Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

Содержание

Как учить ребенка ползать? И что делать, если он в 7-8 месяцев еще не ползает

Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

Родителям хочется, чтобы ребенок как можно скорее начал ходить. Однако медики против раннего хождения: оно провоцирует деформацию неокрепших костей. Сначала малыш должен научиться ползать. Этот навык позволит укрепить позвоночник и подготовить его к прямохождению.

Когда это происходит?

Во сколько ребенок должен начать ползать, вопрос неоднозначный. Четкие сроки установить нельзя.

Ожидать появления навыка стоит в 5-6 месяцев, однако большинство малышей хорошо ползают после 7 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать, не столь важно. Взрослые должны поощрять этот навык и всячески ему способствовать, ведь ползание отлично развивает мышцы и укрепляет костный аппарат.

На тот факт, во сколько малыш начинает ползать, влияет и его вес. Недоношенный ребенок может отставать в развитии из-за неокрепших мышц. Перекормленный толстый карапуз будет передвигаться с трудом. В этом случае необходимо выяснить причину ожирения.

Что дает ползание?

Обычно ребенок ползает в течение нескольких месяцев. Даже если он и пробовал вставать, то первое время наверняка предпочтет ползание, так как оно надежнее и быстрее. Какую пользу для малыша несет этот навык?

  • Укрепляет мышцы и связки. Ползание играет большую роль в общем физическом развитии. Когда ребенок начинает ползать, он корректирует многие ранее выявленные отклонения: сниженный тонус, кривошея и т.д.
  • Формируются нормальные позвоночные изгибы. Формирование естественных изгибов позвоночного столба у малыша будет способствовать нормальному хождению и амортизации при ходьбе. Вот почему для грудничка важно сначала научиться ползать, а потом ходить.
  • Способствует развитию координации. Этот навык необходим для малыша, чтобы выработать координацию. Она нужна для правильной ориентации в пространстве и выполнения сложных движений.
  • Дает возможность свободно передвигаться. Когда ребенок начинает ползать, он получает возможность исследовать окружающее пространство. Это первый навык, дающий столь большие возможности для познания мира.
  • Стимулирует развитие интеллекта. В первый год жизни физическая активность малыша непосредственно связана с его развитием интеллекта. Хорошее кровоснабжение способствует лучшей работе мозга. Кроме того, ползание формирует связь между мозговыми полушариями.

Кстати, об этой особенности ползания заявил и известный врач Евгений Комаровский в своей видео передаче. Он не только рассказывает, как научить ребенка ползать, но и поощряет этот вид физической активности малыша в большей степени, чем раннее сидение или стояние. Смотреть отрывок из видео передачи можно здесь

Если ребенок пытается рано вставать, не пытайтесь ему помочь. Пусть наползается вволю. Использование ходунков сейчас вызывает много споров, поскольку они могут спровоцировать деформацию скелета.

Виды и этапы ползания

Для каждого малыша характерен свой способ ползания. Не нужно указывать ребенку, как ползать. Это все равно будет безрезультатно.

  • По-пластунски. Этот вид ползания дети осваивают прежде всего. Ползать по-пластунски ребенок начинает при выкладывании на живот. При этом мышцы еще не достаточно окрепли, чтобы он мог встать на четвереньки. Ползание по-пластунски хорошо развивает мышцы плечевого пояса. Если ваш кроха пополз по-пластунски, не пытайтесь ставить его на четвереньки: значит, еще рано.
  • Ползание скачками. Некоторые мамы наблюдают, как их дети начинают ползать скачками. Становясь на четвереньки, они совершают прыжки вперед или назад. За такими детьми нужно смотреть внимательно, так как данный способ передвижения весьма небезопасен.
  • Ползание назад. Не следует считать отклонением от нормы ситуацию, когда ребенок ползает назад. Просто мышцы малыша еще не окрепли, и ему так легче передвигаться.
  • На ягодицах. Такой вид передвижения малыша несколько нестандартный, однако дети умудряются развивать с его помощью небывалую скорость. При этом они подгибают одну ногу, а другой отталкиваются.
  • Перекрестное. Это классический вид ползания, когда ноги и руки переставляются симметрично. Такой способ называется «на четвереньках». Далеко не все дети начинают ползать именно так: многим требуется время для освоения навыка.

Увидеть основные виды ползания можно на видео у нас на сайте

Многие родители, опережая события, задаются вопросом, как научить ребенка ползать. Не нужно это делать преждевременно. Во сколько бы месяцев ребенок ни освоил этот навык, срок будет оптимальным для его развития. Если взрослые замечают у грудничка предпосылки к передвижению, они могут помочь малышу, создав необходимые условия. Многие подсказки вы сможете посмотреть на видео в действии

Вот несколько таких упражнений.

  1. Выложите малыша на живот. Когда он начнет упираться руками в пол, немного поднимите его ножки и дайте пройти несколько шагов на руках.
  2. Обычный твердый валик может стать хорошим тренажером для развития навыков ползания. Положите ребенка на живот и подложите под него валик. Перекатывайте малыша, стимулируя его перемещаться. В этом время можно показывать игрушки по разные стороны от крохи, чтобы он укреплял мышцы плечевого пояса. Такие упражнения можно начинать с 5 месяцев.
  3. Покачивание с помощью простыни. Под тело ребенка подкладываем простынь. Затем приподнимаем его так, чтобы живот и попа не касались пола, и покачиваем на простыне.
  4. Если малыш уже стоит на коленях, можно помочь ему сделать первые шаги, передвинув руки и ноги.

Вот еще некоторые видео рекомендации

Формирование навыков ползания можно начинать уже с трех месяцев.

  • В три месяца выкладывайте малыша на живот и кладите перед ним игрушки.
  • В четыре месяца давайте ребенку удобные для захвата предметы.
  • В пять месяцев стимулируйте кроху перевернуться на бок, привлекая яркими игрушками.
  • В полгода занимайтесь с ребенком поворотами и вращениями.

И помните: не нужно задаваться вопросом, почему соседский ребенок уже пополз, а мой только начинает, хотя и старше по возрасту. Каждый малыш – индивидуальность, и нормы, данные врачами, имеют широкий диапазон. Не нужно равнять своего малыша с другими детьми. Первые попытки ползания могут возникать и в 8, и в 9 месяцев. Ваша задача – обеспечить комфортные условия для своего чада.

Как создать условия?

Чтобы стимулировать малыша и создать для него безопасное пространство, воспользуйтесь советами.

  • Организуйте пространство. Дети должны иметь достаточно площади для ползания. Манеж или кроватка слишком тесны. Постарайтесь, чтобы площадь, отведенная для движения ребенка, была для вашего чада безопасна.
  • Приведите в порядок поверхность. Она должна быть гладкой, твердой, удобной. Отлично подойдет коврик без ворса, устланный одноразовыми пеленками, если на ребенке нет подгузника. Не рекомендуется выкладывать кроху на линолеум или паркет: это довольно скользкие покрытия. Не советуют делать это на кровати из-за ее мягкости.
  • Создайте наклонную плоскость. Дети прекрасно развивают навыки ползания благодаря наклонной плоскости. Дома в ее роли может выступить доска или горка. Угол наклона поверхности небольшой, чтобы малышу было удобно спускаться и подниматься по ней на четвереньках. Можно использовать специальный трек по методике Глена Домана.
  • Придумайте препятствия. Предложите ребенку пространство с небольшими препятствиями, которые он сможет преодолевать, ползая на животе. Это может быть подложенный под животик валик, перекатываясь на котором, ребенок начинает ползать.
  • Используйте домашних животных. Собака или кошка – отличный стимул для малыша начать ползать. Как правило, собака или кошка – почитаемое малышом существо в доме. Играя с ними, дети начинают подражать движениям. Таким образом, собака может помочь крохе в развитии.
  • Впустите в группу ползающих детей. Порой малышу достаточно увидеть, как ползают другие дети. Подражание и стремление сделать, как все, — известное детское качество.
  • Кладите перед малышом яркие игрушки. Если вы внимательно просмотрите видео на сайте, то заметите, с каким удовольствием малыши ползут, чтобы дотянуться до привлекшего их внимание предмета. Обязательно используйте этот прием.

Точных рекомендаций, как научить ребенка ползать, нет. Некоторые упражнения вы можете посмотреть на видео. Родители должны интуитивно почувствовать, что нужно их малышу, и выбрать наилучший способ из предложенных. Никто, кроме мамы, не почувствует, во сколько месяцев ее ребенок должен ползти. Все нормы усреднены, а люди индивидуальны.

(3 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://steshka.ru/kak-nauchit-rebenka-polzat-komarovskij

Моторное развитие ребенка до года. Наблюдаем за малышом

Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

Прошло уже двадцать лет с тех пор, как я окончила медицинский институт и получила диплом педиатра.

За эти годы у меня самой родились и выросли трое детей, да еще сотни малышей появились у женщин, посещавших мои курсы подготовки к родам.

Все это время я с интересом наблюдала за тем, как из крошечного беспомощного новорожденного всего за год вырастает человечек, который уже во многом похож на взрослого.

Сегодня я уже хорошо понимаю, как это происходит, по каким этапам идет двигательное развитие ребенка, и хочу, чтобы каждый родитель, которому интересен данный вопрос, мог с легкостью разобраться в последовательности овладения малышом двигательных навыков, вложенной в него самой природой. Осознав, что в моторном развитии младенцев существует простая логика, вы сможете легче оценить своевременность развития своего дитя.

Итак, после девятимесячного ожидания в вашей семье появился новый человек! Он еще совсем маленький, беспомощный и ничего не умеет делать.

Пройдет лишь год, и он, как все люди вокруг, будет ходить на двух ногах, а пока… А пока среди ваших забот и тревог частенько мелькает вопрос: «Нормален ли мой малыш? Правильно ли он развивается?» Конечно, за компетентным ответом стоит обратиться к профессионалам: педиатру и детскому неврологу. Однако и вы сами, при желании, можете кое-что уяснить в вопросе моторного развития вашего малыша.

Человеческий детеныш при рождении крайне беспомощен, но в него природой вложена мощная программа развития, благодаря которой он быстро совершенствуется. Мне кажется, каждой молодой маме полезно осознать этот факт, чтобы снять чрезмерную ответственность со своих плеч.

Многие родители почему-то полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься со своим ребенком (гимнастикой, плаванием, массажем), тем быстрее он сядет, поползет, пойдет.

А раз быстрее, раньше остальных, значит лучше, успешнее! Однако для ребенка бывает полезней, чтобы родители, создав и обеспечив необходимые условия для развития, сами просто с любовью за ним наблюдали.

Необходимые условия для правильного развития малыша до года

Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване).

С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.

Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.

Развитие в первый месяц жизни

Вернемся, впрочем, к нашей сегодняшней теме.

Для того чтобы вам было проще понять, как развивается малыш на первом году жизни, предлагаю следующую схему: внимательно посмотрите на своего младенца, когда он лежит на спине, и с помощью моих пояснений попытайтесь сформулировать стоящую перед ним в данный момент задачу. Затем переверните его на живот и попробуйте оценить, на что устремлено развитие ребенка в этом положении.

Итак, перед вами малыш первого месяца жизни, лежащий на спинке. Как он выглядит в норме? Его поза крайне неравновесная, голова, ручки и ножки находятся в постоянном хаотичном движении. Чем младше ребенок, тем быстрее он начнет в такой позе плакать, призывая к тому, чтобы его взяли на руки.

Это происходит, потому что новорожденный, придя в мир, сталкивается с категорическим изменением в отношениях собственного тела и окружающей среды. В материнской утробе он развивался в условиях относительно тесного, замкнутого пространства, последние месяцы перед рождением его тело постоянно соприкасалось со стенками матки.

Кроме того, и сам «домик» малыша постоянно двигался, ведь женщина даже во сне часто меняет положение своего тела. Родившись, ребенок попадает в совсем другой мир. Теперь он лежит на неподвижной плоскости, и только половина его тела соприкасается с опорой, другая же половина (личико, грудь, живот, руки и ноги) как бы не искала границы, к которым можно прикоснуться, не находит их.

Поэтому-то мы и видим младенца, судорожно «ищущего» в окружающем пространстве опору. Три первых месяца жизни как раз и уходят на то, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации.

Развитие ребенка в три месяца

Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью.

В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту.

Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.

В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается.

В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот.

Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!

Положение на спине

Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.

Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения.

Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются.

Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.

Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.

Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы.

Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».

Положение на животе

Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира.

Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые.

Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.

Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.

К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.

Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.

Важность основных этапов развития

Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего.

К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.

Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.

Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.

Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве.

Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки.

Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.

В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья.

Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев.

Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.

В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.

Источник: https://mamalara.ru/motornoe-razvitie-rebenka-do-goda/

Когда ребёнок начинает ползать?

Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать.

Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать?

Как вообще проявляется на первых порах этот навык? 

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед.

Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности. Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша.

В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться.

Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе.

А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию.

Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики.

Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Ребёнок учится ползать: какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы.

Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений.

Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках.

Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок.

Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы.

Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий.

Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой.

Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов.

Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.

В возрасте 3-4 месяцев желательно не пеленать ребенка в период бодрствования. Так как малыши возрастом до полугода и так спят достаточно много, искусственно ограничивать их физическую активность не следует.

Альтернативой пелёнкам могут стать распашонки, ползунки, боди. В такой одежде малышу не будет холодно, и он не будет скован в движениях.

В те часы, когда ребенок не спит, его также можно укладывать на пол, застеленный тёплым одеялом. Делать это стоит только в хорошо отапливаемом помещении, без сквозняков.

Оставлять в кроватке ребёнка не нужно, ведь в ней совсем мало свободного пространства. Диваны и кровати также не подходят для обучающих целей.

Можно легко не заметить того момента, когда малыш передвинется вперёд или вбок и упадёт вниз.

Не стоит убирать из поля зрения ребёнка игрушки, думая, что они будут отвлекать его. Совсем наоборот, кладя на некотором расстоянии от малыша любимую игрушку, можно стимулировать его стремление к движению. Кроха будет ещё активнее стараться оттолкнуться от поверхности пола, чтобы достать желаемое.

Источник: https://moe1.ru/zdorovyy-malysh/uhod-za-rebyonkom/kogda-rebyonok-nachinaet-polzat

Достижения первого года: когда кроха начинает ползать?

Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.

Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов,  естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата. Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы. Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития. Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение. Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование. Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Легче всего малышу научиться ползать на животе. Уже в три месяца он может переворачиваться и подолгу лежать на животике, осматриваясь вокруг себя. При этом он делает непроизвольные движения, упирается руками и ногами в твердую поверхность, пытаясь подвинуться в интересующем его направлении. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик>>>

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.

Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

К моменту, когда ребенок начинает ползать на четвереньках обычно он уже хорошо умеет сидеть. Ведь именно из положения сидя удобнее всего становиться «на карачки».  При этом малыш упирается о поверхность только ручками и ножками. Он может стоять на коленках или на выпрямленных ногах. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть>>>

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

«На четвереньках»

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем. Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент. Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве. Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально — не нужно, а вот стимулировать его активность  нужно любыми способами.
  5. Вес. Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании. Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.

Учимся ползать: практические советы

Ползание – это естественный рефлекс, который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.

Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.

Помощь родителей должна заключаться в следующем.

  1. Вызывать у ребенка желание ползти:
  • почаще класть его на пол, окружая интересными вещами и движущимися предметами;
  • нужно заинтересовать, поманить его яркой игрушкой или звонкой погремушкой;
  • в процессе попыток научиться ползти важно почаще хвалить ребеночка и подбадривать;
  • в качестве примера для подражания продемонстрировать ему, как нужно ползать.
  1. Развивать опорно-двигательный аппарат:
  • делать укрепляющий массаж (если у ребенка проблемы с физическим развитием следует обратиться к услугам профессионального массажиста);
  • делать с малышом гимнастику (самые простые упражнения нужно начинать делать с первого месяца после рождения);
  • правильно носить на руках.
  1. Учить ориентироваться в пространстве и управлять своим телом:
  • разучивать специальные упражнения (перевороты, «лягушка», и т.д.);
  • занятия с фитболом, упражнения с валиком (наиболее эффективный способ, как научить ребенка ползать на четвереньках);
  1. Обеспечить соблюдение мер предосторожности и гигиенических требований:
  • класть малыша на чистый пол, покрытый ковриком или пледом (не нужно учить ползать по кровати или стелить матрас на полу);
  • убрать предметы, которые малыш может стянуть на пол, укоротить длинные шторы;
  • убрать мелкие и острые предметы;
  • убрать шнуры от электроприборов, сетевые удлинители и переноски;
  • одевать младенцу одежду, которая не будет стеснять его движений.

Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.

Источник: https://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-polzat

Этапы развития ребёнка: когда дети начинают ползать?

Ползать раньше, чем ходить: особенности развития до года

Понятие нормы и патологии в некоторых разделах медицины вещь весьма расплывчатая. Именно такова ситуация с вопросом «когда дети начинают ползать?». Считается, что норма для начала ползания это период от шести до восьми месяцев, хотя возможны некоторые отклонения от этих значений в обе стороны, которые не считаются нарушением развития.

Приблизительные сроки начала первых попыток ползать

Для того чтобы ребёнок начал проявлять выраженную двигательную активность определённого уровня зрелости должны достигнуть многие системы его организма.

Чтобы ребёнок мог начинать пробовать ползать, уже должен быть сформирован шейный изгиб позвоночника, (у новорожденных позвоночник не имеет физиологических изгибов вовсе, а шейный формируется на втором месяце жизни) а мышцы должны быть готовы к подобным нагрузкам.

Как следствие попыток сесть, а также наклоняться вперёд, начинает формироваться физиологический изгиб грудного отдела позвоночника (это происходит примерно к шестому месяцу) что вместе с развитием мышц является необходимой подготовкой к началу попыток ползать.

Определённый уровень зрелости для целенаправленной двигательной активности требуется и от нервной системы – поэтому ползание считается одним из индикаторов её развития у детей.

Ползание – важный этап развития ребёнка, благодаря которому происходит не только укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата, но и развитие нервной системы.

Ползание: этапы обучения движению

В развитии такого двигательного навыка, как ползание можно условно выделить несколько последовательных этапов:

  1. На животе (по-пластунски) для такого передвижения необходимы минимальные затраты усилий, родители иногда даже не замечают этого этапа, так как далеко не всегда такое движение направлено вперёд – ребёнок может таким образом двигаться в сторону или вовсе назад.
  2. С упором на руки, подтягивая ноги по очереди. Такое передвижение требует больше усилий, а также более развитых мышц рук, так как нагрузка на них возрастает многократно. 
  3. Ползание на четвереньках (перекрёстное) при этом варианте координация движений ребёнка совершенствуется достаточно для того, чтобы достаточно чётко чередовать движения верхних и нижних конечностей. Происходит это чаще всего на девятом или десятом месяце жизни, такое ползание, создавая вместе с попытками сесть дополнительную нагрузку на мышцы спины, служит своего рода подготовкой к обучению ходьбе.

В процессе прохождения этапов обучения ползанию некоторые дети могут демонстрировать свои, совершенно не похожие на описанные вше способы ползать, такие случаи не стоит рассматривать как какое-то нарушение, а следует попытаться продемонстрировать более правильный способ. 

Последовательное прохождение этапов обучения ползанию, вместе с попытками сесть (которые чаще всего начинают предприниматься одновременно с попытками ползать по-пластунски) является важным подготовительным этапом для дальнейшего совершенствования двигательных навыков, а именно для подготовки к ходьбе.

Проблемы, которые могут возникать при обучении ползанию

На момент, когда дети начинают ползать может влиять достаточно большое количество факторов как внешней среды, так и состояния ребёнка. 

Ребёнок может начать ползать позже положенных сроков вследствие таких причин:

  1. Состояние здоровья. В случае если ребёнок часто болеет, имеет аномалии развития (в первую очередь сердечно-сосудистой системы) или переносил оперативные вмешательства то не стоит ждать соответствия средним срокам;
  2. Особенности нервной системы и физические особенности – если малыш имеет плотненькое телосложение и спокойный характер, то сомнительно, что он рано начнёт ползать;
  3. Отсутствие свободного пространства – постоянное нахождение в ограниченном пространстве манежа или кроватки не располагает к проявлению двигательной активности;
  4. Неудачное покрытие. Если ребёнок будет учиться ползать на деревянном полу с множеством заноз, или на ковре с крупным ворсом, раздражающим кожу, то такие неудачные условия могут несколько задержать начало ползания;
  5. Слишком тесная и неудобная одежда также может сыграть свою роль в том, что ребёнок учится ползать позже, чем должен.
  6. Развитие такого двигательного навыка как ползание во многом индивидуально. И хотя ползание и признается важным подготовительным этапом к дальнейшему обучению, но всё же не считается патологией даже тот случай когда ребёнок вовсе не ползает, а сразу начинает ходить.

Если все остальные критерии оценки психофизического развития ребёнка в норме, то опасаться нечего – ползание, хоть и считается важным этапом развития, но не является обязательным.

Возможная помощь со стороны родителей, а также развивающие и подготавливающие упражнения

В первую очередь ребёнку необходимо обеспечить условия, в которых он мог бы безопасно учиться ползать. Для этого нужно:

  1. Обеспечить достаточно свободного пространства;
  2. Убрать из зоны доступа ребёнка все опасные и потенциально опасные предметы – электроприборы, переноски, бьющиеся предметы следует убрать подальше, а яркие игрушки наоборот, поставить на самом видном месте, они то и будут целью передвижения;
  3. Покрытие также играет немаловажную роль – лучше всего подойдёт обычное одеяло в пододеяльнике, так как подавляющее большинство стандартных покрытий для пола не подходят;
  4. Обеспечить не сковывающую движений одежду.

Несмотря на то, что каждый ребёнок обучается с разной скоростью, многим родителям хочется ускорить этот процесс. 

Слишком усердствовать в этом вопросе не стоит, но можно порекомендовать несколько упражнений, которые могут поспособствовать более быстрому обучению ползанию:

  1. Упражнение на равновесие, которое подходит, в том числе и для самых маленьких. Под грудь подкладывают свернутое полотенце, ноги и живот при этом остаются на твёрдой поверхности. Это не только развивает вестибулярный аппарат, но и при привлечении внимания ребёнка игрушками заставляет его учиться действовать обеими руками.
  2. Тренировку мышц рук можно обеспечить очень просто – достаточно повесить над головой яркую игрушку.
  3. Помочь принять позу «на четвереньках» можно подложив под живот и грудь подушечку соответствующего размера.
  4. Разнообразные упражнения на фитболе также способствуют укреплению мышц, и, как следствие, более раннему обучению ползанию.
  5. Двое взрослых могут продемонстрировать ребёнку принцип перекрестного ползания, перемещая конечности ребёнка в правильной последовательности. 
  6. Упражнение «лягушонок» – ноги ребёнка, лежащего на спине, поочередно сгибают, имитируя этим движения ног при ползании.

Причины задержки

Кроме тех случаев, когда отсутствие ползания можно считать вариантом нормы (тогда, когда ребёнок обучается ходить, пропуская этап ползания, и все прочие показатели развития также находятся в пределах нормы) задержка начала ползания может свидетельствовать о заболеваниях, поражающих нервную систему, к примеру, о полиомиелите или детском церебральном параличе.

Обычно дети обучаются ползать с шестого по восьмой месяц жизни, но стоит помнить, что отсутствие ползания при условии соответствии нормальным значениям всех остальных параметров психофизического развития, не следует считать патологией. 

Источник: http://OtvetyMamam.ru/post/etapy-razvitiya-rebenka-kogda-deti-nachinayut-polzat-1729.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.