Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Как хвалить ребенка- рекомендации психолога как делать это правильно

Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Привет, дорогой читатель блога!  С сезоном поступления детей в детский сад, а так же с появлением у ребенка новых обязанностей, увлечений — возникает у мам вопрос — как хвалить ребенка и нужно ли вообще это делать? Казалось бы, ответ всегда однозначен — всегда и по-больше!

Однако, когда сыну было от рода чуть более года, узнала я о тайном смысле  похвалы для ребенка и была просто поражена. Оказывается, многие семейные и детские психологи уже ни один год рекомендуют не поощрять ребенка при любом его достижении.

Почему нельзя хвалить детей

Искусство хвалить детей доступно теперь каждому — в век гуманного отношения к детям — никогда в исории человечества не относились с таким бережным отношением к ребенку любого социального слоя, не учитывались его прихоти и потребности.

Сейчас же, как вы и сами могли убедиться, либо вам предстоит это  сделать — Закон и всевозможные привилегии на стороне детей. Самый примитивный пример –  посмотрите только на все разнооразие на полках в магазине. Кто бы мог представить себе такое из наших бабушек или даже родителей, довольствуясь, что «палкой не огрели».

Родители хвалят ребенка в 21 веке как должное —
съел обед — «молодец!»,«одел сам сапог — молодец!»,

«в туалет сходил вовремя — МОЛОДЕЦ!».

И хотя эти обороты иронизированы и саркастичны, но доля реалии в них имеется. Вспомните сами — за что вы в последний раз хвалили ребенка? Убрал свои игрушки или отнес посуду до раковины? Помог маме с уборкой или нарисовал шедевр? Все чаще и чаще мы выражаем вое восхищение элементарным навыкам ребенка.

Вам до сих пор не кажется не всегда уместным слова похвалы. Посмотрите на картинки, как мама хвалит ребенка
Казалось бы, ничего страшного – родители мило беседуют с детьми.

Но, учтите, что каждый раз, хваля ребенка за то действие, что должен он выполнять не просто самостоятельно, а без напоминаний — например, убирать за собой — больной вопрос большинства мам, умываться по утрам, мыть руки после прогулок / перед едой и после, и так далее — вы неосознанно даете ребенку выбор — быть хорошим и сделать, либо быть нейтральным и можно не делать!

То есть, выходит так: детям разрешается не выполнять требований родителей, касающиеся элементарного, но при их выполнении ОБЯЗАТЕЛЬНА похвала или поощрение. Без таковой просто стимула нет двигаться в заданном, порой неинтересном направлении.

Доходит до шантажа и вымогания — если я получу пятерку в школе — так и знай, я буду рассчитывать на ту дорогущую игрушку, что показывал как-то в магазине.

И любые доводы по неэффективности покупки не пройдут. Ребенок же выполнил «просьбу-напутствие» к хорошей учебе родителей.

Все логично* Родители же, начинают ругать детей за то, что когда-то не смогли им донести в правильной форме(.

Как правильно хвалить ребенка

Что же советуют психологи на своих консультация насчет похвалы? Есть ли какие-то методы в обход прямому воздействию на психику детей и удержать порыв возомнения о себе всего и вся, дабы проявить инициативу созидать и строить?

Оказывается, похвалу, как таковую, никто не отменяет. Надеюсь, прежде чем материть мать-ехидну, не проронившую и слова ласкового в адрес детей, вы дочитали именно до этого места ;-).

Итак, хвалебные песни нужны каждому. Этакий жест одобрения от родных ребенку не помешает никогда! Кроме того, одобряя, но не преувеличивая способности детей, мы вполне можем подтолкнуть ребенка к формированию уверенности в себе и задать правильное направление в развитии талантов.

Бывают и такие ситуации, когда ребенок впервые услышал похвалу и выяснилось, что он вообще не любит, когда его хвалят! Этакий дикарь в городе(. Смесь смущеня и растерянности налицо…

Допустим, сын или дочь — дошкольник или уже старшей школы увлекается танцами или рисованием — почему бы не выразить свое отношение к данному виду рода занятий? Не восклицать при любом неуклюжем шедевре красками, как великолепен в лучах солнца сюжет композиции — особенно, если это, положа руку на сердце, совсем не так; а при любом  движении не восторгаться гибкости и грациозности тела, уверяя, что «еще чуть-чуть» и из тебя получится профессиональный танцор — все же мечты мечтами, а реальность порой сильно о землю ударяет(.

Какими словами хвалить ребенка

Все, теперь к главному буду заканчивать эссе.

Как же, как же правильно похвалить и не заострять внимания на деянии, что соизволил выполнить ребенок? Кстати, рекомендации от психолога не только для детей, так же сюда можно отнести и всех вокруг — начиная от родственников чуть дальше самого близкого круга семьи, заканчивая детьми в детском саду и на площадке, порой так требующих уважения от мам-соседок, что разговаривают между собой). А вы сами хвалите чужих детей — на глазах или за глаза у своего ребенка? Интересно было бы послушать позицию и опыт мам.

Любую похвалу рекомендуется замаскировыватьпод определения «хорошо/не очень хорошо/плохо», «полезно/допустимо/ не полезно», в конце концов «можно/нежелательно/ запрещается».

Пример: мама хочет похвалить ребенка школьника за вовремя сделанные уроки. Но разве он не должен выполнять их как само собой разумеющееся? В связи с чем в началом учебного года сыпятся на головы мам дополнительные проблемы и нервортрепки в связи с обучения? Дети разучились выполнять уроки самостоятельно, смысл в учебе вообще потерян.

Дальше — навязанная взрослыми учеба летит в пропасть, ребенок, подрастая, обретая по-немного свободы, ударяется во все, что было запрещено — и чем дальше, тем лучше! Помните сами понты перед друзьями?

А можно похвалить ребенка примерно так за то же выполненное домашнее задание: «Как же здОрово! Теперь можно без пролем заняться и любым тебя интересующим делом! Ты уже играл в компьютер? / Может, приготовим вместе десерт?/ Пойдем прогуляемся всей семьей, у меня с папой тоже есть немного свободного времени!/ а тут придумайте свой вариан в связи с интересами ребенка».

Еще немного советов:

И, да.

Не забудьте подкрепить его самостоятельность и рвение, пусть еще и не очень инициативное, к учебе: «Теперь ты стал немного умнее, расскажешь, что запомнил? Ведь в наше время была другая программа для школьников», «Я так и думала, ты способный у меня и справишься с заданием сам!», «Как же мне повезло с тобой, что не нужно напоминать о необходимости своевременном выполнении задания!».

Кстати, последний пункт поистине неоценим — вы только подумайте, что не нужно более названиваь с работы домой и спрашивать свое чадо что задали и выполнено ли задание? Все силы можно приложить к эффективной работе и дальнейшему развитию навыков!

Надеюсь, теперь вопроса как хвалить ребенка и нужно ли это вообще ему — не возникет. Каждый сделает выбор и сможет помочь своему чаду подготовиться к уверенной взрослой жизни с самодостаточным багажем знаний!

До скорых встреч, впереди еще много интересного. Детство все же — незабываемая пора и бесподбное вдохновение маме!

Надежда Николаева.

 Так же предлагаю вам целый сборник авторских тестов, созданных лично мной, где вы сможете на досуге оценить свое умение овладения наукой воспитания малышей).  Сборник доступен после подписки на новости блога, гарантирующему отсутствие спама, кнопка для подписки внизу под статьей и справа, в баннере).

Источник: https://mama-on-line.ru/psychology/kak-khvalit-rebenka-kak-pravilno-khvalit

Как правильно хвалить ребёнка

Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Если посмотреть в толковый словарь Ожегова, то там слово «похвала» определяется как хороший отзыв о ком-то (чём-то), одобрение. Казалось бы, что может быть проще? Если мне нравится то, что ты делаешь, я одобряю твоё поведение, я говорю об этом — хвалю тебя.

Но на деле всё оказывается гораздо сложнее, и практически все родители задаются вопросом: хвалить щедро и не скупиться на хорошие слова или же достаточно отмечать только серьёзные достижения ребёнка, соблюдая чёткие границы? Где та золотая середина, когда похвала становится волшебной палочкой, инструментом, при помощи которого родители могут строить личность ребёнка по кирпичику? Рассказывает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Похвала — достаточно сложное и совсем неоднозначное средство воспитания. Сложное, потому что эффект от неё может быть совсем не таким, как ожидают родители. Наравне с возможностью вселять уверенность, похвала может актуализировать внутренние конфликты, пробуждать негативные стороны личности и вызывать эмоциональное напряжение. Так происходит, когда родители используют оценочную похвалу.

Что такое оценочная похвала?

Нарисовал елочку — «молодец», слепил куличек — «умница», съел суп на обед — «хороший мальчик», нарисовал рисунок — «очень красиво».

Если ребёнок привык постоянно слышать оценку своей деятельности, он начинает ориентироваться на неё, что приводит к зависимости от одобрения окружающих, внешняя оценка становится основополагающей.

Это приводит к тому, что дети любой ценой стараются заслужить похвалу, постепенно теряя способность получать удовольствие от процесса, концентрируясь на результате. Например, нарисовать рисунок нужно лишь для того, чтобы мама восхитилась умением рисовать.

Зависимость от похвалы становится своеобразной ловушкой для детей и взрослых. В какой-то момент похвала превращается в отличное средство манипуляции и управления поведением ребёнка.

Но именно тогда важно задуматься о том, насколько желаемое поведение соответствует возрасту ребёнка? Например, многим родителям нравится, когда малыш сидит тихо и не кричит, но для него сидеть на месте неестественно. И тогда то, чего очень хочется, но не одобряется родителями воспринимается как нечто плохое.

Кроме того, оценочные высказывания общего характера нарушают принцип безусловного принятия. В голове у ребёнка выстраивается логическая цепочка — «Я молодец, когда я делаю так, а не иначе, тогда меня любят и хвалят. Значит если я буду делать по-другому, я буду плохим, меня не будут любить».

Таким образом, неправильные формулировки и общие фразы могут привести к неожиданным результатам:

  • Пробудить неуверенность и заставить ребёнка сомневаться в искренности родителей, заподозрить обман. «А правда ли он/она так думает?»
  • Вызвать сомнения в себе — и опровержение: «Мама говорит, что я очень хорошо вырезал кружочки, но ведь я неровно вырезал, плохо получилось…»
  • Сконцентрировать внимание ребёнка на его недостатках, вызвать чувство вины: «Мама похвалила меня за пятёрку, сказала, что я молодец, но она ведь не знает, что часть контрольной я списал». Ребёнок может почувствовать, что на самом деле он не дотягивает до родительского идеала — и вовсе не такой уж молодец.
  • Вызвать чувство тревоги, из-за того что не удастся оправдать ожидания родителей: «А если в следующий раз у меня так не получится, я не буду молодец?»

Регулярно слыша обобщенную похвалу, ребёнок получает информацию о том, что его врождённые способности — это всё, что у него есть, и всё необходимое заложено в нём природой. Это закономерно уменьшает установку на развитие.

Что такое описательная похвала?

Конечно, все эти слова крепко вошли в нашу речь и используются почти бессознательно. Что же тогда делать родителям? Совсем перестать хвалить? Конечно, нет! Хвалить надо обязательно. Но для того, чтобы это пошло на пользу, помогло создать у ребёнка позитивный и реалистичный образ себя, лучше всего использовать описательную похвалу. Это несложно, главное, понять алгоритм:

  • Когда вам хочется похвалить ребёнка, расскажите ему о том, что вы видите. Например: «Ты сегодня сам собрал вещи в школу, убрал все учебники и тетради аккуратно в портфель, не забыл про пенал и даже физкультурную форму сложил в мешок».
  • Поделитесь с ним своими чувствами от увиденного: «Я так рада, что всё собрано заранее, очень приятно, когда не надо утром в второпях собирать вещи!»
  • Подытожьте похвалу собирательным словом, отражающим поведение, которое одобряете: «Вот что я называю собранностью и ответственностью!»

Хваля ребёнка таким образом, вам удастся добиться того, что он начнет воспринимать себя как способного, хорошего, справляющегося, а это в разы важнее того, что о нём думают окружающие. Ведь адекватная самооценка формируется именно на основании того, что мы сами думаем о себе.

Как ещё хвалить?

Помимо слов есть ещё несколько действенных способов для родителей выразить одобрение:

  • Безоценочная похвала — это когда родитель без особой причины говорит ребёнку, что он особенный. Это выражение своей привязанности и добрых чувств просто так, потому что он есть и в семье его очень любят.
  • Проявить внимание к ребёнку можно при помощи ласки, улыбки, одобрительных жестов, нежности.
  • Можно использовать фразы: «Ты — целый мир для меня!», «Ты — моя радость!», «Как тебе идёт это платье!» и так далее.
  • Совместные походы в развлекательные места помогут без слов сказать: «Мне приятно проводить с тобой время и получать удовольствие от увиденного и услышанного вместе. Мне хочется разделить с тобой радость!»
  • Праздники, организованные родителями.
  • «Взрослые» ответственные поручения.
  • Подарки, сделанные без повода.

За что не нужно хвалить ребёнка?

В книге «Нестандартный ребёнок» В. Леви приводит список ситуаций, в которых хвалить ребёнка нежелательно:

  • За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных.
  • За то, что даётся легко и не требует усилий.
  • За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность.
  • В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить.
  • Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему.
  • Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу.

За что нужно хвалить ребёнка?

Похвала должна быть обоснованной, только тогда ребёнок сможет поверить в искренность ваших слов и порадоваться. Хвалить нужно за какие-то достижения, за старание. Очень важно ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми.

Единственный человек, с которым сравнение возможно, это сам ребёнок вчера и сегодня: «Сегодня получилось решить пример, который не удавалось решить вчера — ты отлично потрудился!», «Тебе удалось провести сегодняшний день, ни с кем не подравшись! Ты растёшь над собой, я горжусь тобой!»

Из первого пункта закономерно вытекает второй — мы все очень разные, поэтому и победы над собой у каждого свои! Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то с трудом даётся физика и математика, а кто-то делает в одном слове несколько ошибок.

Кто-то с удовольствием рисует, а другой не может усидеть на месте больше десяти минут, но зато прекрасно танцует. Если ребёнок, приложив усилия, справился с чем-то, что ему сложно или не нравится, это достойно похвалы.

Например, детей, имеющих сложности в обучении, нужно хвалить даже за незначительные успехи в учебе!

Похвала должна соответствовать возрасту ребёнка и его умениям. Например, если родители поощряют у малыша поведение, свойственное детям более старшего возраста, это провоцирует ребёнка на попытки вести себя как взрослые, пропуская важные этапы развития.

Такие дети в результате часто становятся застенчивыми, имеют трудности в общении со сверстниками, предпочитая взрослые компании, отличаются неуверенностью в себе и сложностями саморегуляции.

В обратном случае, когда родители умиляются и нахваливают поведение, присущее детям более раннего возраста, ребёнок начинает вести себя как маленький, ожидая снисходительного отношения от взрослых.

Будьте последовательны в похвале. Для этого необходимо определиться с теми качествами, которые вам хотелось бы воспитать в ребёнке, какое поведение заслуживает одобрения, а какое неприемлемо. Установки относительно норм поведения должны быть едиными у всех взрослых людей, имеющих отношение к воспитанию ребёнка.

Представьте себе, как будет чувствовать себя малыш, если то, что поощрялось вчера, сегодня вызывает осуждение и гнев родителей? Или если мама с папой не могут сойтись во мнении, что достойно похвалы? Такое поведение близких взрослых может спровоцировать внутренний конфликт и нарушение детско-родительских отношений.

Это происходит из-за того, что для ребёнка такая несогласованность и изменение в оценочных суждениях родителей означает, что он, по всей видимости, стал плохим или родители его разлюбили.

Последовательное поощрение поведения обоими родителями, единство в их требованиях и ожиданиях — залог эмоциональной стабильности ребёнка.

Очевидно, что грамотная похвала ребёнку необходима как воздух — она подпитывает его внутренние ресурсы, помогает становиться лучше и сильнее, дарит уверенность в себе и дает возможность почувствовать, что его любят.

Именно поэтому так важно быть внимательным к тем эффектам, которые оказывает похвала; выбирая хвалебные слова, быть последовательными, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Важнее лишний раз сказать своему ребенку: «Я люблю тебя», чем в сотый раз повторить заезженное: «Ты молодец».

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11570

Как хвалить ребенка правильно – статья сайта о детях imom.me

Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Среди родителей иногда вертится мнение, что детей хвалить нельзя, так как это приводит к зазнайству. Они воспитывают малыша в строгости и не хвалят ребенка даже за малейшие достижения, тем самым вырабатывая в нем комплекс неполноценности. Такие дети очень стремятся получить доброе слово от родителей, тем самым теряют себя среди своего желания добиться расположения.

Особенно, если их хвалят учителя, бабушки или другие люди. Они не понимают почему родители к ним так относятся и отдаляются. Ребенку необходима похвала. Большинство родителей все же понимают, что детей хвалить нужно, но не каждый папа и не каждая мама умеют это делать правильно.

Нужно ли это ребенку

Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно.

Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой.

Тут то похвала и сделает свое дело.

После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе. Например, не разбрасывать игрушки, а убирать их после игры в коробку. И когда отправляем ребенка (или он сам идет) делать уборку, используем похвалу: «Какой умничка! Помогает маме! Убирает сам!» Поощряя правильные действия, мы направляем ребенка на правильный путь.

В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.

На что похвала влияет

  • Похвала помогает ребенку в многих ситуациях по жизни. С помощью правильной похвалы:
  • Малыш понимает, что можно, а что нельзя;
  • Формируется его самооценка. Он понимает, что вот «в этом я молодец».
  • Ребенок чувствует свою значимость и, если не перебарщивать, он будет доволен собой только по делу.
  • Формируется самомотивация.

Нельзя перебарщивать с похвалой, это может, и правда, привести к завышенной самооценке. Вот почему так важно уметь хвалить ребенка. Но и постоянная ругань, критика влияет на ребенка худшим образом. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо.

Вот почему так важно правильно хвалить ребенка.

Как правильно хвалить ребенка

К каждому ребенку в первую очередь должен быть свой подход. Некоторые дети после похвалы расслабляются, других она мотивирует. Но чаще все же похвала действует как мотивационная опора. Однако какой подход не был бы к ребенку, есть общие критерии, которые определяют правильное поведение родителей, когда нужно хвалить малыша.

  • Соотношение похвала/поступок

Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Например, если малыша мы хвалим активно за то, что он начал ходить, то после 5 лет это уже не к месту. Навык то укрепился. И если проблем никаких нет, то тут похвала, как минимум, будет странно выглядеть.

При этом похвала должна быть очень яркой эмоциональной. Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он красивый рисунок нарисовал. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом.

Ребёнок должен знать, что точно он сделал правильно и понимать за что его конкретно хвалят.

Помимо слов во время похвалы большую роль играют и эмоции, мимика, жесты и т.д., которые становятся частью всей картинки правильного одобрения действий малыша. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному. А на ребенка влияют и эмоции, которые вы вкладываете в похвалу.

Одного слова будет недостаточно. «Хорошо», — сказала мама, когда малыш принес ей новую подделку и продолжила читать свою книгу. Да, это похвала, мама одобрила действия ребенка. Но не поддержала его мотивационную часть. Ребенок может просто забросить делать подделки потому, что не смог удивить своих близких.

Другое дело, если ребенок, например, выучил новое стихотворение. «Какой ты у меня умничка! Я так тобой горжусь», — воскликнула мама и добавила к словам поцелуй и объятия. Счастливый малыш обязательно захочет еще раз получить такую похвалу и в ближайшее время ждите еще одного достижения.

Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Когда хвалите ребенка используйте объятия, улыбку. Малышу важно не только услышать, что он молодец, но и почувствовать гордость родителей за него, увидеть счастливые глаза. Это гораздо сильнее слов.

Особенно хорош способ с эмоциями, если вы хотите научить малыша определенному навыку. Добавляйте яркость в вашу похвалу, ребенок точно захочет ее получить снова.

  • Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Возьмём к примеру, домашнее задание в садике или школе. Нужно ли за это хвалить ребенка? Ведь, он может сделать его неправильно.

Конечно, ребенок может допустить ошибки, но это нормально. Сразу все всегда не каждому удается. И если малыш усердно работает над заданием, то его обязательно нужно похвалить за старания. Не только результат важен, но и процесс по его достижению, но только в том случае, если ребенок действительно пытается разобраться, а не витает в облаках.

Не у каждого взрослого получается достигать лучшего результата, и тем более не каждый ребенок подходит для роли отличника. Если ребенка хвалить только за то, что у него уже получилось, он может перестать любить процесс от дела, и забросить то, что ему так хорошо давалось.

А некоторым детям и вовсе очень трудно достигнуть конечного результата. А без поддержки, он сдувается и бросает начатое на пол пути.

Как правильно подобрать слова?

Похвала делиться на два направления «Ты», «Я». В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во-втором: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!».

Когда мама или папа хвалят через «Ты», то ребенок воспринимает это вполне хорошо («Я молодец», «Я хорошо сделал»). Это, конечно, приятно. Но похвала через «Я» несет больший эмоциональный всплеск, а, следовательно, и большую ценность для ребенка.

Но тут необходимо уместно использовать каждую форму. Например, когда вы используете форму «Ты», подпитывая ее эмоциями, то ребенок воспринимает это как то, что он хорошо сделал, и родители это видят, они ценят это.

Если же используется форма «Я», то нужно понимать, что фраза «Я рада, что ты убрал свои игрушки», будет звучать лучше, чем «Ты такой помощник». Первая фраза в этой форме звучит более конкретно.

И ребенок чувствует в этих словах уважение.

Но использовать можно в воспитании любую форму. Мало того, в каждой семье есть свои особенности похвалы.

Некоторые каждую пятницу собираются за столом и подводят итоги недели, хвалят ребенка снова, напоминая о его подвигах. Другие используют ласковые слова.

Это все можно использовать, главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия. Это помогает ребенку развиваться и становиться счастливее.

Как часто и за что хвалить ребенка?

Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.

Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.

  • Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
  • Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:

Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).

И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо.

И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.

  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.

Чем вредна неправильная похвала

  1. Привыкание к похвале
    Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых.

    Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей

  2. Потеря интереса
    Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата.

    Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем.

  3. Манипулируя с помощью похвалы
    Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку.

    Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.

Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение.

При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.

Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».

Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.

15 фраз для похвалы ребенка

  1. Ты на верном пути!
  2. Ты молодец, что разобрался!
  3. Я тобой горжусь!
  4. С каждым днем у тебя получается всё лучше и лучше!
  5. Ты сегодня так много сделал!
  6. Еще лучше, чем прежде!
  7. Научи меня делать так же!
  8. Я знал, что тебе это по силам!
  9. Я горжусь тем, что тебе это удалось!
  10. Я сам не смог бы сделать лучше!
  11. Ты очень хорошо сделал это!
  12. Ты такой умница, что сумел это сделать!
  13. Не сомневался, что ты справишься!
  14. Молодец, что справился сам!
  15. Ты можешь гордиться собой!

Советы мамам:

  • Хвалите ребенка за конкретные действия.

Помните, что нужно обращать внимание на поступок, а не на личность. Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец. Ребенок должен слышать за что конкретно его хвалят.

  • Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику.

Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, пусть он слышит не только слова, но и видит радость и гордость в ваших действиях.

Очень многие родители даже не замечают как используют сравнение ребенка с другими. Это вредная привычка в воспитании детей, и от нее нужно избавляться.

Своего малыша нельзя ни в коем случае сравнивать с другими детьми, особенно акцентируя внимание на вещи, которые он делает лучше других. Так у ребенка развивается чувство превосходства.

И если похвала идет только от родителей, в будущем ему будет сложно принимать факт, что другие не считают его таким уж молодцом.

  • Не критикуйте других детей

Не ставьте своих детей выше других, особенно у всех на глазах. Ребенок будет пытаться все время делать все лучше того, перед которым его похвалили. При этом в неудачах он будет винить не себя, а именно этого «соперника».

  • Не сравнивайте с собой
  • Не смешивайте критику и похвалу.

Не нужно после хвальбы говорить, что можно было сделать лучше.

  • Не ждите совершенства. Никто не идеален. И ребенок уж точно все сделать полностью так как вы хотели не сможет.
  • Хвалите, но в меру. Чрезмерная похвала может вызвать противоречивые эмоции у ребенка

Чтобы ребенок был счастливым его нужно хвалить. Но нужно правильно подбирать слова, не перехваливать и сдерживать свой напор. В любом случае, похвала с нужной интонацией поднимет ребенку настроение и замотивирует на новые свершения.

Источник: https://imom.me/kak-xvalit-rebenka-pravilno/

Как и за что нужно хвалить своего ребенка?

Мама, похвали меня! Зачем хвалить ребенка и как это делать правильно

Вас часто в детстве взрослые хвалили? Меня – нет. Почему-то моя мама считала, что нужно, чтобы «люди похвалили».  А, возможно, хвалила, как все русские, «когда дитя спит».

В результате самооценка у меня длительное время была очень заниженной. Я всего боялась. А вдруг я что-то сделаю не так? Что люди скажут?

Своих детей я стараюсь хвалить. Знаю, насколько это важно не только ребенку, но и взрослому человеку. Ведь не зря в народе говорят, что от похвалы и крылья вырастают.

Итак, женский сайт «Красивая и Успешная» подобрал самые лучшие советы о том, как правильно хвалить ребенка.

Как часто хвалить?

Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.

Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.

Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».

За что хвалить?

Хвалить ребенка нужно правильно: за его поступки и действия. Не говорите просто, что он молодец, а расскажите, что он сделал что-то намного лучше, чем делал до этого. И все это результат его работы над собой, его упорство и труд.

Предлагаем вам пример, как можно построить разговор в определенной ситуации.

  • Ваша восьмилетняя дочь хорошо расчистила снег во дворе.  Вам понравилась ее работа. Вот вариант разговора, который может произойти между мамой и дочерью.

— Я даже подумать не могла, что ты смогла убрать столько снега за один день!

— Я старалась и смогла.

— Во дворе было так много снега!

— Я все сама убрала.

— Ты отлично потрудилась!

— Я старалась.

— Теперь на двор приятно посмотреть и папа сможет в гараж без проблем проехать.

— Да, стало так красиво!

— Спасибо тебе, мое солнышко!

— За что спасибо? Мне так нравится вам помогать.

Мама похвалила работу дочери, а та почувствовала  свою значимость.

Итак, первое правило –  поощрять нужно поступки сына или дочери. Нужно разговор строить так, чтобы малыш сам сделал вывод о своих поступках.

Когда хвалить и за что?

Если вы застали дитя за работой и увидели, что он делает что-то очень хорошо, поощряйте его прямо сейчас. Эффект похвалы только усилится.

Все мы понимаем, что похвала зависит от возраста малыша. Дошкольнику важна всякая похвала, которая будет вдохновлять его к дальнейшим действиям. А вот с детьми постарше нужно учитывать некоторые тонкости.

  • Так, хвалить нужно за определенный подход к решению задачи или новый подход к решению проблемы, что в дальнейшем будет стимулировать его искать пути решения, если будут возникать проблемы. Важно, чтобы похвала стала толчком в дальнейшем сделать что-то еще лучше.

Как чаще всего взрослые хвалят детей? Какие фразы мы чаще всего слышим на площадке или в саду (школе)?

  • Молодец!
  • Ты – самая лучшая (красивая, умная, талантливая) девочка в мире.
  • Ты лучше всех рисуешь (поешь, танцуешь).

Казалось бы, что плохого в такой похвале? Но опасность такой формулировки заключается в следующем:

  • Вы оцениваете личное качество, а не действие. А если у него в следующий раз не такой хороший рисунок получится?
  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.
  • От частой похвалы ребенок становится зависимым от оценки окружающих их людей. Он не умеет оценивать свое поведение, а ждет, кода его оценят другие.

— У меня никогда ничего не получается!

— Неправда, у тебя все получилось!

— Нет, ты так говоришь, чтобы я не расстраивался.

Примерно такой разговор возникает со взрослыми, когда дети начинают замечать свои недостатки и понимать, что их поступки или действия всегда ранее одобряли, выполнил он все хорошо или плохо.

Похвалы должно быть в меру, при этом родители не должны ограничиваться стандартным «молодцом».

Как правильно хвалить?

Похвала состоит из двух частей – наши слова и выводы ребенка о себе.

Говорить общие фразы: «Молодец», «Прекрасно», «Чудесно» — легко, но неправильно.  Фразы, которые мы должны использовать, чтобы одобрить действия детей, должны носить оценку самого поступка, а ребенок сам должен оценить себя.

Важно строить похвалу, придерживаясь принципа «от себя».

Не – ты молодец, а – мне нравится, как ты…

Вот примеры, как правильно строить предложения, чтобы похвалить ребенка:

НеправильноПравильноКак это слышит ребенок?
Ты молодец, что помыл посудуМне так нравится, как ты вымыл посуду. Она такая чистая. Я сделал все хорошо, и мою работу оценили
Ты неплохо написала сочинение для своего возрастаТвое сочинение меня растрогало и впечатлилоЯ справилась с такой сложной задачей
Ты хорошо работаешь с деревомКормушка, которую ты сам сделал, очень мне понравиласьЯ умею что-то делать своими руками
Ты убрала лучше в кухне, чем это делаю яОгромное спасибо, ты так хорошо убрала сегодня в кухне, теперь у меня свободный вечерЯ помогла маме

Внутренняя положительная оценка своих поступков и действий в будущем определит, будет ли самооценка адекватной у ваших детей, когда они подрастут.

Несколько важных правил

Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

  1. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.
  2. Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя».
  3. Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой.
  4. Никогда не сравнивайте братьев и сестер между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает.
  5. Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
  6. Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете.
  7. Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было.
  8. Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться?
  9. Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне.
  10. Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?».
  11. Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню.
  12. Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная.
  13. Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал. Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась. Как она это сделала?».

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить.  Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Похвалу можно сравнить с топливом, которое нужно правильно заливать.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности. При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу.

—Автор –  Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20180201/xvalit-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.