Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Содержание

Когда и как оставлять ребенка дома одного

Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного? Прививать своему малышу самостоятельность можно и нужно, но, предвидя последствия, очень важно оценить его психологическую зрелость.

Отчасти это и является ответом на вопрос «когда», поскольку общих рамок и норм не существует: некоторые дети в состоянии остаться одни дома уже в 5 лет, другие и в 12 будут тревожиться или набедокурят, если оставить их без контроля.

Психологи утверждают, что самостоятельность и ответственность в раннем возрасте во многом определяются темпераментом и характером ребенка. Для того чтобы можно было спокойно доверить малыша самому себе и не беспокоиться за его безопасность и эмоциональное состояние, следует готовить его к этому заблаговременно.

Как подготовиться?

С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

  • дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;
  • ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;
  • постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?

Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

  • ребенок способен сам занять себя более двух часов;
  • не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
  • хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
  • играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
  • за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
  • умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
  • не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
  • способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
  • знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
  • соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?

Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу обещание важно неукоснительно выполнить.

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом

Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые ни в коем случае делать нельзя. Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

  • никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;
  • нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);
  • не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;
  • запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.

Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его самооценке – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.

Маргарита Прокопец

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kogda-i-kak-ostavlyat-rebenka-doma-odnogo/

Как воспитать самостоятельного ребенка?

Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Во времена нашего детства мир за окном не казался таким враждебным, и 5-летних детей спокойно оставляли играть во дворе в компании сверстников или отправляли за хлебом в ближайший магазин.

Ребенок учился чувствовать свободу и ее границы для себя, проявлял инициативу. Сейчас все изменилось, и родителям приходится придумывать новые способы привить ребенку самостоятельность.

Главное – вовремя начать. 

Но прежде мамам и папам надо смириться с фактом, что самостоятельность у ребенка всегда связана со свободой выбора, с независимостью. Ведь далеко не все родители согласятся с тем, что их малыш будет сам принимать решения. Действительно, ребенок еще многого не понимает, не имеет достаточно опыта и знаний, как же можно давать ему возможность обходиться без контроля взрослого? 

Такие опасения небезосновательны, но именно поэтому самостоятельность у ребенка и должна воспитываться родителями, чтобы не быть бесконтрольной и иметь четкие рамки. В свободе принятия решений нет ничего плохого, если научить ребенка подчинять ее правилам. А желание мам и пап  оградить малыша от малейших трудностей взращивает в детском характере нерешительность, тревожность, инфантильность.

Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка

Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте. 

Конечно, сложно сдержаться, когда кажется, что весь мир полон опасностей.

Трудно побороть свой страх, преодолеть ощущение собственной ненужности или просто выделить дополнительное время, чтобы позволить ребенку справиться с какой-то задачей самому.

Но мудрые родители понимают, что, поддавшись собственным чувствам, страхам и временному удобству, они препятствуют естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности. 

Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:

* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей.

Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки… Но если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется. 

* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т.д.

 Поэтому ваша задача – обеспечить малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями.

Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать, поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым… Личный опыт намного прочнее теории.

* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно их соблюдать.

Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки.

Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.

И, безусловно, родителям не следует забывать, что каждому возрасту присущ свой уровень самостоятельности.

Ранний старт (от 1 года до 3 лет)

Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, но проходит время, и он уже готов делать первые шаги к автономности.

Только вот родители часто не успевают сами меняться и соответствовать развитию сына или дочки.

Поэтому основная задача в этот период для взрослых – не упустить начало зарождения детской независимости, чтобы не пришлось потом мучительно и настойчиво формировать то, что могло бы возникнуть естественным путем.

В возрасте до 3 лет должен сформироваться первый «бастион» самостоятельности – элементарные навыки самообслуживания: умение есть, одеваться-раздеваться, собирать вещи, умываться. Существует множество потешек, прибауток, простых игр и песенок, которые помогают родителям в этой задаче, делая процесс легким и непринужденным. 

Кроме самообслуживания ребенок уже может проявлять свободу выбора, собственное мнение и инициативу. Позвольте малышу самому решать, какой краской и какую картинку он хочет нарисовать, во что и сколько хочет играть, из какой чашки пить и в какую сторону идти гулять.

Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к детской самостоятельности.

Бывает, ребенок на время остается без присмотра (допустим, на прогулке мама отвлеклась). Поэтому внушите ему заранее основные правила поведения вне дома (нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними, даже если они умоляют, стыдят или сулят что-то интересное), а также обговорите разрешенный маршрут перемещения (допустим, гуляя на детской площадке, не выходить за ее пределы). 

Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость.

При адекватном воспитании на предыдущем этапе малыш уже многое умеет сам и все больше пытается включиться во взрослую жизнь, проявляя интерес к делам родителей.

Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности. 

Основная деятельность ребенка этого возраста – это сюжетно-ролевая игра, в которой малыши чаще всего берут на себя роли взрослых и проигрывают сценки из жизни. Вот ваша дочка уже «стала мамой» и катает коляску с младенцем. А сын начинает ремонт в квартире игрушечными инструментами.

Поэтому и самостоятельность у ребенка нужно развивать в игровой форме, придумывая разнообразные истории. Например, мытье в ванной можно превратить в игру «Пенное море», где сам малыш – Морской царь, которому необходимо с помощью губки и мыла покрыть себя пеной (а заодно и помыться).

Или попробуйте поиграть с малышом в «Волшебное тесто», доверив ему процесс разминания и лепку фигурок с помощью формочек.

Вспомните свое детство и дайте волю фантазии, дети легко включаются в игру и через какое-то время будут сами подсказывать новые игровые приемы, а чуть позже – и обходиться без них.

Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто заниматься «самообслуживанием» (хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, завязки, кнопки и т.д.), он уже в состоянии заботиться о других членах семьи.

Пусть на элементарном уровне, но этот навык дает бесценный толчок для эмоционально-волевого развития ребенка. Просите вашего кроху поиграть одного в комнате, пока мама принимает ванну, ведь она так устала.

Хорошо, если малышу дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами. 

Кроме того, в этом возрасте ребенок учится делать выбор, принимать решения и оценивать свои действия. Главное – позволить ему это. Например, вы собираетесь в садик.

Приготовьте для него одежду по погоде и разрешите самому выбрать, в чем он пойдет, и одеться.

Пусть малыш на первых порах будет выглядеть нелепо, но подводите его к правильному решению ненавязчивыми вопросами: «Удобно было в садике в длинном платье? Может, лучше отложить его до праздника?» Позвольте ребенку самому делать выводы.

Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)

Теперь самостоятельность у ребенка – это не только умение делать что-то самому и занимать себя, но и нести ответственность за свои поступки. Пора поручать ребенку определенные обязанности, касающиеся уже не только его самого, но и семьи в целом.

Это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что малыш будет делать без вашего напоминания и регулярно. Можно даже ради этого посадить дома растение, выбранное ребенком, за которое он сам будет отвечать. Вам не стоит вмешиваться, даже если вы заметите, что малыш забывает его поливать.

Пусть он сам увидит результат своих трудов или ошибок. Вы же можете лишь помочь ему сделать выводы и попробовать вновь.

К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее старайтесь создавать для малыша хотя бы видимость свободы.

Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость.

Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.

В целом, когда ребенок подходит к возрасту старшего дошкольника, родителям хорошо бы становиться немного «ленивыми». Так ребенку делегируется право самому распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать другим членам семьи.

Например, маме может быть лень выносить мусор, рано вставать в выходные, сидеть с ребенком полтора часа, пока он не уснет, или уговаривать его поесть.

Однако нужно понимать, что все это возможно, только если раньше маме было не лень помогать ребенку в развитии его независимости.

Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направлять в нужное русло. Кстати, во многом воспитать самостоятельность у ребенка помогает методика Монтессори.

Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки (сначала в форме игры), ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.

Звёздные родители

Наталья Ионова, певица, Лида (7 лет), Вера (2 года)

«Я переживаю, когда дочки «лихачат», но всегда помню себя в их возрасте, когда хотелось лазать, бегать, прыгать…

Ежеминутно оберегать их от всего бессмысленно, иначе они не будут готовы ко взрослой жизни. Я даю им определенную свободу в играх, но стараюсь следить за обстановкой вокруг.

Например, если это детская площадка, то она должна быть оборудована каучуком, чтобы падение было не очень страшным».

Максим Маринин, фигурист, и Артемий (6 лет)

«Чтобы сформировать у ребенка самостоятельность и более правильное представление о жизни, чем дома, мы отдали его в детский сад… Наш парень без проблем адаптировался. Сейчас он уверенно ведет себя со сверстниками и может за себя постоять. Еще я привлек его к строительству дома – мы вместе возводили беседку, баню и забор. Когда-то я так же помогал своему деду…»

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2053/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka

Один на улице: правила самостоятельности

Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Когда ребёнок ещё совсем мал, мы то и дело говорим ему: «Вот подрастёшь, будешь один в школу ходить, гулять без меня…» Но приходит время, и отпускать страшно. А вдруг потеряется? А вдруг обидят? Как же быть?

Больше всего на свете нам хочется водить чадо в школу и домой до самого выпускного. На всякий случай! Но голос разума подсказывает: это плохой вариант. А какой тогда хороший?

Дорос или нет?

Многие родители начинают шерстить Интернет в поисках ответа на вопрос: «Дорос ли ребёнок до того, чтобы гулять один?» Но чёткого ответа нигде нет.

Возрастной ценз расплывчатый: психологи советуют не отпускать одних детей младше 6 лет. Остальное уже – дело индивидуальное.

У кого-то до 11 лет ребёнок ходит за ручку с мамой, а у кого-то уже в семь добирается самостоятельно общественным транспортом. Потому что это зависит не от возраста, а от:

  • характера ребенка;
  • умения придерживаться правил и родительских наставлений;
  • способности не растеряться в трудный момент;
  • условий улицы (дорог, близости гаражей и сомнительных людей рядом и т.д.);
  • готовности самих родителей;
  • ряда дополнительных факторов (к примеру, рождение в доме ещё одного малыша ускоряет процесс «взросления» старших детей).

Поэтому сомневающимся мамам и папам стоит, прежде всего, проанализировать, готов ли ребенок к самостоятельности и готовы ли к этому они.  

Без подготовки – никак

Но перебарщивать тоже не стоит. Если до 18 лет ребёнка водить за ручку, это станет предметом для насмешек сверстников. Всё, конечно, индивидуально, но большинство детей в 9-10 лет уже самостоятельно гуляют и добираются до школы без родителей. Поэтому отпускайте свои страхи и начинайте потихоньку готовить сына или дочь.

https://www.youtube.com/watch?v=xz1crxzSOg8

Сначала – прогулка вместе с проговариванием всех опасных мест. Начинайте с лифта. Если он часто барахлит, то лучше приучать ходить пешком (так вы не будете бояться, что чадо застрянет в лифте и растеряется).

Выберите небольшой отрезок улицы, например, от квартиры до детской площадки. Учите смотреть под ноги, видеть открытые люки, проезжающие машины.

Оговорите, чего нельзя делать на детской площадке ( к примеру, на ходу прыгать с качелей или висеть на высоком турнике вниз головой, не держась руками). Не забудьте указать рамки: куда можно ходить, куда – нельзя.

Затем – постепенно увеличивайте расстояние между вами и ребёнком. То есть вы гуляете тоже, но ребёнок как будто один, хотя и в поле вашего зрения.

Собираетесь вместе, но он уже одет? Пусть идёт первый, а вы чуть позже. Что-то забыли дома? Возвращайтесь, а он подождёт на площадке.

Хотите домой? Дайте ему ещё десять минут на самостоятельную прогулку, пусть вернётся домой сам. Такие тренировки очень важны!

И, наконец, отпускайте, а сами поглядывайте в окошко. Пройдёт время, и вы будете наблюдать за прогулкой все реже – когда успокоитесь и поймёте, что ребёнок стал самостоятельней.

Дорога в школу и на секции

Чаще всего в школу дети начинают ходить после того, как освоили самостоятельную прогулку. И, в большинстве случаев, отпускают школьников одних родители после того, как сами школьники начинают об этом просить.

Здесь действуют те же правила подготовки: сначала пройти всю дорогу с учеником, оговорить все опасные моменты. Затем – позволить ему идти одному, и шагать поодаль. Можно понемногу сокращать часть совместного пути (провожать до половины, до четверти и т.д.).

И наконец, полностью самостоятельная дорога. Хорошо, если ваш ребёнок первое время будет ходить с кем-то из друзей.

Кстати, гораздо спокойнее, если у школьника будет с собой мобильный телефон, по которому он позвонит маме или папе после того, как доберётся до учебного заведения.

Многие родители вообще поначалу устраивают буквально онлайн-конференцию, когда ребёнок идёт один и параллельно общается по телефону, рассказывая, что видит и что делает. Главное – чтобы такое общение не помешало правильно перейти ту же дорогу и быть внимательным.

Как аналог сотовому сейчас в магазинах продаются наручные часы с обратной связью. Они подают сигнал на мобильный телефон родителей, по которому те видят, на каком расстоянии от них ребёнок, с какой скоростью движется и т.д.

Важные моменты

И напоследок, важные моменты, которые помогут ребёнку передвигаться по городу самостоятельно:

  1. Не пользоваться зонтиками, они закрывают обзор. Лучше отдать предпочтение дождевикам и непромокаемым курткам.
  2. При переходе сложной дороги дождаться взрослых и перейти с ними.
  3. Не разговаривать с чужими людьми. Если кто-то пристаёт, кричать: «Я вас не знаю!»
  4. Всегда созваниваться с кем-то из родителей, чтоб не разминуться.
  5. Домашний адрес и номера телефонов родителей должны отскакивать от зубов, иначе – никакой самостоятельности.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-7-12/obraz-zhizni/odin-na-ulitse-pravila-samostoyatelnosti/

С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного?

Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Родителям младенцев пока рано задумываться над вопросом, когда ребёнок сможет остаться дома в одиночестве. Однако через несколько лет (шесть? восемь?) ответ искать всё же придётся.

Любопытно, что точных временных рамок не существует, поскольку всё будет зависеть от сочетания нескольких факторов: физических и интеллектуальных способностей малыша, уровня его самостоятельности, отзывчивости соседей, желания самого ребёнка и, безусловно, психологического настроя мамы и папы.

В любом случае родителям следует знать не только, с какого возраста дети остаются в одиночестве дома, но и правила подготовки малыша к данному событию и основные меры безопасности.

Юридическая точка зрения

Первоначально обратимся к зарубежному опыту. Так, в США нет единого закона, который бы регламентировал минимальный возраст, начиная с которого ребёнок способен находиться дома в полном одиночестве. Законодатели каждого штата решают этот вопрос на своё усмотрение.

Например, в Аризоне возраст «домашней самостоятельности» начинается с 10 лет, а в Мэриленде – когда ребёнку исполнится 18 лет. Естественно, за несоблюдение этих законодательных актов родители понесут строгую ответственность.

Канадские законы более конкретные: во многих провинциях запрещается оставлять ребёнка до 10-летнего возраста. А вот если чаду нет ещё 16 лет, то возможно покинуть его не более чем на 2 часа. Если этот временной интервал увеличивается, взрослые должны предоставить уважительную причину задержки.

В подавляющем большинстве европейских стран не существуют возрастных ограничений. То есть данный вопрос отдан «на откуп» родителям. Однако в случае форс-мажора власти будут решать, правомочно ли поступил взрослый, оставив ребёнка в одиночестве. Кроме того, имеются и многочисленные рекомендации, не носящие обязательный характер.

Отечественным законодательством также не определены чёткие возрастные границы, по достижению которых ребёнок может оставаться один дома. Таким образом, этот вопрос всецело передан на родительское усмотрение. Вот почему взрослым необходимо руководствоваться здравым смыслом и понимать, что именно на них лежит ответственность за благополучие ребёнка.

Тест на самостоятельность

Психологи убеждены, что оставлять ребёнка дома одного можно с семилетнего возраста. Среднестатистический первоклассник обычно понимает разрешённые и запрещённые действия, умеет пользоваться средствами связи.

Однако специалисты отмечают, что 7 лет – условный ориентир, поскольку следует принимать во внимание особенности темперамента, поведенческих реакций и сформированность навыков самообслуживания.

Оценить предварительную готовность ребёнка к «домашнему одиночеству» можно при помощи нескольких вопросов.

  1. Ребёнок способен занять себя на 1,5-2 часа, не дёргая постоянно родственников?
  2. Он не против оставаться в одиночестве и стремится к самостоятельности?
  3. Его не страшит темнота, закрытые помещения?
  4. Он осознаёт рамки дозволенного, понимает смысл слова «нельзя»?
  5. Он может пользоваться мобильником, популярными мессенджерами?
  6. Справляется ли он с определёнными домашними обязанностями?
  7. Родителям нет нужды отслеживать каждое его действие?
  8. Он назубок знает телефоны служб экстренной помощи?
  9. Он способен позвать на помощь соседей?
  10. Сможет ли он разогреть себе пищу, налить воды?

Положительные ответы на все вопросы означают, что ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Если есть сомнение хотя бы по одному пункту, лучше не рисковать.

Категорически не следует оставлять ребёнка в одиночестве, если родитель ответил «нет» на большинство вопросов, а также если малыш:

  • в данный момент недомогает (лихорадочное состояние, рвота, астматический или эпилептический приступ могут угрожать здоровью);
  • «особенный» (не следует оставлять одного аутиста, ребёнка с ДЦП или интеллектуальной неполноценностью);
  • отличается чрезмерной активностью, инициативностью, непослушанием (такие дети нередко придумывают занятия, могущие закончиться плачевно);
  • отличается доверчивостью и может открыть дверь любому незнакомцу;
  • излишне впечатлителен и эмоционально неустойчив, боится громких шумов, темноты.

Таким образом, прежде чем оставить ребёнка одного в квартире, следует учесть множество нюансов. Возраст не является единственным показателем, гораздо важнее, насколько психологически взрослым является ваше чадо.

Принципы домашней безопасности

Представьте, что целая квартира остаётся в полном распоряжении маленького экспериментатора. Представили? Теперь нужно максимально обезопасить ребёнка от возможных инцидентов. Начать нужно с жилья, а уже затем перейти к обсуждению правил поведения с ребёнком.

  1. Предварительно закройте все оконные рамы. Лучше всего их оборудовать особыми блокираторами, которые сможет открыть только взрослый.
  2. Если у ребёнка есть доступ к интернету, следует установить на компьютер особое программное обеспечение, которое убережёт технику от вирусных атак, а ребёнка – от вредной информации.
  3. Уберите подальше все таблетки, спички, табачные изделия, химические препараты и алкогольные напитки. Также следует перекрыть газ (желательно!), спрятать опасные острые предметы, проверить исправность электрических приборов и проводки.
  4. Убедитесь, что ребёнок умеет пользоваться микроволновой печкой. Если нет, то следует приготовить перекусы, не нуждающиеся в разогревании: бутерброды, хлопья с молоком.
  5. Объясните, что при возникновении ЧП (чувствуется запах дыма, гари, отсутствует электричество, хлещет вода в ванной) необходимо обратиться за помощью, а не пытаться исправлять ситуацию своими силами.
  6. Запишите в сотовый телефон ребёнка свой и бабушкин номер, а также номера скорой, пожарной помощи. Проверьте, чтобы малыш знал имена мамы и папы, адрес проживания.
  7. Объясните, что запрещено впускать в квартиру незнакомцев, даже если они представляются медиками, сотрудниками полиции. Если кто-то звонит в дверь, необходимо сообщить об этом маме.
  8. Через определённый промежуток времени нужно звонить ребёнку, чтобы убедиться – всё в порядке. Разговаривать нужно спокойно, чтобы малышу не передалась ваша тревога. Можно заранее договориться с соседями, чтобы те наблюдали со стороны за вашим чадом.

Не следует закрывать ребёнка в квартире! В случае возникновения экстренной ситуации, например, пожара, он не сможет выбраться из помещения, что может закончиться плачевно.

Подготовка и первый опыт

Итак, все инструкции розданы, ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Осталось понять, как пройдёт этот самый первый одинокий день вашего чада.

  • Не оставляйте в первый день ребёнка надолго. Отправьтесь в магазин или аптеку на четверть часа. Затем время отлучки следует увеличивать до получаса, 60 минут. В 7-8 лет ребёнок не должен быть в одиночестве больше 1,5-2 часов.
  • Всегда возвращайтесь в строго оговоренное время. У ребёнка в восьмилетнем возрасте возникают страхи, касающиеся смерти родственников. Так что каждое опоздание будет для него настоящим стрессом.
  • Нельзя оставлять ребёнка наедине с самим собой, если заранее не придумать ему увлекательное занятие. Это может быть обучающая игра на компьютере, раскраска с карандашами, конструктор, интересные мультфильмы. Отсутствие развлечений чревато баловством.
  • Нельзя уходить из квартиры, если ребёнок спит. Даже самый самостоятельный отпрыск может перепугаться, обнаружив отсутствие домочадцев. Такие случаи чреваты возникновением страхов и отказом от нахождения дома в одиночестве.
  • Не стоит наказывать ребёнка за беспорядок, устроенный в ваше отсутствие. Совершенно естественно, что, став на время единоличным хозяином квартиры, малыш начнёт её изучать. Так, девочка может мерить мамину одежду, мальчуган – изучать отцовские инструменты.
  • Обязательно расспрашивайте, чем был занят ребёнок. После возвращения родителям необходимо заняться сначала ребёнком, а уже затем домашними хлопотами. Не забудьте похвалить его за отвагу и проведите вечер вместе, читая книжку или просматривая мультфильмы.

Источник: https://detki-pogodki.ru/vospitanie/s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-rebenka-doma-odnogo

В пределах разумного: когда можно оставлять ребенка дома одного и о чем нужно помнить при этом — статьи на pandaland

Тест на самостоятельность: готов ли ваш ребенок остаться дома один

Рано или поздно в жизни каждого родителя возникает момент, когда нужно оставить ребенка дома одного, чтобы успеть сходить по своим срочным делам. Взрослые переживают из-за этого, начинают просить подруг, родственников и знакомых, чтобы они присмотрели за ребенком. Но и это не выход из ситуации.

Когда-то чадо должно приучаться к самостоятельности и взрослеть. Нахождение дома без родителей также входит в это понятие.

Теперь важно выяснить для себя: готов ли малыш оставаться дома в одиночестве на некоторый отрезок времени или лучше не рисковать? Перед вами тест, который поможет понять настроенность ребенка, а также другие полезные советы.

Существует два основных пункта, по которым можно определить, когда малышу можно остаться одному: его добровольное согласие и, собственно, его зрелая готовность для такого ответственного дела.

Остановимся на них подробнее.

1. Малыш согласился

Ребенку должно исполниться хотя бы 5 лет, чтобы он мог оценить ситуацию – каково это, остаться дома в одиночестве.

Его согласие должно быть осознанным.

Например, вы говорите чаду: «Доча, сейчас я схожу в магазин за молоком, ты посидишь 10 минут, а я тебе за это принесу мороженое», или так: «Сына, давай ты немного посидишь и почитаешь, посмотришь мультики, а я схожу за хлебом и мясом, чтобы сделать покушать, хорошо?».

Чувствуете разницу? В первом варианте видно некое манипулирование при помощи еды, во втором мы видим простую необходимость. И чадо должно понимать, когда остаться одному ну просто-таки нужно, так как есть и другие не менее важные обстоятельства.

2. Малыш объективно готов для того, чтобы побыть дома одному

Чтобы оценить степень его готовности – пройдите тест на самостоятельность.

  • Ваш кроха способен в течение 2-х часов заняться чем-то без вашего контроля, и не ищет вас каждые 2-4 минуты.
  • Малыш может оставаться в темной комнате и не боится закрытых дверей, он спокойно играется у себя и спит без включенного света.
  • Ребенок может определить для себя границы, что можно делать, а что делать категорически нельзя и почему именно.
  • Чадо «примеряет» на себя разные взрослые роли («врач», «мама/папа», «полицейский» и т.д.)
  • Играя, ребенок не причиняет себе и другим боли, так как понимает, что может сделать неприятно, он всячески избегает болевых ощущений, жалеет младших детей и животных, относится с уважением к взрослым, сверстникам. Игрушки, правда, не относятся к этой категории – их крушат все детишки, и это не плохо, так они развивают тактильные и иные качества.
  • Малыш знает, как звонить по телефону и как отвечать на входящие вызовы.
  • Ребенок не умеет долго обижаться и таить обиды, злость. Он не знает, как составлять «планы мести», а сразу готов простить обидчика.
  • Малыш знает цену своим поступкам: «Я сделал нехорошо, родители будут недовольны», или «Я молодец, мама и папа будут рады».
  • Ребенок выполняет по дому какие-то обязанности (заправляет постель, убирает одежду и игрушки).
  • Малыш соблюдает режим дня без контроля родителей (ест, спит примерно в одно и то же время). У таких детей более развит самоконтроль.

Если, пройдя тест, вы ответили «Да» хотя бы на 8 пунктов из 10, то ваш малыш уже способен оставаться дома в одиночестве и не требует вашего неусыпного внимания. Если же положительных ответов гораздо меньше – лучше не рискуйте.

В каком возрасте оставлять ребенка и как это сделать?

Детей до 7 лет детские психологи советуют не оставлять одних дома. В возрасте 7-8 лет они могут оставаться в одиночестве около 1-2 часов, а в 9 и старше – родители могут отсутствовать и более длительный период времени.

В первый раз покидайте дом не более чем на 15 минут. Постарайтесь не выходить за этот отрезок по крайне важным делам. Сходите, например, в супермаркет за молоком или хлебом.

Покажите ребенку на часах, когда именно вернетесь обратно. Он должен понять, как именно долго вас не будет. Пообещав вернуться в определенное время – сдерживайте слово.

Не опаздывайте, чадо ведь будет вас ждать.

Вернувшись, оцените общее состояние ребенка: что он делал в ваше отсутствие, каково его эмоциональное состояние.

Если вы видите, что ребенок стоит у двери и плачет – самостоятельные экзерсисы откладываются.

Если вы ушли на 1 час и более – периодически названивайте ребенку и беседуйте, чем он занимается, как его настроение. Рассказывайте, что делаете вы и как скоро вернетесь. Таким образом вы поддерживаете его и успокаиваете себя.

Что должен знать и делать ребенок, оставаясь дома в одиночестве?

1. Безопасность. Ребенок должен уметь собираться, одеваться, помнить о шапке, варежках, если лето – о панамке, кепке. Малыш должен помнить дорогу из школы до дома и обратно. Он должен знать основные правила дорожного движения, думать, как пешеход, помнить о «зебре» и цветах светофора (какой цвет что означает) и т.д.

Чадо должно иметь ключи от квартиры, и держать их в укромном месте, рядом с телефоном, и не давать даже друзьям подержать их или поиграться. Ребенок должен помнить, что разговаривать с чужими взрослыми нельзя, тем более, что-то брать у них или куда-то идти вместе с ними, а также нельзя рассказывать, где находится дом, и с кем он живет.

2. Дом и быт. Помните о том, что каждый ребенок очень любопытный, поэтому он может устроить «экскурсию» по дому, изучая все запретные места во время вашего отсутствия. Спрячьте подальше все опасные и ценные вещи. Уточните все правила использования домашней техники. Расскажите, что может случиться форс-мажор с техникой, и что делать в таком случае.

Случается и так, что ребенок может остаться без готовой еды. Научите чадо готовить простейшие блюда: стряпать бутерброды, варить яйца или гречку. Запивать можно водой, кефиром или морсом.

3. Связь. Ребенок должен уметь звонить маме и папе с мобильных и обычных телефонов. Научите его, если что, обращаться к соседям. Расскажите, к кому звонить в случае ЧП: в полицию, пожарную службу, «скорую» помощь. Объясните, что баловаться с телефонным аппаратом нельзя.

4. Посторонние. Донесите  до ребенка основное: ни при каких условиях нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, как бы правдоподобно они ни говорили.

Расскажите, что если мама или папа захотят что-либо передать ему, то сделают это через родственников или знакомых чаду людей, или же примчатся сами.

Ребенок не должен никому говорить, что дома взрослых нет.

5. Друзья ребенка. Объясните чаду, как часто должны приходить в гости его друзья. Можно ли приглашать их во время вашего отсутствия? Определитесь с этими нюансами и убедите малыша в своем мнении.

Что должны и не должны делать родители?

  • Доверие. Если вам нужно отлучиться из дома – то научитесь доверять ребенку. Отдавайте ему ключи от дома, разрешайте пользоваться телевизором и другой техникой, предварительно проинструктировав его. Не звоните каждые 10 минут и не изводите своими подозрениями.

    Ваше недоверчивое отношение будет серьезно напрягать ребенка и пугать.

  • Самое необходимое. Научите ребенка самостоятельно переодеваться по приходу домой из школы.

    Вернулся с учебы – помыл руки – переоделся – повесил одежду в шкаф – согрел еду – помыл посуду – вытер пол или стол (если надо) – помнил, где лежат тряпки, чистая одежда и так далее.

  • Еда. Помните, что ребенок, вернувшись домой, может накинуться на сладкое или вредное.

    Старайтесь прививать ему культуру правильного питания. Для этого прячьте все вредности подальше и оставляйте ту еду, которую приготовили сами, и которую он обычно ест с удовольствием. Если ему не нравится суп из брокколи – то сами знаете, кушать его в ваше отсутствие он не будет.

    Бывает и так, что малышу еще рано пользоваться различными приборами – в таком случае оставляйте еду в специальном контейнере или термосе. Потом все же научите чадо пользоваться всем необходимым.

  • Безопасность. Любой кроха всегда немного волнуется, когда остается в квартире один-одинешенек.

    Создавайте для него удобные условия: припасите любимые мультфильмы, игры, телефон, пусть он вам звонит, если соскучится или испугается, хоть по 5 раз за 10 минут.

Что родители делать не должны? Не игнорируйте его страхи. Не устраивайте внеплановые проверки и не требуйте слишком многого.

Ситуация HELP, ситуация SOS!

Объясните ребенку, что могут возникнуть некоторые опасные ситуации, о которых важно помнить. Если надо – оставляйте инструкцию, как поступать в том или ином случае.

  • Травмы. Научите малыша самостоятельно останавливать кровь, пользоваться мазями и йодом, прикладывать лед. А лучше всего – пусть звонит маме или папе, если что-то себе повредит.
  • Отключили свет. Оставляйте про запас ночник с батарейками, покажите, где находится фонарь, свечи (обязательно расскажите про правила обращения с огнем). Придумайте развлечение, чтобы он не боялся темноты в одиночестве.
  • Пожар. Конечно, было бы здорово, чтобы вашему малышу не пришлось оставаться наедине с таким случаем. Но все же, разъясните крохе: нельзя бежать от огня в шкаф или под кровать. Тушить самому пожар можно, если его размер не более мячика. Обязательно пусть вызывает пожарную службу и выбегает в ту сторону, где меньше всего огня и дыма, и ни в коем случае не остается в квартире наедине с пламенем.
  • Кто там? Случается и так, что в дверь могут активно стучаться, звонить, ковырять в замочной скважине, кричать и требовать открыть дверь. Любой малыш может испугаться, и это вполне понятно. Объясните, что делать, если такое происходит: пусть звонит в полицию, взрослым (маме, папе, бабушке, тете, дяде). И, конечно же, донесите до чада – дверь нельзя открывать ни при каких мольбах по ту сторону глазка. Тот, кто нужно – придет, когда дома есть взрослые и не станет настаивать на визите, когда их нет.

Дорогие родители, мы желаем вам терпения в таком нелегком решении: помните, рано или поздно ваш ребенок повзрослеет, и чем раньше он приучится к самостоятельности, тем скорее начнет помогать вам в домашних вопросах. Пусть ваш дом окружают адекватные соседи, безопасные улицы и грамотная охрана!

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/v-predelah-razumnogo-kogda-mozhno-ostavlyat-rebenka-doma-odnogo-i-o-chem-nuzhno-pomnit-pri-etom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.