Правда о том, почему дети не любят читать

Содержание

6 причин, почему наши дети не любят читать

Правда о том, почему дети не любят читать

«Мой ребенок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем сложную тему вместе с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трех типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам
  • где они сами любят брать в руки книгу и дети видят это
  • где ребенок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги.

Причем они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти, не то что сейчас. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребенку, что знание — сила.

И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устает и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные.

Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребенок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации.

Тогда ему ничего больше не остается, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живем в режиме «белка в колесе», жизнь настолько стремительна, что остановиться в ее потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

К тому же чтение — мыслительный процесс, а мы живем в век быстро потребляемой информации, где за нас уже все разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». А чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что в многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Еще одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

Как полюбить книги: 4 простых совета

  • Заставить ребенка любить книги — невозможно, можно только научить любить их. Эффективнее это можно сделать на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребенку и прочувствуйте.
  • Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.
  • Читать должно быть комфортно. Создайте малышу приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учебе. Ребенку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы беретесь делать так, как вы этого хотите, то создаете искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.
  • Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

Все дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же все-таки заставить ребенка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми все понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребенок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самим себе: а вы сами любите? Если ответ снова «нет», то подумайте: может ли человек который сам что-то не любит, научить этому ребенка?

Верится с трудом, но даже если и так, то это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где есть насилие, страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, а уж потом учить этому ребенка?

Поймите, что ваш малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить свое детство, встретив своего внутреннего ребенка.

Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим, а дома устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка.

Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/8947

Почему дети не любят читать?

Правда о том, почему дети не любят читать

Недавно я закончил одно интересное исследование, которое помогло понять причину нежелания детей читать художественную литературу.

Если родители заставляли ребёнка читать, то в 100% случаев он делал это с большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают художественную литературу. В лучшем случае, им однажды попадается интересная книга, и они все-таки начинают читать.

Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба. Такие дети взахлёб проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии, расширению кругозора и ускоренному становлению личности.

К этому заключению меня привёл опрос друзей, знакомых и близких людей.

Затем я решил копнуть ещё глубже и разделил читающих на две категории. Первая категория – это люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы, которых никогда не заставляли читать.

Оказалось, что количество прочитанных книг людьми из второй категории, в 93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой категории. Собственно, этого и следовало ожидать.

Давайте разберёмся в причинах, которые вызывают нелюбовь к чтению у детей, которых заставляли читать “из-под палки”. Заодно разберёмся с нежеланием детей учиться в школе и с тем, как этого избежать.

“Реакция подсознания на принуждения”

Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

В детстве меня заставляли читать 🙂

Вообще-то, когда я только начал учить буквы, мне ужасно хотелось научиться читать! Я быстро выучил слоги и хорошо ориентировался в буквах. Но, как и любой начинающий, я делал ошибки в чтении.

Что делали мои родители, когда я допускал ошибку? Они тут же останавливали меня и заставляли перечитать. Я перечитывал и снова не мог правильно прочесть. Родители принуждали перечитать снова и снова, причём делали это с укором, давлением и обвинительной интонацией.

Иногда они могли обозвать меня. Иногда могли вопросительно произнести: “Ты что, слепой?!” Короче, мне настойчиво давали понять, что за любую ошибку я должен быть морально наказан.

Проще говоря, родители учили меня читать методом “ТОЛЬКО кнут”. И если я прочитывал предложение правильно, то никаких поощрений не получал.

Что я чувствовал в эти моменты? Меня просто разрывало на части от злости! Я ощущал нетерпение, горечь и обиду. Хотелось просто убежать и прекратить это ужасное занятие. Но убежать я не мог.

Что происходит на уровне подсознания?

Подсознание видит взаимосвязь: чтение = страдания. Это правило быстро “прошивается” на неосознанном уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками. И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.

Со второго по шестой класс родители продолжали настойчиво принуждать меня к чтению. Они запрещали мне заниматься тем, что я любил больше всего – программировать. Пока я не прочитаю пять-десять страниц, мне запрещено уходить гулять или садиться за компьютер.

Подсознание зафиксировало: ага, читать – это насильственная преграда, запрещающая заниматься тем, что мне действительно нравится. Усилилось ли от этого моё желание читать? Вы сами знаете ответ. А вот мои родители искренне недоумевали: “Почему это наш сын так не любит книги?”

Они свято верили, что если меня не заставлять читать, то я никогда и не начну. Ошибка сводилась к ложному пониманию первопричины. Я не любил читать, потому что заставляли. Они же пытались привить любовь к книге через принуждение. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение? Ответ очевиден.

Как только я брал книгу в руки, мгновенно возникали негативные эмоции, вызванные ассоциативно. Из памяти всплывали ощущения, которые я переживал в моменты принуждения и насильственного давления со стороны родителей.

Кстати, такая же печальная участь постигла и мою сестру. Неудивительно, что она начала читать художку только в старших классах. Да и то, книголюбом её сложно назвать.

“Почему дети не любят учиться?”

Причина та же – принуждение при полном отсутствии интереса. Вы обращали внимание, что двоечников часто порют ремнём? Помогает ли это? Никогда! Это еще больше отталкивает ребёнка от учёбы. Но родители упорно продолжают бить детей, несмотря на явную неэффективность такого вопиющего подхода.

Я опросил всех отличников, которых знал лично. Принуждали ли их родители к учёбе? Оказалось, что нет! В лучшем случае, они поддерживали интерес и поощряли за хорошие оценки. Плохие оценки просто игнорировались.

А у меня был классический случай…

Уроки я всегда делал с мамой. Не могу вспоминать эти моменты без боли. Мама сидела надо мною как надзиратель. И стоило мне допустить ошибку или неправильно написать букву, как я тут же получал звонкий подзатыльник. Аж искры из глаз сыпались! Так же, она могла обозвать меня “дураком”, “безмозглым” или еще похлеще.

Страх внезапно получить по голове сковывал мои мысли. Я не мог нормально сосредоточиться на решении задачи и постоянно находился в страхе расправы.

Поэтому я снова и снова делал ошибки. Напряженная рука предательски писала букву неправильно и… Ну вы сами знаете, что было дальше.

В детстве моя мать была беспросветной троечницей и частенько получала два балла. Почему? Отец бил её за плохую учёбу покруче, чем она меня. Хорошисткой ей так и не суждено было стать. Уж не знаю, по какой причине она решила мотивировать меня к учёбе тем же способом, который явно не принёс плоды в своё время.

Короче, вы уже поняли, что учёба не приносила мне удовольствие.

“Как заинтересовать ребёнка?”

Во-первых, не заставлять. Я уже слышу возмущенные возгласы родителей: “Ага, как же! Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать”

Если ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, вы уже успели “постараться” 🙂

Давайте подумаем, что необходимо ребёнку, чтобы он САМ садился за чтение и уроки, делая это охотно. Прежде чем мы продолжим, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

“А что необходимо ВАМ, чтобы вы захотели делать что-либо, не связанное с заработком денег?”

Интерес? Любопытство? Удовольствие от процесса? Осознание радости от достижения конечной цели? Потребность в новых впечатлениях? Что-нибудь еще?

Если ваш ребёнок не хочет учиться или читать, значит, ни одной из вышеперечисленных эмоций он не ощущает в связи с процессом познания. И, я больше чем уверен, одна только мысль о учёбе ассоциативно вызывает у него негативные эмоции.

Рекомендация очевидна: необходимо вызвать интерес у ребёнка и сделать так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как? Если у вас нет времени на ребёнка и нет охоты с ним заниматься, можете дальше не читать. Лучше наказывайте его и насильно принуждайте читать, а сами идите смотреть телек. В итоге, мир пополнится еще одним лентяем и неудачником.

Остальным, кому не безразлична судьба собственных детей, предлагаю ознакомиться с эффективными способами.

“Воспитываем интерес к чтению”

В плане практических рекомендаций ничего нового я не придумал. Существуют методы, которые неоднократно проверены на практике и хорошо себя зарекомендовали.

Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе. Ему и слово:

  1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет, – примечание автора блога). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет, – примечание автора блога).
  10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. (Последнее предложение – немного сомнительный совет, – примечание автора блога).
  11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”

Хорошие исчерпывающие советы. Здесь мне нечего от себя добавить. По адресу Вадима Левина отправляется порция респекта и уважухи 🙂

Впрочем, несколько слов от себя все-таки добавлю. Советы вроде “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры?

Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. Общая рекомендация звучит так: перестаньте принуждать читать раз и навсегда. Так же, в вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами: приключенческие романы, детективы, фантастика, фэнтэзи и т.д. Одним словом – беллетристика.

Дети начнут читать, когда поймут, что уже несколько лет родители не сделали ни одной попытки к принуждению.

“Воспитываем интерес к учёбе”

Об этом можно писать целую книгу, поскольку вопрос явно не уместится в рамки обычной статьи. Существуют миллиарды причин, из-за которых ребёнок не хочет учиться. Начиная с конфликтов в учебном коллективе, заканчивая непрофессиональным преподаванием нищего учителя и чрезмерным усердием родителей.

Здесь я могу дать только общие рекомендации и несколько ссылок для ознакомления. Начнём с общих рекомендаций.

Забудьте о методе “кнута и пряника”

Забудьте о методе “кнута и пряника” или о методе “только кнут”. Научитесь методу “только пряник”. Поощряйте ребёнка за каждую хорошую оценку. Радуйтесь и хвалите его. Дайте ему понять, что для вас нет ничего приятнее, чем его хорошая оценка.

Плохие оценки тупо игнорируйте. Делайте вид, что вам нет никакого дела до плохих оценок. Думаете, в этом есть риск? Попробуйте. Проведите этот эксперимент длительностью в 4-5 месяцев. Я не предлагаю так поступать до последнего класса. Просто проверьте.

И ещё очень один классный способ, который придумал мой отец. Результат: моя успеваемость за месяц возросла до небес! Каждый день я приносил дневник красный от оценок и подписей. Оценками были: четыре и пять. Почти по каждому предмету за один день!

И знаете, что сделал мой отец? Он начал платить за оценки в дневнике! Пять – это самая дорогая оценка. Четыре – это сумма поменьше. Три – я вообще ничего не получал. Два – отнимаем из заработанных денег стоимость пятерки.

Еще никогда я не учился так хорошо и усердно! Всем рекомендую 🙂

Теперь ссылки:

  • Способный, но ленивый ребёнок” – полезная статья от Е. В. Мурашовой о её удачном опыте работы с “ленивым” школьником.
  • Книга “Не рычите на собаку!” – очень рекомендую к прочтению! В своё время эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Из разряда: это нужно знать каждому.
  • “Почему ребёнок не хочет учиться?” – статья, которая делит детей на несколько типов и помогает лучше понять наклонности вашего ребёнка. Наталья Гуткина.

На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца и проявили интерес к этой теме. Кстати, забыл спросить! А вас родители заставляли читать? И какой был результат? 🙂

Иван Пирог

Публикуя статью в сети, поставьте ссылку на оригинал. Спасибо! =8-)

Источник: https://www.ivanpirog.com/page/pochemu-deti-ne-lyubyat-chitat

Почему ребенок 7 лет не любит читать?

Правда о том, почему дети не любят читать

Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.

Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))

Итак, вопрос:

Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно,  мало читает,  да и не особо хочет.  А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.

Здравствуйте, Мария!

К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.

«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:

  1. Определенные традиции в семье.
  2. Тип характера и мышления ребенка.
  3. Нейропсихологические нарушения чтения.
  4. Жизнь в бешеном темпе техногенного века.

1) Традиции в семье

Как формируется культура чтения?

Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.

Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.

Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.

Но разве это 100% фактор?

Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.

И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.

2) Тип характера и мышления ребенка

В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.

Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.

Чем это обусловлено?

Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).

В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые  нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.

Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте  его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.

Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).

«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов.

И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е.

их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.

Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :))  Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками  на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.

Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение,  вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки :).

«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».

Любят модели машин, самолетов, военной техники.  С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством.

Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам».

И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.

Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.

Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.

Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.

А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем.

А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!

Но я отвлеклась

Источник: https://detpsycholog.ru/pochemu-rebenok-7-let-ne-lyubit-chitat/

Ребёнок не хочет читать: что делать и как исправить положение. Советы родителям, чей ребёнок не хочет читать и не читает совсем

Правда о том, почему дети не любят читать

Время сейчас такое: многие обыватели подписали приговор Книге – мол, всё уже цифровое, мультимедийное, гораздо интереснее, чем в бумажной толще, на которой не уместишь ни видео, ни аудио.

Некоторое время назад в интернете был чрезвычайно популярен сюжет: малыш, увидевший бабочку на окне, попытался её «увеличить», разводя пальчиками в разные стороны по стеклу, как на сенсорном экране.

Пользователи глобальной паутины умилялись продвинутости малыша, его находчивости и фантазии. Мало кто увидел чёрную дыру забвения, в которую погружает нас окружающая техника, не развивающая воображения и кругозора.

Куклы у малышек сами едят, пьют и справляют естественные нужды. Машины сами жужжат или воют сиреной, мигают или автоматически выдвигают лестницы.

Техника справляется со всем сама: незачем фантазировать, не за чем познавать окружающий мир и отправляться в параллельные миры, шурша страницами.

А вспомните незабываемые путешествия Жюля Верна, головокружительные приключения Александра Дюма,  диковинные имена персонажей Фенимора Купера: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин.  Вспомните, как вы зачитывались «Кортиком» и «Бронзовой птицей» Рыбакова, всякий раз переживая за жизнь юных героев, и как разыгрывали их приключения с ребятами во дворе.

Жизнь, лишённая сенсорных экранов и готовых решений, не была ни скучна, ни однообразна. Книга возглавляла список интересов самых умных людей и руководила творческим развитием.

Неужели вы хотите лишить всего этого своего любимого ребёнка,   когда обречённо всплёскиваете руками и отпускаете его в мир развлечений: к компьютеру или телевизору. Его собственные фантастические миры и сказочные открытия ещё не рождены, но им не поздно появиться на свет.

Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить.  Потом подражает окружающим звукам и обретает речь.

И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример.

Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

•    Это социальный навык, его можно привить. Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

•    Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

•    Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Почему ребёнок не хочет читать

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ  получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста.  В телевизоре всё проще:   картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

•    Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других – нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

•    Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать  библиотеку.

•    Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

•    Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.  

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Чего категорически нельзя делать,  если ребёнок не хочет  читать?

•    Орать безумным голосом на ребёнка и угрожать любым видом расправы: побью, не пущу гулять, лишу сладкого, пасть порву, моргалы выколю и так далее.

Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?

•    Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.

Чадо, таким образом,  не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.  

•    Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.

Вы в неё сами-то заглядывали? И как?

•    «Плюнуть» на эту проблему.

Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?

•    Заменять книгу на телевизор.

Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.

Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».

Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?

Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.

•    Чем раньше вы начнёте читать малышу сказки, тем больше места надежде на пробуждение интереса к книге и к чтению.

•    Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес.

Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет.

Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.

•    Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице – картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!

•    Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.

•    Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.

•    Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации –  яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.

•    Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст  должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.

•    Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.

Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?

Существует ряд «рекламных» трюков.

Трюк первый:

Продолжайте читать ребёнку на ночь. Церемонию вечернего чтения чего-нибудь захватывающего можно продолжать хоть до 11 класса школы – это делает вас ближе друг к другу.  Итак, постоянно читая на ночь  очень интересную литературу, прерывайтесь в самом неожиданном и интригующем месте.

Помните, как это бывает в многосерийных фильмах, когда серия обрывается там, где вся семья с жадностью прилипает к экрану?  Или при просмотре самых увлекательных эпизодов в пространство неожиданно врывается реклама жвачки? Вот так, прерываясь, вы можете пробудить любопытство своего юного слушателя к узнаванию продолжения сюжета.

  Он точно полюбопытствует хотя бы что там за картинки и не исключено, что,  подглядывая, вы узрите, как юный разведчик рассматривает или читает оставленную вами книгу.

Трюк второй:

Начните смотреть вместе с  ребёнком новый для него мультик или кинофильм, снятый по интересному литературному произведению – соответственно его возрасту, конечно, а не «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А потом коварно прервите показ  под каким-нибудь хитрым поводом. Дальше должно последовать предложение узнать окончание сказки из книги – самому или в вашем исполнении.

Трюк третий:

книги. С ними легко проходит та же каверзная схема с прерыванием на самом интересном месте. Но иногда они просто выручают в машине, во время дневного сна, когда детёныш не желает успокаиваться, а надо хотя бы полежать и отдохнуть.

Трюк четвёртый:

Пригласите чужую тётю с педагогическим образованием и стажем. Иногда постороннего  человека даже взрослый слушает лучше. Что говорить о ребенке?

Трюк пятый:

Затейте «литературный клуб».

Если оба родителя и ребёнок прочитали (прослушали) книгу, то обсудить её и найти в ней новые истины – это не просто открыть ребёнку новые горизонты познания и мышления, но и обнаружить в книжке скрытые смыслы и глубины.

Возможно, даже для самих себя. К тому же, малыш начнёт понимать, что его мнение, как читающего человека, ценно для вас – а это уже другая степень мотивации для прочтения и обсуждения с вами, такими взрослыми и умными, новых фолиантов.

Трюк шестой:

Можно подогревать интерес ребёнка к чтению, коварно манипулируя его вкусами и пристрастиями. Если чадо любит природу, подсуньте ему для начала Паустовского или  Пришвина, если маленький человечек – так называемый «собачник» или «кошатник» – то «Белый Бим Чёрное ухо» и «Кот в сапогах» вполне придутся ему по вкусу.

Мировая литература создала целый океан бесценных шедевров. Даже для юных «монархистов» найдутся книжки по вкусу: например, «Принц и нищий» или «Маленький принц». А уж человечек, дочитавший до конца хоть одно творение Марка Твена, с радостью согласится прочитать «Тома Сойера» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Если ребёнок не хочет читать, но вы полны решимости приучить его к этому увлекательному и полезному занятию, то у вас, безусловно, всё получится.

Родительская фантазия, в своё время воспитанная на хороших книгах, воспользуется нашими советами и изобретёт новые коварные и беспощадные трюки, с помощью которых вырастет новый заядлый книгочей. Как говорится в старой притче, дорогу осилит только идущий.

И вы, уже вставшие на эту тропу, никуда с неё не свернёте и обязательно поделитесь со своим любимым малышом и незабываемыми путешествиями   Жюля Верна, и головокружительными приключениями Александра Дюма,  и отважными индейцами Фенимора Купера, и юными пионерами Анатолия Рыбакова и Аркадия Гайдара.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/rebenok-ne-khochet-chitat-chto-delat-i-kak-ispravit-sovety-roditeliam-chei-rebenok-ne-khochet-chitat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.