О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта

О чём говорят вредные привычки ребёнка

О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта
20 Декабрь 2016      admin74       страница » Здоровье детей        161

Взрослея, ребёнок приобретает как важные умения, так и определённые малоприятные привычки. Причём некоторые из них встречаются практически у каждого малыша, другие можно наблюдать лишь у отдельных ребятишек.

Но каждый родителей волей-неволей задумывается, о чём говорят вредные привычки ребёнка, действительно ли они опасны и что делать в случае их возникновения либо активизации. Вариантов родительской реакции несколько: бездействие, наказание, игнорирование, обращение к психотерапевту или медику.

Послушаем, что говорят на этот счёт специалисты.

Сосут кулачки даже крохи, находящиеся в материнском животе, что свидетельствует о нормальном развитии плода. А у уже рождённого малыша такая привычка может появиться в 3-месячном возрасте, когда он научится доносить ручки до рта. В этом случае можно говорить о неудовлетворённости сосательных рефлексов.

Подобная привычка нередко остаётся и после годовалого возраста. Обычно это связывают с желанием успокоиться и считают вполне нормальным явлением. Беспокоиться следует, если и после трёх лет ребёнок тянет пальчик ко рту или впервые приступают к этому действию. Это может нарушить формированье прикуса.

Что делать?

Естественно, установить причину и постараться её устранить. Родителям необходимо отмечать, в какие моменты ребёнок начинает сосать кулачки. Возможно, в этот момент он взволнован, напуган. Именно от источника проблемы и будут зависеть дальнейшие шаги взрослых. Важно лишь не ругать и не запугивать малыша.

Привычка откусывать ногти и заусеницы

Если кроха регулярно погрызывает ноготки, можно предположить, что его нервная система перегружена либо среди его черт личности имеется повышенная тревожность. Опасна эта привычка тем, что ребёнок может «подцепить» инфекцию, грызя грязные ноготки.

Что делать?

Безусловно, прежде всего, определить подоплёку нежелательного поведения. Вероятно, малыш тревожится из-за завышенных родительских требований, боязни наказаний, проблем в общении с ровесниками. Шаги могут быть следующими:

  • не ругайте ребёнка за нежелательную привычку;
  • чаще обнимайте его, беседуйте, проводите больше времени вместе;
  • постарайтесь уменьшить любую нагрузку (как эмоционального, так и мыслительного плана);
  • не мажьте детские пальчики горькими средствами.

Ковырянье в носу

О чём говорят вредные привычки ребёнка, который тянет палец к носу? Прежде всего, самым частым «провокатором» такого некрасивого поведения является сухая слизистая носовой полости. Ещё одна вероятная причина – тревожность и желанье успокоиться. Один из вероятных итогов привычки – истончение слизистой и носовое кровотеченье.

Что делать?

Приобретите увлажнитель воздуха, чтобы исключить физиологический фактор нежелательного поведения. Ещё один вариант родительского поведения – научить малыша пользованию носовым платочком. Кроме того, важно исключать и тревожащие ребёнка факторы.

О чём свидетельствуют ябедничание?

Дети младше трёхлетнего возраста попросту не понимают последствий собственных действий. Поэтому мотивом их «жалоб» становится желание поделиться со взрослыми важной информацией. Дети постарше уже могут манипулировать поведением родителей с помощью своих слов. Если их целью становится изменение ситуации в собственную пользу, можно говорить об ябедничании.

Что делать?

Первоначально следует определиться, чем вызвано такое поведенье: желанием выгоды либо действительно стремлением восстановить справедливость, нарушенные правила. Также следует объяснять ребятишкам отличие доносительства от важного сообщения. К примеру, рассказ о попавшем в беду ровеснике – полезный шаг.

Задержка дыханья

Подобное поведение нередко появляется у малышей, когда они волнуются либо переполнены эмоциями. Обычный возраст для этой привычки – раннее детство (чаще встречается у двухлеток). Задержанное дыхание нередко приводит к обморочному состоянию и прочим нежелательным последствиям.

Что делать?

Естественно, такое поведенье ребёнка не должно оставаться без должной родительской реакции. При первых же обнаруженных дыхательных неполадках взрослым следует обращаться к доктору, чтобы определить источник привычки и наметить шаги решения. Например, врач может выписать успокоительные медикаменты.

Крайне важно для взрослых, наряду с пониманием того, о чём говорят вредные привычки ребёнка, не уделять особого внимания нежелательному поведению, если только оно напрямую не угрожает детской жизни либо здоровью. Ну и, безусловно, следует усилить активность по прививанию желательных либо просто здоровых привычек.

    взрослый, возраст, вредный, желание, здоровье детей, малыш, О чём говорят вредные привычки ребёнка, поведение, привычка, ребенок, родитель, родительский, шаг     

Источник: http://sonyaclub.ru/o-chyom-govoryat-vrednye-privychki-rebyonka/

Привычки ребенка

О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта

Вредные привычки разрушают организм или психику человека. Они есть у всех. У родителей, например, такими привычками являются курение, алкоголь и азартные игры.

У детей они более безобидны: привычка грызть все, что под руку попадется или лезть чистить нос прилюдно, сосать палец. Чем младше ребенок, тем легче отучить его от вредных привычек, но для этого нужно их вовремя выявить.

Что же сделать, если у Вашего ребенка появились такие привычки?

Как бороться с вредными привычками

Слово бороться здесь звучит очень грубо, но мы понимаем, что не о физической борьбе идет речь, а о создании тех условий, в которых привычки вашего ребенка исчезнут сами собой.

Что делать нельзя

  • Нельзя ругать ребенка, если вы обнаружили у него вредные привычки, ведь часто они появляются в результате стрессовых ситуаций. Простые действия ребенка, которые он делает уже механически, возможно, помогают ему успокоиться. Чаще всего поводом для этого бывают какие-либо серьезные жизненные изменения: переезд на новое место жительство со сменой школы или сада. В такие моменты нужно обязательно находить время и больше общаться, не отдаляться и не делать все отдельно от ребенка, а что-то говорить и ему, делиться и просить помощь. Участвуя в общем переезде, ему будет конечно же, немного не по себе, но и он совершенной неизвестности происходящего вы его тоже защитите. И помните, как только вы отдалитесь от ребенка, он отдалиться от вас и это чудесное время, в которое даже невзгоды вы могли бы пережить вместе, будет упущено! Появятся привычки, и не факт, что хорошие, со временем к таким механическим действиям дети привыкают настолько, что делают это при любом удобном случае.
  • Нельзя игнорировать. Если вы видите, что зарождается вредная привычка, обязательно крайне деликатно обратите внимание на нее. Не ругайте, но поставьте “галочку” и вместе с ребенком проясните ситуацию. Ваш карапуз должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Формируйте вкус, учите этикету, идите на компромисс и не создавайте дополнительных стрессов.

Почему нельзя ругать

Таким образом, наказание ребенка за вредную привычку будет еще одним стрессом для него, а, значит, проблему решить не поможет, а только усугубит. Возможно, он даже начнет винить себя в этой привычке, отсюда пойдет снижение самооценки и появление комплексов.

Детские комплексы, страхи и обиды, как известно, самые сильные из всех, поэтому допускать такого не стоит. Радикальные методы, применение насилия, – тоже не выход.

Любое применение силы также будет дополнительным стрессом для ребенка.

Следовательно, чтобы побороть вредные привычки, нужно смотреть в корень проблемы, узнать их причину, и уже потом, исходя из нее, отучать ребенка.

Что же делать?

Поговорите с ребенком. Попытайтесь разузнать, как у него появилась вредная привычка, как давно. Важно говорить спокойно, без угрозы в голосе – тогда ребенок не будет Вас бояться и расскажет больше.

Можно поспрашивать у ребенка о его снах, мыслях – это поможет понять его психологическое состояние, что бывает важно для выявления причины привычки.

  • Проявите внимание и должное понимание. Расскажите ребенкуо последствиях вредной привычки, но сделайте это так, чтобы он понял. Не употребляйте умные слова, говорите просто и понятно. Например, слово «микроб» может быть непонятно, а вот слово «грязь» – уже вполне ясный термин.
  • Если есть возможность, не оставляйте ребенка в одиночестве надолго – тогда у него просто не останется времени на вредную привычку. Можно интересно и креативно подойти к решению проблемы, так, чтобы все остались в выигрыше. Например, если девочка грызет ногти – сделайте ей красивый маникюр, и она вряд ли захочет его испортить.
  • Боритесь с привычкой, но никак не с ребенком. Он и сам не знает как побороть дурную невольно сформировавшуюся привычку. А тут вы со своими подзатыльниками, сравнением с другом и высмеиванием. Прежде чем что-то сказать в этом случае, подумайте, как бы вы отреагировали будь вы на его месте.
  • Поощряйте, отмечайте реальные успехи! Это будет хорошим стимулом и заделом на будущее. Ребенок сможет не только избавиться от привычки, но и поверить в себя! Как вы понимаете, при все большей нагрузке на наших малышей в школе, дома, на кружках – вера в свои силы важна, как никогда!

Влияние вредных привычек родителей на детей

Конечно, вы понимаете, что искать “корень зла” или то, откуда берется привычка стоит у родителей. И если папа ругается нецензурными словами при детях, то сын или дочь будут при любой возможности тоже ругаться.

Если ковыряют в носу, то и малыш будет считать это нормой! Итак, если вы заметили появление дурных привычек у детей, начните следить за собой. Вначале избавьтесь от привычек сами, и параллельно проводите беседы и проясняйте, что вы делаете не так, но вы готовы исправиться вместе с вашим незаменимым помощником.

Поверьте, радость избавления от вредной привычки и сотрудничество с самим близким человеком – будут максимальны!

Профилактика вредных привычек у детей

Начинать профилактику нужно в раннем возрасте, главное своевременно обращать внимание на предпосылки для возникновения вредных привычек. Хорошие привычки или привычки здорового образа жизни ребенка (например, утренняя зарядка) нужно поощрять и укоренять!

Важно донести до ребенка:

  • Навыки элементарной самоорганизации;
  • Знание этикета;
  • Желание содержать свою комнату, рабочее место, детский уголок, полку в чистоте;
  • Попробуйте максимально исключить вредные привычки до появления ребенка в вашей семье.

Доктор Комаровский о дурных привычках. Найдем ответ на вопрос откуда они берутся и действительно ли они нам нужны.

Итоги

Родителям нужно быть внимательными и терпеливыми: исправление вредной привычки в детстве способствует успешному будущему. Будьте для Вашего ребенка примером, не имейте вредных привычек сами, рассказывайте о них ребенку и говорите, что это плохо. Важно хвалить ребенка за хорошие поступки – и в будущем они тоже могут стать привычкой, но уже хорошей.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/privychki-rebenka.html

Вредные привычки у детей

О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта

Здравствуйте, дорогие родители! Каждый из нас старается следить за поведением своего ребенка.

Но так как не за горами детский сад и школа, то дети начинают принимать модель поведения окружающих. К сожалению, родители не всегда рады изменениям, ведь иногда так формируются вредные привычки.

Чтобы вести борьбу с такими склонностями, нужно понимать их истинную причину и работать именно над ней.

Разновидности детских привычек

Есть ряд распространенных поведенческих моделей. К ним относят:

  1. Привычка грызть ногти. Зачастую ситуация возникает в возрасте 2-х лет и может держаться в плоть до младшего школьного возраста. Если ребенок грызет ногти, то тут есть две причины – трудности с коммуникацией (начиная от родителей и заканчивая сверстниками) и нервное напряжение.

    К последнему моменту можно отнести неблагоприятную обстановку в семье, например, когда родители постоянно выясняют отношения или кричат на малыша. Также проблема с ногтями может быть связана с чрезмерной нагрузкой в учебе, из-за чего многие ученики младших классов имеют такую привычку. Ведь после «легкого» садика трудно адаптироваться к новым заданиям.

  2. Посторонние предметы во рту. Данная привычка не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд, ведь мелкими деталями легко подавиться. Психологи считают, что ребенок или человек, который постоянно тянет что-то в рот, например, ручку или карандаш, в глубине души чувствует нехватку родительского тепла.

    Существует гипотеза, что такая привычка вырабатывается у тех, кто рано или неправильно был отучен от груди. Поэтому родители должны не просто объяснять малышу, что ротик служит для приема пищи, но и уделять внимание его интересам. Чем ближе будут мама и папа, тем быстрее кроха почувствует комфорт и избавится от такой зависимости.

  3. Сосание пальцев. Обычно проблема возникает у малышей, которые не пользовались соской или рано от нее отказались. Кроме того, стоит понимать, что у детей в возрасте до 3х лет еще ярко выражен сосательный рефлекс. Тревожиться стоит тогда, когда в 4 года эта проблема так сама и не прошла.

  4. Присваивание чужих вещей. До 5 лет малыши не понимают такие понятия, как «твое», «мое», «чужое». задача родителей – постоянно напоминать ребенку границы дозволенного.

  5. Обман. Тут может быть несколько причин. Во-первых, пример окружающих. В таком случае, родители должны постараться максимально донести до ребенка, что честность и искренность – важные качества, которые очень ценятся. Это нужно показать и на собственном примере.

    Во-вторых, обман может возникать на фоне страха наказания. Когда родители жестко карают или раздражаются даже из-за малейшей провинности, то логично, что ребенок будет стараться скрыть истинные вещи. Очень важно понять, каков характер вранья. Например, если это преувеличение своих заслуг, то малышу явно не хватает поддержки и похвалы со стороны мамы и папы.

  6. Ябедничество. Данную привычку стоит переделать в позитивную сторону. Малышу стоит объяснить, что делиться важной информацией – благо, а вот рассказывать обо всех проступках окружающих – не лучшее поведение.

  7. Мат. Это бич современного общества. Многие родители жалуются, что их чадо начало использовать ненормативную лексику после того, как пошел в садик или школу. Во-первых, ни в коем случае нельзя сразу же ругать ребенка, не объяснив причины.

    В маленьком возрасте малышам свойственно повторять все то, что они слышат от окружающих. Поэтому родители должны сесть и спокойно разъяснить, что есть плохие слова и повторять их ни к чему. Во-вторых, важно следить и за своим поведением, ведь вполне возможно, что проблема не в социуме, а в самой семье.

  8. Ковыряние в носу. Основа такого поведения лежит в медицинской сфере – слизистая оболочка слишком суха. Это приводит к тому, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в виде зуда и чесания. Если ребенок ковыряет в носу, то нужно попробовать повысить влажность в доме. В обратном случае, стоит обратить внимание на себя и членов семьи. Вполне вероятно, что такой пример был взят от взрослых.

  9. Зависимость от компьютера или телевизора. Эта ошибка полностью зависит от родителей. Современные мамы и папы не могут или не считают должным уделять много времени своему чаду. Тут нужно составить режим дня, где компьютеру или телевизору будут отведены строго ограниченные часы. Если нет возможности самостоятельно заниматься ребенком, то стоит обратить внимание на различные кружки и секции.

На самом деле, вредные привычки у детей формируются из-за неправильного отношения родителей к личности своего ребенка. Поэтому, чтобы избавиться от сомнительного поведения, отец и мать должны, в первую очередь, проанализировать себя, являются ли они истинным примером для подражания.

Что способствует формированию привычки?

Чтобы бороться с привычкой, нужно понимать причину ее возникновения. В основном малыши копируют то, что видели у кого-то. Поэтому для искоренения привычки, стоит подумать над ее причиной возникновения. А это может быть:

  1. Атмосфера в семье. В отличие от взрослых, дети стараются привлечь к себе внимание различными способами. Родителям может показаться, что малыш делает все на зло, но на самом деле, даже крик и брань для него являются вниманием от родителей.

    Негативные склонности всегда привлекают внимание, что компенсирует нехватку родительской любви, заботы и других эмоциональных проявлений. Поменяв свою позицию по отношению к чаду, можно искоренить его привычку.

  2. Невралгические расстройства. В эту категорию можно отнести привычку грызть ногти. Если ребенок много нервничает и переживает, его нервная система находится в постоянном напряжении. Такому состоянию требуется выход, что может проявляться в постоянном ерзании, грызении ногтей или предметов и т. д. В этом случае кроху нужно показать невропатологу.

  3. Отсутствие доверия между членами семьи. Из-за эмоционального холода малыш не чувствует уверенности в себе, он не знает к кому обращаться с возникающими проблемами. В этом случае вредная привычка становится своеобразным утешением. Не редко такие дети начинают «заедать» свои проблемы, что приводит к избыточному весу.

  4. Личный пример. Если кроха видит, как его родители постоянно матерятся или ковыряются в носу, то нет ничего удивительного, что он повторяет такую модель поведения.

Если судить объективно, то вредные привычки у детей – проблема психо-эмоционального состояния.

Маленькие дети намного восприимчивее к негативным эмоциям, нежели взрослые, а главное – в силу их возраста, они начинают принимать все на свой счет.

Соответственно, чем больше неурядиц в семье, тем больше сомнительных моментов можно найти в малыше и тем ниже падает его самооценка. В будущем такой человек может иметь кучу комплексов и проблем в коммуникации.

По сути, вредные привычки у детей можно назвать начальной стадией невроза. И только от родителей зависит, понадобится ли им профессиональная помощь или они могут с ней справиться сами.

Вот такие советы помогут позаботиться о будущем детей! Жду ваших комментариев!

До новых встреч!

Этой записью стоит поделиться

Этот блог читают 3675 женщин. Будь следующей!

Подписаться на статьи

Календарь беременности двойней Калькулятор беременности Календарь развития малышей

Источник: https://gemelos-feliz.ru/deti/soveti-psichologov/vrednye-privychki-u-detey/

Какие бывают вредные привычки у детей

  1. Грызть ногти. Это наиболее распространенная вредная привычка у детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Основными предпосылками для ее возникновения являются трудности в общении со сверстниками и родителями, а также чрезмерная учебная нагрузка;
  2. Тянуть в рот посторонние предметы (ручки, карандаши, пуговицы, носовые платки, игрушки).

    Эта привычка крайне опасна для малышей, которые имеют склонность глотать различные мелкие детали. Родители должны объяснить ребенку, что в рот можно класть только пищу. Чтобы не допустить удушья, необходимо постоянно контролировать содержимое рта крохи;

  3. Сосать пальцы.

    И хотя такую привычку уж никак не назовешь безобидной, у маленьких детей существует потребность в удовлетворении сосательного рефлекса. Не стоит ругать 1-3-летнего ребенка за то, что он тянет пальцы в рот, поскольку эти действия обусловлены естественной физиологией.

    Однако если такое желание появляется (или не исчезает) у крохи старше 4 лет, пора бить тревогу;

  4. Брать чужие вещи. Обычно дети просто не понимают, что понравившаяся вещь принадлежит кому-то другому. По этой причине в сознании ребенка следует провести четкую границу между тем, что является его собственностью, а что нет;
  5. Ковыряться в носу.

    Основной причиной формирования этой вредной привычки у детей обычноявляется сухость слизистой носа. Чтобы избавиться от нее, как правило, достаточно поддерживать нормальный уровень влажности в помещении. Но в любом случае малыш должен уметь пользоваться носовым платком;

  6. Обманывать. Зачастую дети перенимают такое поведение у сверстников.

    Задача родителей – показывать своим примером, что в обществе ценят честных и искренних людей;

  7. Ябедничать. Необходимо объяснить ребенку, чем отличается ябедничество от полезной информации. Если товарищ попал в беду, необходимо сказать об этом взрослым, которые окажут помощь.

    А вот докладывать всем подряд о чьем-то проступке – не самое благородное дело;

  8. Употреблять ненормативную лексику. Малыши нередко подражают взрослым неосознанно, а вот дети постарше, ругаясь матом, пытаются показать свой авторитет.

    Родители должны терпеливо объяснять, что так разговаривать некрасиво, а также следить за речью, которую слышит их чадо;

  9. Зависеть от телевизора или компьютера. Чтобы предотвратить чрезмерное увлечение мультфильмами и играми, следите за временем, которое малыш проводит у экрана, а также чаще привлекайте его внимание к другим интересным занятиям.

Основной причиной развития вредных привычек у детей является неблагополучная атмосфера в семье. Если ребенку не хватает внимания, ласки, любви, заботы, можно смело сделать ставку на то, что он приобретет какую-нибудь малоприятную склонность. Нелюбовь может проявляться как в скрытой, так и в открытой форме, однако в большинстве случаев данная проблема остается неразрешенной и становится личной трагедией малыша. Такие родители крайне редко меняют свою позицию, а уж тем более обращаются за помощью к специалистам.

Иногда невротическое поведение возникает у ребенка, который растет в благополучной на первый взгляд семье: малыша любят, он ни в чем не нуждается, однако доверительных отношений между ним и родителями нет.

Если между близкими царит эмоциональный холод, существуют запретные для обсуждения темы, чадо в силу сложившейся ситуации не может поделиться со старшими своими проблемами и находит утешение во вредных привычках.

Однако бывает и так, что причина кроется в отношении родителей друг другу, а не в их нелюбви к ребенку. Ссоры, конфликты, скандалы, которые наблюдает малыш – все это благодатная почва для развития неврозов.

У крохи возникает чувство вины за происходящее, а если учесть тот факт, что дети более восприимчивы и переживают негативные эмоции намного острее, нет ничего удивительного в том, если рано или поздно ребенок начнет вести себя не совсем правильно.

Профилактика вредных привычек у детей

Наиболее эффективными для профилактики вредных привычек у детей являются следующие меры:

  • Постарайтесь как можно дольше продолжать вскармливание ребенка грудным молоком;
  • Если соска заменяет младенцу грудь матери, не стоит ее отнимать ценой слез и истерик;
  • Не бойтесь укачивать кроху на руках, чтобы помочь ему заснуть;
  • Если малыш страдает бессонницей, не стоит оставлять его в одиночестве надолго;
  • Всегда находитесь рядом с ребенком, когда ему это необходимо;
  • Не перекладывайте свою ответственность за малыша на других людей;
  • Не нужно упрекать и стыдить чадо за какие-либо провинности, тем более при посторонних;
  • Не позволяйте ребенку проводить слишком много времени на горшке или унитазе;
  • Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся (как в умственном, так и в физическом плане);
  • Поддерживайте гигиену крохи;
  • Будьте ласковы с ребенком, избегайте чрезмерной строгости;
  • Помните, что родители не должны выяснять отношения в присутствии самых младших членов семьи. Старайтесь сглаживать личные конфликты, если свидетелем ссоры может стать малыш.

Помните, что неправильное поведение намного проще победить, если оно еще не стало неотъемлемой частью жизни ребенка. С вредными привычками у детей нужно бороться постоянно, а не от случая к случаю, и главным помощником здесь должно стать внимательное и заботливое отношение к маленькому человечку.

Источник: https://lady7.net/vrednye-privychki-u-detej.html

Дурные привычки: как отучить от них ребенка

О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта

По меретого как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева.

— Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами.

Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами. 

«Важно понимать, что любое поведенческое “застревание” у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует  либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление  у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это  спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в  результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери.

Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения.

Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является  методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт.

Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития.

Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по–прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их.  Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать.

«Таких видов поведения может быть очень много, и все они также  признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. —  В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания.

На самом же деле —  признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги.

И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание.

Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя  о сложном психическом нарушении.

В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили,  в основе вредных  привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости,  дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении  (школа, детский сад).

 «Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева.

— Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д.  — ни к чему не ведут.  Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его  усугублению.

Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика,  склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки.

Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых  витаминами группы В.

Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является  рыбий жир».

– Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

– Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина,  играйте, делитесь новостями и т.д.

– Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

– Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

Источник: https://www.jv.ru/news/32282-durnie-privichki-kak-otuchity-ot-nih-rebenka.html

Вредные привычки: о чем они говорят?

О чем расскажут вредные привычки у детей: 3 неожиданных факта

Заводя разговор о дурных детских привычках, мы обычно подразумеваем, что они наносят вред ребёнку. Однако мешают они в большей степени взрослым, а для детей выполняют некоторые полезные функции: например, помогают справиться с волнением или привлечь внимание взрослого к какой-то проблеме.  Как бороться с детскими привычками и когда этого делать не стоит?

В мире детских привычек

Если мы захотим перечислить все вредные привычки детей, это занятие займёт ни один час. Мы не можем позволить себе такую роскошь, поэтому разделим их на две большие группы.

1. Навязчивые действия. К этому типу относятся такие неэстетичные ритуалы как сосание пальцев, обгрызание заусенцев и ногтей, ковыряние в носу, накручивание волос, покашливание и «шмыгание» носом на фоне полного здоровья.

Некоторые дети склонны к более радикальным действиям и могут выдёргивать волосы на голове или на бровях, ковырять ранки или расчёсывать кожу до крови. На такое поведение ребёнка толкает чувство беспокойства.

Находясь в состоянии напряжения и не имея возможности справиться с ним, малыш прибегает к самым доступным способам успокоения. Ведь далеко не всегда можно прижаться к маме или услышать от кого-то слова поддержки, а рот или нос – вот они! Можно спрятать туда пальцы, как в норку.

После выполнения навязчивого действия ребёнок испытывает временное облегчение, поэтому оно очень быстро закрепляется.

Вредная привычка – своеобразный островок стабильности в непредсказуемом мире. Родители могут ругаться, сверстники – дразниться, но стоит начать сосать палец, как происходящее вокруг отходит на второй план, и ребёнок погружается в знакомые ощущения.

Нервное напряжение может возникать по разным причинам: из-за эмоциональной холодности или давления взрослых, повышенной утомляемости, возбудимости из-за несоблюдения режима дня. Если родители стремятся устранить лишь внешние проявления дурной привычки, не пытаясь разобраться в переживаниях ребёнка, то ей на смену приходит другой ритуал.

Необходимо помочь сыну или дочери найти другой источник положительных эмоций. Подробнее о том, как это сделать, вы прочтете далее в этой статье.

2. Стереотипные реакции. К данной категории можно отнести устоявшиеся способы поведения. Допустим, при разговоре со взрослыми малыш неизменно прячется за мамину спину, во время еды скатывает шарики из хлеба, постоянно перебивает бабушку на полуслове.

Родители часто полагают, что подобное поведение — проявление детской вредности и невоспитанности, однако далеко не всегда это так. Ребёнок может знать, что так себя вести нехорошо, но при этом быть неспособным выполнить требования взрослых.

Например, он не может проявлять дружелюбие и интерес к человеку, который вызывает у него настороженность, а стоять перед ним столбом, не прячась за спину мамы, как-то глупо. Вот ребёнок и возвращается к привычному способу поведения.

Как только ему будет предоставлена достойная альтернатива в виде более удачной манеры поведения, он сможет отказаться от вредной привычки. Например, если мама отрепетирует дома с ребёнком несколько типичных диалогов, которые могут вести с ним её знакомые, он сможет потом применить свои знания.

Среди наиболее частых причин «неправильных» стереотипных реакций – завышенные требования взрослых. Так, родители могут не учитывать возрастных особенностей внимания, памяти и мышления ребёнка.

Настаивая на том, чтобы четырёхлетка всегда клал вещи на место, взрослые получают кучу малу из игрушек на полке, которая вот-вот рухнет под их тяжестью.

Или, например, бабушка ожидает, что младший школьник будет тихо ждать, пока она наговорится с соседкой, и не предлагает ему никакого занятия, чтобы он мог скоротать время.

Некоторые привычки в питании часто формируются также благодаря слишком высоким требованиям взрослых. Так, скатывание хлеба в шарики или изготовление из него «пистолетиков» провоцируются скукой за обеденным столом.

Допустим, ребёнку не нравится какое-либо блюдо или он недостаточно голоден, а от него требуют, чтобы на тарелке ничего не осталось.

Подбадривания родителей, обещание интересного занятия после еды позволят уменьшить частоту проявлений вредной привычки.

Другая распространённая причина – неумение ребёнка быстро ориентироваться в новой ситуации. Если в прошлый раз он смог уговорить папу купить вертолёт, пустив слезу, почему бы не воспользоваться этим способом снова и снова? Даже видя раздражение отца, малыш продолжает наращивать громкость своих рулад, полагая, что их убедительная сила также увеличится.

Ребёнок не учитывает папиного эмоционального состояния и из-за этого не старается выбрать другой способ поведения. Как правило, неумение ориентироваться в незнакомых ситуациях проявляется в виде демонстрации самых примитивных эмоций с помощью плача, замахивания кулаком, нахмуренного лица.

Не имея возможности сразу понять, что происходит, малыш на всякий случай занимает оборонительную позицию.

Тайные знаки

Поскольку вредные привычки сигнализируют нам о психологическом состоянии ребёнка, важно научиться обращать внимание на то, что предшествует их очередным проявлениям. С этой целью можно попробовать вести своеобразный дневник, где будет зафиксировано:

— время дня, в которое была замечена привычка;

— продолжительность «симптомов»;

— события, которые ей предшествовали;

— условия, при которых её проявления прекратились самостоятельно.

С помощью такого дневника родитель сможет установить конкретную причину появления вредной привычки именно у своего ребёнка.

Ведь миллионы детей во всём мире ковыряют в носу, но одни это делают, потому что чувствуют физический дискомфорт из-за невозможности высморкаться, другие копируют поведение кого-то из сверстников, а третьи просто по природе своей слишком активны и в прямом смысле слова не знают, куда девать руки.

Кроме лучшего понимания причин поведения ребёнка, сам родитель благодаря дневнику сможет лучше следить за собственным поведением.

Например, можно заметить, что малыш чаще всего кусает губы, когда взрослый делает ему замечания, и тем самым как бы сдерживает желание высказаться и защитить себя.

В этой ситуации родитель придёт к выводу, что необходимо изменить форму, в которой он привык предъявлять претензии.

Как избавиться от вредных привычек?

Если уж бороться с вредными привычками, то не с их внешними проявлениями, а с причинами, которые были выявлены взрослым в процессе наблюдения. Согласитесь, что бесполезно мазать ногти горчицей, если ребёнок ищет способ успокоиться. Он просто поменяет одну вредную привычку на другую.

Стоит ли спрашивать самого ребёнка о его привычках? Не приведёт ли акцентирование внимания на них к усугублению «симптомов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне способен следить (пусть и недолго!) за своим поведением и обсуждать то, что его волнует. Поэтому разговоры с родителями в доброжелательной форме помогут сыну или дочери лучше контролировать себя.

Что касается малышей, то с ними можно обойтись без лишних рассуждений и сразу перейти к действиям.

Выражаем поддержку. Старайтесь внимательнее относиться к тем ситуациям, когда ребёнок волнуется или переживает. Участливый взгляд, осторожный вопрос – всё это подтолкнёт малыша к тому, чтобы вытащить палец изо рта и поделиться своими эмоциями.

Постепенно он будет стремиться к подобным обсуждениям и вредная привычка станет проявляться всё реже и реже.

Постарайтесь оградить ребёнка от семейных конфликтов, скорректируйте планку требований к нему и режим дня, стремитесь воспитывать ребенка в православии.

Развлекаем. Очень часто мелкие суетливые движения появляются у детей, которым не хватает физической активности. Не запрещайте ребёнку прыгать, бегать, шалить и помогите выбрать занятие по душе.

Игра на музыкальных инструментах, вышивание, бисероплетение, конструирование надолго займут руки ребёнка.

Сидение перед телевизором или компьютером, наоборот, провоцирует детей на то, чтобы что-нибудь ковырять или кусать.

Для непосед также подойдёт специальная «жвачка для рук» или резиновый «бублик», который можно сжимать, тренируя мышцы кисти.

Переключаем. Если дурная привычка является следствием копирования чужого поведения, необходимо переключить внимание ребёнка на более достойные примеры для подражания. Расскажите ему историю из жизни или сказку, немного исказив сюжет.

Например, поведайте дочке о том, что прекрасный принц передумал целовать Спящую красавицу, увидев кровавые корочки на её губах. Рисуйте вместе с ребёнком любимых персонажей, подчёркивая, какие у них аккуратные ногти, чистые носы, ровные завязки на плаще и т.д.

Это занятие будет способствовать идентификации малыша с изображёнными героями.

Обучаем. Чтобы избавиться от любых вредных привычек, необходимо научить ребёнка достигать душевного равновесия «законными» способами. Прежде всего, научите сына или дочь жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его от скованности и волнения.

Чаще обсуждайте различные неловкие ситуации и возможные выходы из них. Подробно опишите ребёнку, что следует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа.

Допустим, он может считать листья на дереве за окном, представлять, какой рисунок можно было бы нарисовать на потолке, или придумывать игру, в которую он будет играть на прогулке.

Поощряем. Предложите ребёнку вместе бороться с его вредной привычкой. Обсудите приз, который он хотел бы получить в случае победы над ней. В его роли совсем не обязательно должны выступать какие-то материальные предметы.

Это может быть поход в парк, совместное катание на роликах или поездка в гости к приятелю. Заметив даже небольшие успехи в контроле за самим собой, не скупитесь на похвалу.

Чтобы малыш чувствовал продвижение в борьбе с вредной привычкой, можно нарисовать календарь, в котором будет отмечено, сколько раз он попросил вас отрезать мешающие заусенцы вместо того, чтобы ковырять их, или переключился на полезное занятие, пока вы говорите по телефону. Старайтесь поощрять достигнутые промежуточные результаты, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение к победе и стремился к ней.

Следует отдельно отметить ситуации, в которых не стоит бороться с вредными привычками. Ведь стремиться сделать своего ребёнка идеальным – непосильная и бесполезная задача.

У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, и, как правило, к ним мы относимся более снисходительно, чем к детским «изъянам».

Если привычка не вредит здоровью, имиджу ребёнка среди сверстников, а обладает некоторыми полезными функциями, не стоит лишать сына или дочь права на индивидуальные способы реагирования.

Допустим, если ребёнок покусывает губы или сосёт кончик карандаша, пытаясь сосредоточиться на уроке, лучше отнестись к этому с пониманием. Представьте, что вам запретят держать руль автомобиля так, как вы привыкли, поскольку угол между руками составляет больше положенных 180 градусов, — далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вредная привычка, следует воспринимать её как признак того, что ребёнок находится в затруднительной ситуации. А значит, главная задача родителя – не отругать, а помочь, не наказать – а показать и поделиться полезным опытом.

Мария Баулина

Источник: http://letidor.ru

Источник: https://azbyka.ru/deti/vredny-e-privy-chki-o-chem-oni-govoryat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.