Реформа образования в Украине: учебный календарь на 2017/18 год

Содержание

Европа против совка: удастся ли изменить украинские школы

Реформа образования в Украине: учебный календарь на 2017/18 год

Сокращение обязательных предметов, 12-летнее обучение и профильные классы – Министерство образования и науки Украины планирует провести масштабную реформу украинских школ. Несмотря на яркие перспективы и обещания приблизиться к европейским стандартам, реформа может столкнуться с массой проблем, с которыми ее инициаторы вряд ли справятся.

Что нового обещают

Главными пунктами школьной реформы должны стать переход на 12-летку и внедрение профильного обучения. В новой концепции МОН предусмотрено три уровня полного среднего образования:

– начальное образование (1-4 класс);

– базовое среднее образование, которое можно получить в гимназиях (5-9 класс);

– профильное среднее образование, которое ученики получают в лицеях либо в заведениях профессионального образования (10-12 класс).

Если первые два этапа – подготовительные и направлены на то, чтобы адаптировать ученика к жизни в социуме и научить необходимым базовым вещам, то последний этап – это целенаправленная подготовка к дальнейшему обучению в вузах.

“Время – важнейший ресурс. В 10-11 классе дети уже должны понимать, какой дальнейший путь они выберут, и начинать готовиться к поступлению в высшее учебное заведение”, – заявил заместитель министра образования и науки Павел Хобзей.

Несмотря на прибавившийся год обучения, нагрузка на школьников в разы уменьшится за счет сокращения инвариантных, то есть обязательных, предметов. Если сейчас таких дисциплин в старшей школе 22, то в будущем их будет всего 9.

Как поясняют в Минобразования, приблизительная нагрузка на школьника – 33 часа в неделю, следовательно, на изучение одного предмета в среднем выделяется 1,5 часа. Основательно выучить дисциплину за такой короткий промежуток просто невозможно, а изучение всех предметов в старших классах – это нерациональная трата времени.

Еще одна инновация – это появление интегрированных предметов, таких как “История”, “Литература”, “Математика” и так далее. В МОН считают, что таким образом ученики смогут получить базовое представление об общей картине мира, но не будут тратить лишнее время на то, что не понадобятся им в дальнейшем.

“Сейчас подавляющее большинство в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, которые изучались всеми, независимо от профиля. Их очень много, и часть из них требует буквально одного часа в неделю, поэтому дается только поверхностное представление о предмете. Этот подход не особо эффективен.

В новом учебном плане планируют оставить 9 общеобразовательных дисциплин, объединив эти небольшие предметы. Этот набор базовых дисциплин будет изучаться во всех школах, но, в зависимости от того, какой профиль школа выберет, будет возможность раскрыть один из этих обобщенных предметов.

Например, на природоведческих профилях не будет обобщенного предмета природоведение”, – поясняет “Апострофу” ситуацию эксперт образовательного направления в аналитическом центре CedosИрина Когут.

Такой подход больше напоминает обучение в университетах, что характерно для старших школ в развитых странах.

Также школы смогут создавать спецкурсы по узкоспециализированным предметам, которые соответствуют выбранному школой профилю.

“Даже если школа выбирает для углубленного изучения гуманитарные предметы, общие знания по биологии, географии, астрономии, экологии, физике и химии ребенок будет получать в рамках интегрированного предмета “Человек и природа”, который в такой школе будет читаться три часа в неделю. Интегрированные знания по правоведению, экономике, по предмету “Человек и мир” школьники старших классов будут получать в рамках предмета “Человек и общество”, – отмечают в Министерстве образования.

Сроки выполнения

Учитывая объем и сложность предложенной реформы образования, растянуться она обещает до 2029 года, а фундаментальные изменения в устоявшейся системе можно будет увидеть не раньше 2027-го.

В январе 2017 начинается обсуждение нового учебного плана для учеников старшей школы, а в 2018 -2019 годах напечатают обновленные учебники для 10-11 классов.

Во время второй фазы, с 2019 по 2022 год, обещают сформировать новую систему повышения квалификации для учителей, провести полную инвентаризацию в школах и начать проектировку профильных заведений.

Финальный виток реформы пройдет в 2023-2029 годах – в эксплуатацию запустят сеть профильных школ, а первый в Украине 12-й класс появится не позднее 2029 года.

Хотя Украина собиралась перейти на 12-летнее образование еще в 2002 году, но инновация себя не оправдала, а уже в 2010-м на тот момент министр образования Дмитрий Табачник вовсе отменил лишний год обучения для школьников.

На территории Европы 11-летнее обучение в школах осталось только в Украине, России и Беларуси, в то время как во всем мире продолжительность средней школы варьируется от 12 до 14 лет. Поэтому нынешнее образование в Украине считается рудиментом постсоветской эпохи, нуждающемся в изменениях.

суть предложенной реформы в том, что она должна обеспечить котировку украинских аттестатов за границей. Но, как и везде, здесь есть свои недочеты и подводные камни.

Много целей, мало возможностей

Реформа образования, безусловно, нужна, но главный вопрос – какими способами будут осуществляться поставленные задачи и осилят ли их украинские реформаторы и расшатанная экономическая система.

С методами осуществления реформы не согласен народный депутат, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

“Математика, физика, биология выводятся из инвариантной части учебных планов средней школы, и все это под лозунгом профилизации школ. Я могу согласиться с тем, что нужно принимать законы, решать вопросы о проведении ВНО после 9 класса, помогать детям выбирать направления.

Но то, как это делается сейчас, понижает уровень образования. Это означает, что мы забираем у детей шансы.

Нужно понимать, что если мы хотим вывести страну из тупика, нам следует бороться за качество образования, не понижая требований”, – прокомментировал Спиваковский “Апострофу” свое видение ситуации.

При проведении такой масштабной реформы нужно учитывать все факторы, которые так или иначе придется затронуть в ходе изменений системы среднего образования.

“Если мы проводим такую реформу, нужно переучить учителей, подготовить учебники и разработать надлежащую учебно-методическую базу”, – подытожил Спиваковский.

К тому же, довольно негативно реформу восприняло общество, для которого аргумент “будет, как в Европе” не является достаточно сильным. По результатам опроса, проведенного фондом “Демократические инициативы” им. Илька Кучерива, против перехода на 12-летнее обучение выступает 70% опрошенных родителей и 68% педагогов.

“Про 12-летку вообще не хочу говорить, потому что это ни о чем. Пока нет философского осмысления роли школы и уровня образования – нет смысла обсуждать, сколько лет учиться”, – рассказывает “Апострофу” мама киевского школьника Наталья. – Я бы предпочла, чтобы школа давала базовые навыки, а специализированные дети получали вне школьной программы.

Тот же спорт, английский, музыка, рисование никогда не будут преподаваться в школе на должном уровне, но, будучи в программе, они перегружают детей. Мне кажется, эти предметы нужно вынести за пределы программы и предложить детям посещать факультативно. Часть – бесплатно при школах. Часть – как это происходит сегодня – платно за пределами школы”.

Много “но”

Безусловно, профильное образование, которое сулят Украине все 25 лет ее независимости, довольно привлекательное новшество, позволяющее сосредоточить внимание лишь на том, что понадобится для будущей профессии, не распыляясь на все подряд.

Сразу после школы старшеклассники смогут работать по профессии, ведь обучение будет предметным, и ученики сами смогут выбрать одно из двух направлений:

– академическое обучение, с углубленным изучением отдельных предметов (ориентировано на продолжение образования в вузах);

– профессиональное обучение, которое дает не только полное среднее образование, но и первую профессию (также есть возможность продолжить учебу в вузах).

“Типовые учебные планы, которые министерство хочет запустить уже с 2018 года, это первый шаг по направлению к профильной старшей школе – важной части запланированной реформы”, – поясняет “Апострофу” эксперт Ирина Когут.

Новые типовые учебные планы, по ее словам, не предусматривают существенных изменений в самом содержании обучения.

“Основное изменение состоит в том, что решено отказаться от универсального профиля, то есть фактически от общеобразовательного направления в старшей школе, которое сейчас очень распространено в Украине. Отныне профиль должна будет выбрать каждая школа.

Это не означает, что она выбирает его раз и навсегда, скорее, это будет происходить каждый год, или же для каждого класса или нескольких классов.

Профиль будет выбираться из расчета того, что может предложить школа, исходя из имеющихся преподавателей, возможностей, желания детей, родителей и так далее”, – говорит Когут.

С предложенными нововведениями могут возникнуть серьезные проблемы. Устранить все пробелы украинского среднего образования за такой короткий срок не представляется возможным.

“В целом, это очень хорошая и удачная идея. Но всегда есть много “но”. Главный вопрос – возможно ли реализовать в нынешних условиях в Украине такой подход к обучению в старшей школе? И второй вопрос – возможно ли это реализовать за столь короткий срок, то есть полтора года, до начала 2018-2019 учебного года?” – отмечает эксперт.

Из-за того, что большинство школ в Украине очень маленькие, они не смогут обеспечить возможность выбора профиля самим ребенком, а не классом или целой школой.

“Мы говорим не только о сельских школах, но и школах в поселках городского типа и небольших городах, где есть всего по одному-два класса на параллель. Поэтому мы не можем говорить о том, что ребенок сам выбирает свой профиль.

В лучшем случае, профиль выбирает класс, не говоря уже о том, что очень часто школы навязывают свои идеи.

Скажем, если есть сильная кафедра, где много учителей какого-то предмета, всем им нужны ставки и часы, поэтому школа выбирает этот профиль, чтобы всех их трудоустроить”, – считает Когут.

Ситуация с учителями складывается тоже далеко не лучшим образом. Из-за интегрирования предметов около трети учителей останутся без работы. А тем, кто все же удержится на своем месте, необходимо будет проходить переаттестацию и переучиваться, чтобы вписаться в новую систему образования.

“Вторая проблема в том, что украинские учителя не знакомы с подходом преподавания объединенных дисциплин. Они достаточно узкоспециализированы, несмотря на то, что во многих пединститутах готовят учителей с двойной специализацией (физика и химия, украинский язык и зарубежная литература).

Все равно очень часто у них нет базовых знаний по смежным предметам. Конечно, в министерстве говорят, что натренируют учителей за это время, но никаких конкретных предложений от них не поступает.

А ожидать, что буквально за год всех учителей в Украине, которые преподают в старшей школе, переучат – это слишком оптимистично”, – уверяет эксперт.

Что касается выпуска новых учебников, то это не слишком затратно, по словам Когут, поскольку учебники для 10-11 классов и так должны были печатать (по плану они обновляются каждые 5 лет).

“Хотя учебники по объединенным дисциплинам будут создаваться не совсем с нуля, ведь есть закрепленные госстандарты, но это все равно требует много усилий.

Создавать их будут те же авторские коллективы, которые пишут учебники и сейчас. Они, в принципе, не особо меняются, так уж исторически сложилось. Поэтому это тоже вызов.

Даже если учебники успеют напечатать технично, будет стоять вопрос о их качестве”, – делится своим видением проблемы Когут.

Если украинские власти смогут внедрить задуманное в техническом плане, не факт, что инновации окажутся на должном уровне и достигнут своих целей.

“Главный вопрос, достигнет ли своей цели министерство, введя эти учебные планы в такой короткий срок? Получится ли мотивировать детей к учебе, дать им лучшее образование и более системное видение, меньше поверхностного академизма и больше структурированных знаний о мире? Я не уверена, что можно утвердительно ответить на этот вопрос, потому что нельзя решить все системные проблемы, которые есть в украинской школе, за такой короткий срок”, – резюмирует Ирина Когут.

Подводные камни

Украинское образование давно нуждается в серьезной реанимации. Несмотря на то, что идеи, предложенные МОН, весьма удачны, все это не столько решит сложившиеся проблемы, сколько создаст массу новых, для устранения которых у нас попросту не хватит ресурсов, времени и возможностей.

Во-первых, обновленные учебные планы и учебники по интегрированным предметами для старшей школы должны ввести уже на 2018-2019 учебный год. Переформатировать давно устоявшуюся систему среднего образования за полтора года весьма сложно. Если все это и внедрится, возникает один вопрос, какого оно качества будет, раз сделано впопыхах и без подготовки?

Во-вторых, к изменениям нелояльна не только вся школьная система, но и сами педагоги. Объединенные дисциплины окажутся для них серьезным вызовом, который сократит рабочие места и обяжет всех проходить переаттестацию и переучиваться.

В-третьих, вопрос с финансами тоже остается открытым. Печать учебников и обновление программы обойдется Украине не особо дорого. Но для профильного образования вскоре потребуется переоборудовать здания и занять новые помещения, что обещает стать серьезной проблемой, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране.

В-четвертых, обещается, что обновленное среднее образование обеспечит котировку украинских аттестатов заграницей. Но остается под вопросом, удастся ли министерству внедрить реформу в таком виде, в каком ее презентовали, улучшится ли качество образования и появятся ли у детей новые мотивации для учебы.

Масштаб изменений в новой реформе поражает. Она нуждается в тщательном планировании и осознании того, хватит ли сил и ресурсов, чтобы все это воплотить в жизнь. Потому что, как это обычно и происходит, во время исполнения хорошие идеи сталкиваются с серьезными сложностями, которые так и не получается преодолеть.

Источник: https://apostrophe.ua/article/society/science/2017-01-29/evropa-protiv-sovka-udastsya-li-izmenit-ukrainskie-shkolyi/9817

Изменения в ВНО и переподготовка учителей: новшества украинского образования в 2018 году

Реформа образования в Украине: учебный календарь на 2017/18 год

В прошлом 2017 году Верховная Рада проала за реформу украинского образования. Начинает свой старт она с 2018 года. Сайт “Сегодня” разобрался, какие изменения произойдут в образовании в этом году.

Старт 12-летней школы и переподготовка учителей

Первоклассники, которые пойдут в школу в 2018 году, будут учиться 12 лет. В новом законе предусмотрено разделение среднего образования на три уровня: начальное образование длительностью четыре года; базовое среднее образование длительностью пять лет; профильное среднее образование продолжительностью три года. 

В 2018 году начнется реформа начального образования. По мере взросления учеников “Новой украинской школы” будет происходит реформа и следующих уровней.

Обучение учащихся по программам двенадцатилетнего полного общего среднего образования начинается: для начального образования – с 1 сентября 2018 года; для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года.

То есть завершится преобразование школы в 2030 году.

Чтобы запустить “Новую украинскую школу” нужно переобучить учителей. Министерство образования хочет к 1 сентября переподготовить 22 тысячи учителей начальных классов. Для этого из бюджета выделяется 386,6 млн гривен. Получается, на подготовку одного учителя уйдет 17,6 тыс.; помогать с обучением учителей будут правительство Финляндии и международные организации.

Для старта “Новой украинской школы” министерство создало новый стандарт образования.

“Создание нового стандарта начального образования – это был сложный шаг, который предусматривал переосмысление и применение новых подходов. Мы должны были вырваться из прокрустового ложа только исключительно знаний.

И, думаю, нам это удалось.

В будущем, возможно, еще будут замечания к стандарту, потому что мы все растем, меняемся, но тот документ, который существует сегодня, – он действительно инновационный и он вдохновляет”, – отметила министр образования Лилия Гриневич.

При этом, как отмечает министр: суть нового стандарта, его ключевые принципы: “признание и содействие развитию талантов каждого ребенка”. 

С введением нового учебного стандарта должны измениться содержание и результаты обучения, методики преподавания.

Новый подход предусматривает партнерство и наставничество в отношениях между учителем и учащимися, поддержку детей, развитие у них критического мышления, самоуважения и уверенности в себе.

Предполагается ориентировать обучение на развитие умений, возрастных особенностей ребенка, формирование компетенций, необходимых для решения жизненных проблем.

Зарплаты учителей увеличатся

По принятому закону об образовании, минимальная зарплата учителя должна быть не меньше четырех прожиточных минимумов. На сегодня это 6800 гривень.

Но с 1 января 2018 года учительская зарплата резко не вырастет, а будет подниматься постепенно. В этом году ее повысят на 25%.

Например, зарплата учителя без категории увеличится с  4853 грн до 6202 гривен в месяц. Учитель первой категории получит вместо 6417 грн 8045 грн. А учитель высшей категории, который получал 6841 – 8577 гривен.

В общем повышенные зарплаты получат более 400 тыс. учителей.

“Реформа может произойти только тогда, когда мы инвестируем в наших педагогов. И я об этом говорила на всех уровнях власти – на самых высоких, в Кабинете Министров. Потому что нельзя требовать повышения квалификации, новых методов преподавания, реализации академической свободы, если мы не инвестируем в нашего учителя и нашего преподавателя”, – прокомментировала Гриневич.

Новая учебная среда

Кроме введения 12-летки и повышения учителям зарплат для старта “Новой украинской школы” нужно изменить образовательную среду. Поэтому на 2018 год правительство выделило 1 млрд гривень на обеспечение учеников младших классов учебными средствами и мобильной мебелью.

По словам министра образования Лилии Гриневич, инвестиции в младшую школу будут идти как из государственного бюджета, так из местных. Новая мебель и учебные средства нужны для реализации новых методик обучения.

“Эти инвестиции мы делаем на основе софинансирования с местными органами власти – часть средств дает государство, другую часть – местные органы. Почти 1 млрд государство дает на обеспечение учебным средствами и мобильными мебелью, так как для реализации новых методик нужно новое образовательная среда, и должны его обеспечить”, – отметила Лилия Гриневич.

Во втором квартале этого года Минобразования должно завершить разработку новой программы обучения для начальных классов.

Новые правила ВНО

Поступать в 2018 году можно по сертификатам ВНО за 2016, 2017 и 2018 год. Но баллы по иностранному языку вузы будут принимать только по результатам ВНО 2018 года.

Это связано с тем, что ВНО по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам впервые будет в виде тестов двух уровней сложности: В1 и В2.

 Первый, В1 — для учеников, изучавших язык в школе на стандартном уровне, а второй, В2 — для изучавших углубленно.

Также тесты будут включать аудирование — выполнение заданий на слух. Русского языка на ВНО в качестве иностранного больше не будет.

архив

В 2018 году ВНО по украинскому языку придется сдавать выпускникам профтехучилищ и колледжей. Это даст возможность оценить уровень подготовки в школах, профтехучилищах и колледжах, считает директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Вадим Карандий. Иностранный язык в виде ВНО придется сдавать также поступающим на магистратуру.

Минимального балла для поступления на большинстве специальностей не будет. Для участия в конкурсе можно подавать сертификаты с любыми баллами. Однако на три специальности – “Медицина”, “Стоматология” и “Педиатрия” – проходной балл будет 150 по предметам биология, химия или математика. Меньший балл допускается только по украинскому языку.

Источник: https://www.segodnya.ua/ukraine/start-12-letki-i-perepodgotovka-uchiteley-glavnye-novshestva-v-ukrainskom-obrazovanii-v-2018-1103173.html

Реформа образования: без «домашки» и со свободной программой – Накипело

Реформа образования в Украине: учебный календарь на 2017/18 год

Министерство образования и науки Украины обещает большие перемены в стандартах школьного образования. Учителям предоставят свободу в выборе учебной программы и увеличат заработную плату, а детям — сократят домашние задания, внедрят интерактивные учебные методики и разгрузят программы за счет 12-летнего обучения.

Министр Лилия Гриневич заверила, что Министерство финансов согласилось выделить деньги на некоторые изменения в начальном образовании украинцев, даже если парламент не примет осенью закон «Об образовании».

Благодаря этому уже в этом году появятся электронные учебники, учителя пройдут профподготовку, а в районах появятся опорные школы.

Запущен пилотный проект, реализующий новые стандарты обучения для первоклашек в 100 школах, по четыре школы в каждой области.

В Харьковской области экспериментальными станут: Харьковская гимназия № 12, Хорошевская общеобразовательная школа I-III ступеней Харьковского района, Богодуховский коллегиум № 2 и Красноградская общеобразовательная школа № 1 имени А. И. Копыленко.

Именно они опробуют новые программы и образовательные материалы, а первоклашки в этих школах будут учиться 12 лет. На основе замечаний педагогов внесут изменения и поправки. После этого новые стандарты будут введены по всей Украине в 2018 году.

Медиапроект «Накипело» решил разобраться, какие изменения ждут украинских школьников, если закон «Об образовании» примут, а какие нововведения уже внедрили.

Почему нужно реформировать школьное образование?

Нынешняя система устарела.

Она не дает тех навыков, которые необходимы в реальной жизни будущим специалистам: умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, методы управления людьми, клиентоориентированность и умение вести переговоры, качество и скорость в принятии решений. По данным МОН, к 2020 году именно эти навыки будут необходимы для успешного трудоустройства. Школа должна не просто «нашпиговывать» детей знаниями, а научить применять их на практике.

Что касается учителей, сейчас они мало мотивированы качественно работать с детьми, в школах до сих пор преобладает авторитарная педагогика. Учителя не спешат использовать в работе новые методы, тогда как прогресс не стоит на месте. В итоге поколенческий  разрыв между учителем и учеником увеличивается.

Какие новшества ждут украинских школьников?

Если закон примут, школьники, которые пойдут в школу 1 сентября 2018 года, будут учиться 12 лет. В МОН объясняют: 11-летка — еще один пережиток советских времен. Она осталась только в Украине, Беларуси и России.

Для сравнения, в  Швеции, Финляндии, Бельгии и Австрии дети учатся 12 лет, в Чехии, Дании, Германии и Ирландии — 13. В Северной Ирландии и Исландии школьные годы длятся и вовсе 14 лет.

В концепции Новой украинской школы первые четыре года — младшие классы. С пятого по девятый класс дети будут получать базовое среднее образование. После окончания 9-го класса учащийся  может пойти учиться в профильное учебное заведение или остаться в школе еще на три года. За это время он получит профильное среднее образование.

В рамках реформы уже ввели новый госстандарт образования, а для школьников обновили учебную программу. Из бюджета выделили 1,3 миллиард гривен на природно-математические классы, автобусы и финансирование образования в объединенных территориальных громадах.

«С этого года дети пятых-девятых классов будут учиться по обновленным учебным программам. Особое внимание уделяется природно-математическим дисциплинам. На это была выделена адресная субвенция.

По результатам ЗНО мы вновь констатируем значительное падение интереса к естественным наукам и низкую подготовку выпускников по этим дисциплинам», — говорит министр образования и науки Лилия Гриневич.

Как будут ставить оценки?

В министерстве хотят изменить восприятие оценки — чтобы она стала рекомендацией к действию, а не осуждением или методом давления. Теперь  учителя не будут ставить отметки первоклашкам, а при проверке работ, как и в прошлом году, должны использовать зеленые чернила. Со второго по четвертый класс оценки будут ставить только по математике, естествознанию, чтению и украинскому языку.

Также в первом классе ученики, как и ранее, смогут писать карандашом. Когда школьник сможет перейти на шариковую ручку, определит учитель. В некоторых случаях этот период может продлиться до третьего класса.

Такое новшество находит одобрение не у всех  педагогов. Преподаватель Харьковской специализированной школы-интерната «Лицей „Правоохранитель“» Ольга Уткина считает, что главное в начальной школе — личность учителя, а не то, какой ручкой он исправляет ошибки.

«На мой взгляд, это радикально процесс образования не меняет. Да, это влияет на психологическое восприятие, но главную роль играет все же личность учителя. Именно он создает комфортную среду, а не ручка, которой ставятся оценки», — говорит преподавательница.

Учителя больше не смогут «придраться» к каллиграфии, неправильному отступу, количеству клеточек или строчек и качеству «ведения тетрадки».

Озвучивание оценок на родительских собраниях и публичное порицание «неуспевающих» теперь тоже должно кануть в Лету. Такая же судьба ждет доски почета и позора.

По словам министра, преподаватели Новой украинской школы получат свободу творчества.

Теперь они не должны будут жестко следовать программе, а смогут самостоятельно решать, сколько времени посвятить той или иной теме и выбрать метод преподавания: интерактивный, игровой и т.д.

Главное, чтобы по итогу знания учеников соответствовали государственным стандартам образования. Акцент собираются сделать на так называемую «педагогику партнерства».

«Авторитарная педагогика до сих пор является традиционной для рядовой школы, — говорит Лилия Гриневич. — Самое главное в педагогике партнерства — выстроить доверие между учителем и учеником. Когда ученик доверяет учителю, понимает, что учитель его не предаст, всегда поддержит».

Зарплата педагогов

Согласно законопроекту «Об образовании», зарплата учителя будет минимум 9600 гривен. Педагог может пройти сертификацию и получить надбавку в 20%, а в зависимости от стажа надбавка будет 10-30%. За выслугу более трех лет — 10% надбавки, 10 лет – 20% и 20 лет – 30%.

Уже сейчас зарплата учителей выросла. Теперь молодой педагог с надбавками получает около 4800 тысяч гривен, а учитель высшей категории — до 6836 гривен.

Как будут работать опорные школы?

Согласно реформе децентрализации в министерстве решили заняться укрупнением сельских школ и созданием опорных школ. Это позволит улучшить качество образования в маленьких поселках и городах, ведь оно значительно ниже уровня городских учебных заведений.

В небольших  селах будут только начальные школы для учеников с первого по четвертый классы, максимально приближенные к месту жительства детей. А в регионах будут создаваться опорные школы в соответствии со  всеми современными стандартами. Их будут посещать ученики из близлежащих сел.

Сегодня в Украине существует 388 опорных школ, из них 96 — в объединенных территориальных громадах.

«Мы идем путем создания опорных школ. Через сохранение маленьких начальных учебных заведений новый закон об образовании даст возможность обучать вместе даже трех разновозрастных детей в первых классах.

Очень важно, чтобы дети не были изолированы от социальной коммуникации на индивидуальном обучении.

Но детей старшего возраста нужно возить в опорную школу для того, чтобы они имели шанс на получение лучшего образования», — говорит Гриневич.

Добираться до школ дети будут на школьных автобусах. На них выделили 650 миллионов гривен. Чтобы покрыть потребности украинских школьников, нужно около 770 автобусов. Из них 577 автобусов — уже закуплено.

В Харьковской области в течение 2017 года появились 20 опорных школ. Образовательную субвенцию в размере 12,5 миллионов гривен направили на оборудование 52-х кабинетов, а 25 миллионов гривен из бюджета — на 104 кабинета для лицеев, гимназий и специализированных школ.

Всего в области работает 790 школ, а в августе планируется открыть еще две.

Что советуют на новый учебный год

Министерство образования и науки опубликовало новые методические рекомендации для преподавания учебных предметов.

В первом классе домашних заданий не будет. Во втором классе объем «домашки» рассчитывается так, чтобы ребенок справился с нею за 45 минут, в третьем классе — за час и 10 минут, а в четвертом — за полтора часа.

В выходные, праздничные дни и на каникулах домашних заданий и вовсе не должно быть.

«Недопустимы перегрузки учеников задачами, которые содержатся в дополнительных пособиях, тетрадях с печатной основой: закрашивания рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних сочинений», — говорится в методических рекомендациях.

Во избежание перегрузки учащихся предложили не задавать в виде контрольных работ аудирование и чтение молча, оставив только учебные виды этих работ.

Также школам рекомендуется заменить часть уроков физкультуры другими физически активными предметами. Например, хореографией или плаванием.

Стартует первый год инклюзии

C 1 сентября 2017 года дети с особыми потребностями будут учиться в обычных школах. При этом набор учеников в специализированные школы-интернаты прекратят.

цель нововведений — обеспечить детям с особыми потребностями равный доступ к качественному образованию и дать им возможность социализироваться, а не быть оторванными от общества.

В инклюзивном классе должны заниматься не более 20 детей, из них «особенными» могут быть не более двух человек.

В Харькове на учете стоят более 4000 детей с инвалидностью, из них около 1200 занимаются в общеобразовательных школах.

По информации департамента соцзащиты мэрии, в двух городских школах есть инклюзивные классы: в школе № 38 — класс для детей с тяжелыми нарушениями речи, а в 124-й школе — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В горсовете утверждают: школа № 124 полностью оборудована всем необходимым, чтобы дети на колясках могли беспрепятственно передвигаться. В этих же классах работают воспитатели — ассистенты учителей.

Также в новом учебном году инклюзивные классы появятся в школах № 31, 100 и 105. Они находятся в Киевском, Шевченковском и Московском районах. За учениками с особыми потребностями будет закреплен педагог. Он будет с ними работать, помогать общаться со сверстниками и заниматься после уроков, если это будет необходимо.

Что же касается региона в целом, то, по информации главы ХОГА Юлии Светличной, в 2017—2018-м учебном году инклюзивные классы появятся в 135-ти школах, что в 15 раз больше, чем в прошлом году.

Как к реформе относятся учителя

Учитель истории и правоведения физико-математического лицея № 27 Юлия Давидич считает, что школьникам действительно стоит разгрузить программу.

«Сейчас дети очень нагружены. У них по восемь уроков в день, к каждому надо готовиться, а помимо этого у них различные кружки. Я классный руководитель в пятом классе и знаю, что обычный ребенок ложится спать не раньше полуночи», — говорит Юлия.

Летом преподавательница стала участницей программы обмена учителей истории из городов-побратимов Нюрнберга и Харькова и смогла сравнить систему обучения Германии и Украины. По ее словам, существуют значительные различия в подходах к обучению в двух странах. К примеру, немецкие школьники изучают только историю Германии, а к Всемирной приступают только в университете.

«В нашей школе изучаются отдельно история Украины и Всемирная история. Выделяется два часа на историю Украины и час на Всемирную.

На Всемирной истории учитель должен объяснить ученикам материал касательно разных стран. Может, и стоит немного разгрузить нашу систему, добавив еще один год обучения.

С другой стороны, сейчас и в 11 классе идет больше повторение пройденного», — рассуждает Юлия Давидич.

Учитель Харьковской специализированной школы-интерната “Лицей «Правоохранитель»” Ольга Уткина уверена: общество готово к реформе образования.

По ее мнению, главные изменения должны произойти по трем направлениям.

Учителям нужно дать свободу в выборе учебников и программы, сократить контролирующие функции управления образования и методических центров и повысить заработную плату.

«Я думаю, если эти три составляющие все-таки будут реализованы, то реформа пройдет на „ура“», — утверждает Ольга Уткина.

Источник: https://nakipelo.ua/reforma-obrazovaniya-bez-domashki-i-so-svobodnoj-programmoj/

Старт Новой украинской школы: первые результаты реформы школьного образования в Украине

Реформа образования в Украине: учебный календарь на 2017/18 год

Еще осенью 2017 года Верховная Рада приняла новый закон об образовании, который вводит реформу школьного образования.

Теперь среднее образование в Украине станет 12-летним и будет делиться на три уровня: начальное образование (1−4 классы), базовое среднее образование (5−9 классы) и профильное среднее образование (10−12 классы), которое будет состоять из двух уровней — профессионального и общеобразовательного. Но эти образовательные инновации будут внедряться не сразу — реформа растянута на 10 лет.

Новый учитель для «Новой школы»

В этом году изменения коснулись пока только начальной школы. Почти 450 тыс. первоклассников с начала учебного года пошли в «Новую украинскую школу». Именно так называется реформа школьного образования. Для новой украинской школы создан новый стандарт образования и новые учебные программы, предполагающие серьезные нововведения в методике преподавания.

Изменения, которые предполагаются вводить в школьном образовании, можно назвать революционными.

Их цель — избавиться от анахронизма советской школы, который предполагает выполнение инструкций, преподавание учебных дисциплин по единому календарному плану, в котором для каждого класса по каждому предмету, каждой теме прописаны количество уроков и что когда на них должны делать учитель и ученики. Под эти планы составлялись и школьные учебники.

Реформа же дает учителю свободу действий. Новый образовательный стандарт детально прописывает результаты, которые должен показать ученик по каждой теме, семестру, году. А вот как их добиться — уже работа учителя.

Учитель в новой украинской школе должен стать помощником и партнером ученика. Творческий подход не просто поощряется — он становится главным требованием для учителя, который должен сам готовить авторские учебные стратегии, составлять свою программу, планировать учебный материал, выбирать учебники и методики преподавания.

Кроме того, общие принципы обучения и профессионального развития учителя, конкретный перечень его обязанностей, а также моральный облик учителя теперь закреплены в профессиональном стандарте учителя начальных классов, разработанном Министерством образования и науки. «МОН сделало беспрецедентные шаги.

Новая программа, которая прошла „пилот“, массовая „прокачка“ учителей, деньги на оборудование и мебель. Если мы сравниваем эти действия с предыдущими правительствами, то это беспрецедентно. Такого не было раньше», — заявил Realist’y директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный.

Новое пространство для ученика

Теперь ученики младших классов будут учиться, играя. Не будет домашнего задания и оценок. Сегодняшняя концепция в мотивации учиться для ребенка — не наказывать его за ошибки, а думать о его прогрессе и разъяснять цели, к которым он должен двигаться.

Одним из фундаментов новой украинской школы является создание нового образовательного пространства, которое должно обеспечить возможность не просто приобретать знания, а учиться использовать их на практике, а также овладевать навыками практической жизни.

Теперь класс должен быть разделен на несколько учебных зон: зона учебно-познавательной деятельности (с партами/столами), сменная тематическая зона (доски/флип-чарты /стенды для диаграмм с ключевыми идеями), игровая зона (настольные игры, инвентарь для подвижных игр), зона художественно-творческой деятельности (полочки для хранения принадлежностей и стенд для выставок детских работ), уголок живой природы для проведения опытов (проращивания зерна, наблюдения и ухода за растениями, аквариум), уголок отдыха, детская классная библиотека и уголок учителя.

Новая украинская школа — это еще и школа, доступная для всех. Именно поэтому дети с особыми потребностями смогут учиться в обычных классах и работать в команде.

«Пилотные» испытания

Старту реформы предшествовала масштабная подготовка. В 2017/18 учебном году новый стандарт образования уже прошел «тестирование» в 100 украинских школах. В каждом регионе выбрано по четыре школы, в которой набрали по два класса.

К новому учебному процессу, включающему программу и методику (2018/19), предстояло подготовить и учителей.

Для них был создан бесплатный дистанционный курс, разработанный иностранными специалистами и специалистами из частных инновационных школ в Украине. Специализированные тренинги проводились и на базе институтов последипломного образования.

Также функционирует сайт «Новая украинская школа», где собрано много материалов не только для учителей, но и для родителей.

Переподготовку прошли более 40 тыс. учителей: 22 тыс. учителей начальной школы, а также учителя иностранных языков для первых классов.

В «пилотном» проекте принимала участие и школа № 5 Печерского района Киева. Ее учителя прошли все разнообразие тренингов по освоению новой учебной программы и методик преподавания. Об этом Realist'у рассказала директор школы Светлана Олексюк.

«Перед началом „пилотного“ проекта мы пригласили учителей, объяснили им, какие предполагаются изменения: в отношениях учителя и школы, учителя и родителей и, конечно же, учителя и детей.

В июне 2017 года первые наши учителя прошли большой тренинговый курс, в июле того же года — параллельное обучение всех учителей английского языка в British Council (культурно-образовательный центр посольства Великобритании. — R0) и отдельный тренинг для учителей от МОН».

По словам Светланы Олексюк, все издательства, которые готовили материалы для этого «пилота», предоставили несколько образцов учебников, дидактических материалов, с которыми они сразу же начали работать. Для этих учителей уже стартовал «пилотный» проект обучения во втором классе.

Но, отмечает Светлана Олексюк, на старте нового учебного года новым образовательным правилам все же не хватает четкости и конкретики. «Нам было бы важно знать, что из учебно-дидактических материалов конкретно нам дадут и когда», — пояснила она.

Планы и реальность

Впрочем, в реалиях нашей страны такие радикальные изменения не могли пройти гладко. За несколько дней до начала года выяснилось, что классы не оборудованы: мебель-трансформеры не закуплены и даже учебники не напечатаны. И как это часто бывает у нас, государство предложило школам переложить на плечи родителей создание и обеспечение новых образовательных пространств для их детей.

Родители не скрывают своего разочарования и негодования. В социальных сетях в красках рассказывают обо всех проблемах, с которыми столкнулись накануне начала учебного года.

В группе «Батьки SOS» мамы и папы первоклашек описывают школьные «поборы», рассказывают о внедрении новой образовательной концепции только на словах, саботаже образовательных инноваций со стороны директоров и учителей школ, о неготовности и неподготовленности учителей, а также — о своих больших опасениях в эффективности нового подхода к обучению.

На образование по новом стандарту в этом году Кабмин выделил 1 млрд грн

На образование по новом стандарту в этом году Кабмин выделил 1 млрд грн. Эти деньги должны были пойти непосредственно на создание нового образовательного пространства.

40% этой суммы предусматривалось на закупку дидактических материалов для 1-х классов, еще 40% – на закупку современной мебели для начальных классов новой украинской школы, а оставшиеся 20% – на закупку компьютерного оборудования для тех же начальных классов.

Большую часть денег правительство распределило и передало на места еще в апреле. А буквально за несколько дней до начала учебного года выяснилось, что школы готовы лишь на 50−70%: деньги освоены лишь наполовину, многие не смогли провести тендеры.

В Минобразования обвиняют местные власти в срыве курса на новую украинскую школу. В связи с децентрализацией Киев финансирует заработные платы — все остальное местные бюджеты.

С опозданием поступят в школу и учебники — по словам министра Лилии Гриневич, как минимум на месяц. Причин этому в МОН видят несколько. Так, для первого, пятого и десятого классов издаются около 18 млн экземпляров, что в 2,5 раза больше, чем обычно. Также проблемы возникли с плагиатом в учебниках и последующими судебными исками об авторских правах.

Стоит отметить, что не все школы опоздали с внедрением реформы «Новая украинская школа». Но те, кто успели, готовились к этому заранее.

«Мы не с 1 сентября этого года внедряем новую украинскую школу, — говорит директор столичной школы № 5 Светлана Олексюк. — Зная о необходимости создания новой образовательной среды, мы давно начали работу по полному переоснащению школы. Целый год мы приглашали производителей всего, что нам нужно, тщательно выбирали, подбирали и даже тестировали».

Реформа “Новая украинская школа” требует изменений от учителей – ученики-то давно уже изменились

Эти успешные примеры показали, что «Новая украинская школа» — это, прежде всего, изменения в головах работников сферы образования: в мышлении, философии, подходе к организации работы школы и, конечно, процессу обучения.

Реформа требует отойти от командно-административного метода во всем: указаний сверху, стандартных планов, одинаковых методик и даже учебных программ.

От учителя ожидаются творчество в работе и готовность взять на себя ответственность за результаты своей работы — показатели учеников. Это возможно только, если у учителя есть огромное желание научить детей, прежде всего, учиться и полюбить школу.

Такой учитель не будет бояться брать на себя ответственность за результаты обучения. Украинская школа начнет обновляться вместе с учителями и работниками образования. Ведь ученики-то уже давно изменились.

Источник: https://realist.online/article/novaya-ukrainskaya-shkola-reforma-kotoraya-lomaet-uchitelej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.