает, что хорошо, а что плохо, чего стоит опасаться, а что не навредит.

Так вот, осознавайте свои заморочки, страх насекомых должен оставаться вашим личным «тараканом», чтобы не отбить у сына или дочки тягу к естественным наукам и познанию нового.

Другой важный фактор формирования избыточных страхов — это невнимание родителей к окружению ребенка. Родителям кажется, что ребенок еще не способен осознать тревоги взрослого мира, понять реальный смысл обсуждения при нем криминальных сводок или новостных сообщений.

А между тем ребенок улавливает все тревожные интонации и настроения любой информации, которая проходит через его органы восприятия. Она копится, откладывается в его подсознании и рано или поздно «выстреливает» неожиданными страхами, типа «наш дом взорвется» или «я не сяду в машину, вдруг мы попадем в аварию».

Поэтому необходимо строго контролировать все средства массовой информации, с которыми сталкиваются ваши дети. Благо, эта задача посильна — современные телевизоры и гаджеты имеют возможность ограничения по выбору каналов и времени пребывания в Сети.

А ограничить круг общения малыша позитивно мыслящими, спокойными и оптимистичными людьми — задача родителей.

5 техник, чтобы победить детский страх

Есть несколько эффективных способов, которые помогут детям избавиться от негативных эмоций

Принять и понять

Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Все, что нужно сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить: ему действительно сейчас невыносимо страшно, даже если причина его страха — это маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

Привычная большинству манера успокоения ребенка в стиле «Ну что за глупости, тут совсем нечего бояться!» обесценивает его страх, подрывает его доверие к вам и оставляет его в одиночестве бороться со своими страхами.

Дайте малышу понять, что вы понимаете, насколько ему страшно, что вы рядом с ним в эту минуту, чтобы вместе взглянуть страху в глаза и придумать способ победы над ним.

Будет, конечно, здорово, если в диалоге ребенок сам предложит такой способ, а если нет, то подключайте фантазию: с гусеницей можно подружиться — предложить ей отобедать вкуснейшим одуванчиком, а для отвлечения монстров купить карманный фонарик, который будет жить у сына или дочки под подушкой.

Обнять и согреть

Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. От счастья у нас сводит скулы и щемит в сердце, от тревоги сосет под ложечкой и трясутся руки, от печали в горле стоит ком. В момент страха попросите ребенка показать, в каком месте живет его эмоция.

Далее попросите его дышать ровно и попросите представить, как успокаиваются напряженные части тела. Обнимите малыша, дайте почувствовать физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое всегда у нас под рукой и которое способно снять эмоциональное напряжение в момент страха и тревоги.

Творить и фантазировать

Язык творчества для ребенка гораздо красноречивее слов. На бумаге отражаются все те волнения и эмоции, которые зачастую малыш даже не может сам осознать.

Попросите его нарисовать свой страх, а потом вместе трансформируйте рисунок — добавьте спасателей, которые мужественно сражаются со страхом, или самого ребенка в роли доблестного рыцаря, победившего тревогу.

А еще страх можно изобразить в виде забавного доброго монстрика, если подрисовать ему смешную рожицу. Такие метаморфозы позволят ему взглянуть на свою эмоцию с другой стороны и ослабят травмирующее действие страха.

Сочинять и читать

Придумайте сказку про страхи своего сына или дочки.

Полет фантазии не ограничен! Главным героем сюжета может стать сам малыш, который смело сражается со злобным монстром-страхом и непременно побеждает его или вступает с ним в диалог и становится другом.

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа, который помогает малышу справляться с любыми страхами на его пути — например, это может быть Монсик Бесстрашный — герой книг «Академии Монсиков».

Читайте больше книг! «Пугающие» сказки полезны тем, что дают детям опыт преодоления страха. При чтении их воображение рисует только те образы, с которым они готовы справиться сами, чего не скажешь о просмотре фильмов ужасов, образы героев которых способны нанести ребятам травму на всю жизнь.

Говорить по душам

Создайте обстановку, в которой малыш будет чувствовать, что вы всегда на его стороне и что вам можно доверять. Расскажите ему, что тоже когда-то были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые вы преодолели и стали храбрыми благодаря полученному опыту.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа как олицетворение силы и мужества.

Можно даже завести традицию — «вечер папиных секретов», когда папа будет делиться с детьми внутренними победами, историями успеха и рассказами о том, как можно жить в ладу со своими эмоциями.

Не бойтесь страхов своего малыша. Когда он испытывает тревогу, ему необходим рядом спокойный взрослый, который создаст атмосферу безопасности и одной лишь своей уверенностью и непоколебимостью даст понять главное — вместе любой страх по плечу! Доверительные отношения, внимание к тревогам детей, участие в их жизни — лучшая профилактика любых негативных эмоций.

Источник: https://www.kanal-o.ru/odeti/9290

Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться – ВашПедагог

Как развить в ребенке любознательность: 5 эффективных способов

Любознательность активизирует умственные способности, открывает новые грани возможного и делает жизнь более интересной. Любознательность детей напрямую связана с желанием учиться. Она присутствует у всех малышей, но, к сожалению, с годами пытливость ума ослабевает. Как же сделать так, чтобы этого не произошло?

Для развития любознательности, в первую очередь, нужно поддерживать и поощрять стремление ребенка к исследовательской деятельности. Он жаждет активного познания мира и ему интересно абсолютно все. Можно проводить эксперименты вместе с крохой, направляя его любопытство в нужное русло.

Но иногда нужно предоставить ему полную свободу действий, выбрав для этого подходящее время и место. Некоторые психологи рекомендуют выделить для малыша уголок в доме или во дворе, где ему будет позволено все, что только взбредет в голову.

Единственное, о чем нужно позаботиться – это о его безопасности.

Нужно слушать вопросы и не лениться отвечать на них, а не молчать и уж тем более не одергивать кроху.

В определенном возрасте у малыша возникает очень много «почему», в этот период он познает мир, слушает, смотрит, ощупывает, «пробует на вкус».

И если ребенок не получит столь важных для него ответов вовремя, он вскоре совсем перестанет спрашивать. Со временем нужно научить свое чадо находить ответы на вопросы самостоятельно, но для начала стоит попробовать делать это вместе.

Важно создавать для малыша условия, где он сможет увидеть новое. Наблюдать – это так важно! Улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр – все это представляет сильнейший интерес для юного созидателя.

Наблюдать – это так важно! Разные времена года, разные погодные явления, улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр – все представляет интерес для юного созидателя. И все является источником новой информации и свежих впечатлений.

Наблюдать нужно вместе и обязательно обсуждать увиденное, делиться своими мыслями, ощущениями, желаниями.

У маленьких детей очень сильно развито воображение. Необходимо поощрять их стремление фантазировать и импровизировать. Можно сочинять сказки, стихи или писать сценарии, можно просто играть. Любая творческая деятельность стимулирует любознательность.

Обучение должно стать не скучной обязанностью, а веселой игрой. Интересной и забавной, но имеющей при этом свои правила, которые нужно соблюдать. Но при этом стоит иногда поступать неожиданно, неординарно. Поступить не так, как обычно, сделать не то, что запланировано.

Нужно подавать ребенку пример, демонстрируя свой интерес к жизни, свою любознательность. Весомым фактом для крохи станет эмоциональность родителей и неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг.

Источник:

Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?, Раннее развитие детей

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Детская любознательность проявляется с самого момента рождения.

И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и старательно.

Если взрослые ограничивают исследования, малыш или окончательно откажется от них или будет действовать не достаточно настойчиво для гармоничного и всестороннего развития.

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Кроме того, очень важно создать доверительную атмосферу в семье, и уважать мнение и желание ребенка.

Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Простые советы по развитию любознательности ребенка

Малыши – это вечные «почемучки», которые хотят знать все и обо всем. Поэтому нужно не только слушать все вопросы ребенка, но и стараться отвечать на них. Как бы вы не устали от бесконечных «почему», не пытайтесь одергивать сына или дочь. Все вопросы, задаваемые малышом, заслуживают ответа.

В то случае, если ребенок не получил ответ или он не удовлетворил его, он прекращает обращаться с вопросами к родителям и пытается самостоятельно все выяснить. И в итоге, он может получить не совсем верную информацию либо вообще потерять интерес.

Надо давать короткие и простые ответы, принимая во внимание возраст малышей.

Родителям придется не только смириться с исследованиями детей, но и поощрять их. Ведь в мире столько соблазнов, которые так и манят, чтобы их изучили.

Ребенка все увлекает, и взрослым необходимо сдержать свое желание запретить малышу процесс познания, чтобы сохранить порядок в доме.

Когда «исследования» начинают представлять опасность и несут разрушения, ребенка надо сдержать, давая ему понять, что вам важно не действие, а итог.

Старайтесь знакомить ребенка с окружающим миром. С ним надо бывать в музеях, зоопарке, на игровых площадках, шумных улицах. Наблюдая, дети познают окружающее. Делитесь с ними своими исследованиями, интересуйтесь его мнением об увиденных предметах.

Дайте возможность ребенку получить незабываемые эмоций от купания в водоеме, посадки цветов, игры в мяч, рисования, накрывания на стол и т.д. Тем более, что для этого сегодня существует много возможностей. Приобретение подобного опыта поможет вашему малышу приобрести самые простые бытовые навыки, и научат получать радость от самых простых вещей.

Дети получают знания не только от общения с реальным миром. Неоценимый вклад в развитие малыша вносят книги, телевизионные передачи, игры и придуманная малышом реальность (плод фантазии и воображения ребенка). Побуждайте детей импровизировать, играть в игры (в том числе и в ролевые), где они могут проявить фантазию и представить себя в роли какого-нибудь героя.

Однако не стоит разрешать детям проводить много времени у телевизора, поскольку не все, что показывает «голубой экран» полезно для развития малыша. Отбирайте часть передач, из которых ребенок может узнать интересную информацию.

При этом важно понимать, что телевизионное обучение – пассивное. Этот процесс получения знаний не дает возможности ребенку стать его активным участником. У детей, которые много времени смотрят телевизор, появляется привычка получать готовые ответы с экрана.

Они перестают быть любознательными и не желают стремиться к собственным открытиям.

Очень эффективно обучение, в процессе которого используются характерные для повседневной жизни предметы и ситуации.

Например, знакомство с числами может произойти во время поедания конфет (сколько у тебя конфет – одна или две?), с цветами – во время сбора в детский садик (какую сегодня рубашку выберем – зеленую или голубую?), с буквами – во время прогулки (слова на вывесках, рекламных баннерах и т.д.).

Помните, вашей целью является не овладение счетом или письмом в раннем возрасте, а пробуждение у ребенка интереса, создания базы для будущего процесса обучения.

Получение новых знаний и навыков нужно сделать увлекательной забавой для ребенка. Если он будет чувствовать, что его принуждают к учебе, смеются над ошибками и постоянно ставят трудные для возраста задания, он будет бояться обучения. Соответственно, долгие школьные годы покажутся ему каторгой, а сам ребенок со временем может превратиться с человеком с ограниченным кругозором.

И самое главное, показывайте личный пример своим детям. Они должны понять, что изучение окружающего мира интересно не только им, но и их родителям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной и всесторонне развитой личностью, постоянно работайте над собственным саморазвитием и самосовершенствованием. И тогда малыш «заразится» вашим примером, и проявит интерес к обучению.

Материал полезен?

Источник:

Для чего необходимо развивать любознательность у детей?

Здравствуйте!

При подготовке к школе необходимо развивать и поощрять любознательность дошкольников. Присущую большинству детей любознательность можно рассматривать как особое проявление познавательной активности. Многие исследования показали, что развитие и поддержание любознательности оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка.

Благодаря любознательности, круг знаний ребенка значительно расширяется и углубляется, увеличивается концентрация внимания на вызывающем интерес предмете или деятельности.

Значение развития любознательности у детей дошкольного возраста:

• улучшение работоспособности мозга;

• расширение мировоззрения, увеличение объема знаний об окружающем мире;

• развитие творческого мышления;

• воспитание усидчивости, целеустремленности.

Особенности развития любознательности

Игровая деятельность является для дошкольника основным источником получения новых навыков, знаний, развития любознательности, побуждая ребенка к познанию окружающего мира.

Любознательность детей пробуждается, в первую очередь, внешними свойствами предметов и явлений, которые они не могут понять или объяснить из-за нехватки знаний и небольшого жизненного опыта. Желание узнать больше о том, что им интересно, рождает многочисленные вопросы детей об окружающем мире.

Для того чтобы обеспечить появление у детей новых вопросов и побудить их к познавательной деятельности, а, значит, и любознательности, необходимо организовывать специальные занятия. Родитель или педагог намеренно излагает материал частично, стимулируя этим активную умственную работу ребенка.

Одним из главных факторов, побуждающих познавательную деятельность ребенка, является эмоциональное воздействие на него, например, во время чтения сказок.

Развитие любознательности напрямую связано с развитием речи, мышления, другими видами познавательной деятельности.

Как реагировать на вопросы дошкольников?

Воспитание и общение в семье имеет большое значение для развития любознательности у детей. Окружающий мир вызывает у ребенка неподдельный интерес ко всему, что он видит. Ему хочется знать, что такое день и ночь, какие бывают животные, как работают машины. Он задает множество вопросов взрослым и будет внимательно слушать ответы на них.

Родители, в свою очередь, должны терпеливо объяснять и рассказывать малышу о предмете, который его заинтересовал, направлять и подталкивать ребенка к самостоятельному поиску ответов. Такое отношение взрослого к внезапным вопросам поможет ребенку научиться рассуждать, делать выводы, обдумывать дальнейшие действия для разрешения возникшей головоломки.

Источник: https://65-school.ru/detyam/kak-razvivat-lyuboznatelnost-u-rebenka-i-zhelanie-uchitsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.