ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

Содержание

7 устных игр, развивающих мышление

ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе — дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Для команды «Думалогии» это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

В мультиках этому не учат: 5 шагов для эффективного решения проблем

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.

1. Прошлое и будущее

Условия игры:

Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Источник: clipartpanda.com

Например: стул

— Чем этот предмет был в прошлом?

— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

— Чем он может стать в будущем?

— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры:

Представляем любой предмет и называем его составляющие

Источник: loveofdrawing.com

Чему мы забываем учить детей?

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

(от Анатолия Гина)

Условия игры:

Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Источник: sketches.com

Например: пластиковый стаканчик

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм…

Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры:

Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Источник: drawingimage.com

Простые идеи для командной работы

Например:

— Дождь полезный, потому что растут растения.

— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть…и т. д.

Что развивает:

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры:

Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Источник: vectorstock.com

Например: дом

— Это живое?

— Нет.

— Это сделано человеком?

— Да.

— Это больше тебя?

— Да.

— Несёт пользу для человека?

— Да.

Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
  • Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры:

Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

Источник: juliesondradecker.com

Например: знакомство

— Как люди знакомились в древности?

— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.

— Как знакомятся теперь?

— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.

— Как будут знакомиться в будущем?

— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

Что развивает:

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само».

Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д.

Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.

7. Видное-неочевидное

Условия игры:

Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

Например: ботинок и летающий корабль

1) оба могут пахнуть;

2) оба могут взлететь;

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

4) оба могут быть твёрдыми;

5) могут быть одного цвета…

Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком…

Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций.

Любой подобранный вами предмет — это ещё одна новая игра!

Благодарим учеников школы Думалогия и их родителей за то, что вдохновили нас на данную статью.

17 ноября 2016, 18:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/lifehack/road-games

Игры на развитие стратегического и логического мышления

ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни. Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.

  • Игры для развитие мышления
  • Курсы на развитие мышления

Мышление может мыть образным и логическим. Образное мышление отвечает за визуализацию решаемой задачи. Например, когда нужно добраться из дома до магазина.

Мы мысленно представляем себе путь и в нашей голове формируется карта маршрута. Соответственно, логическое мышление отвечает за логику.

Используя логическое мышление, мы выбираем в какой именно магазин пойдем исходя из того что нам нужно купить и куда потом пойти.

Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память. Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления, а лучше всего проводить тренировки в игровом виде! И приятно и полезно.

Игры на развитие мышления

Чтобы мозг работал хорошо – его нужно регулярно тренировать, и лучше всего для этого подходят специальные развивающие игры и курсы.

Анаграммы

Анаграммы развивают мышление, внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Пятнашки – это отличный способ развить мышление! Вам нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, внимание, память. Также Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление. Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

Играть сейчас

Игра «Угадай операцию»

Это одно из лучших упражнений для развития мозга, потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить нужный результат. Каждый следующий уровень тяжелее предыдущего, а значит, что хорошая тренировка мозга вам обеспечена. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет, логику и скорость мысли.

Играть сейчас

Игра «Геометрические приключения»

Эта классная игра поможет Вам улучшить Ваше внимание, реакцию и мышление. Вам нужно только лишь отвечать на заданные вопросы словами «да» и «нет». Прекрасный пример игры для развития мышления, и внимания. Проверим, какого ваше мышление и внимательность?

Играть сейчас

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» – замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!

Играть сейчас

Шахматы

По истине, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Да, в эту игру вам нужно играть с кем-то. Шахматные баталии разворачиваются на доске, поделенной на 64 клетки черного и белого цветов. У каждого соперника в распоряжении 16 фигур, каждая ходит в соответствии с правилами шахмат.

Цель игры – не оставить ходов противнику, то есть. поставить мат королю.

Очень полезное занятие, которое поможет вам улучшить свою память, логику, способность выстраивать стратегию, способность предугадывать ходы противника, просчет на несколько ходов вперед.

Игра заканчивается, если король не может ходить и находится под ударом вражеской фигуры. Это шикарная игра для развития мозга. Если вы не умеете играть в шахматы, то рекомендую научиться играть в нее, как можно скорее.

Игры на логику и мышление для детей

Чтобы ребенок был сообразительным и умным, нужно развивать его логику и мышление с малых лет. А что ребенок любит делать в детстве? Играть, конечно. Предлагаем Вам следующие игры:

  1. Подберите 2-4 слова или 2-4 картинки, которые будут связаны одним смыслом или логической цепочкой. Здесь ребенок начнет применять логику, чтобы понять, что их объединяет. Игра очень интересная, а порой и познавательная, ведь всегда можно узнать, что то новое. Например: собака, ошейник, будка. Ошейник одет на собаку, которая сидит в будке.

  2. Возьмите 4 пары картинок (которые объединены опять же смыслом), разделите их на 2 группы и предложите ребенку найти по смыслу картинку из 2ой группы для первой, то есть собрать 4 пары. Например, первая группа: коляска, замок, карандаш и нитки. Вторая группа: иголка, точилка, ребенок, ключ. Думаю понятно, что парами будут: коляска – ребенок, замок – ключ, карандаш – точилка, нитки – иголка.

  3. Напишите (или составьте картинками) профессию и 6-8 предметов, часть которых относится к данной профессии, а часть – нет. И дайте задание ребенку найти предметы, которые нужны этому человек. Повторите с различными профессиями также.

Игры на стратегическое мышление

Как же его развивать? Отвечу очевидно: выполнять стратегические задания или играть в подобные игры.

Что такое стратегия? Это совокупность действий, которая приведет игрока/человека к выходу/концу/завершению задания или игры. Например, мы уже рассказали про стратегическую игру «шахматы».

В шахматах возможно огромное количество ходов, совокупность которых и приведет вас к победе или проигрышу, вот это и называется стратегией.

Только от игрока зависит, какой исход будет, а именно от его стратегии.

Еще одной известной стратегической игрой будут шашки. Шашки более простые по сравнению с шахматами, но опять же победить можно лишь при помощи стратегии, которая будет лучше, чем у противника.

Навыки стратегического мышления отлично совершенствуются в логических и тактических играх.

Курсы для развития и тренировки мышления

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курсПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Источник: https://cepia.ru/igry-na-myshleniye

12 лучших игр для развития мышления у дошкольников и школьников

ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

Появился человек на свет и сразу начинает усваивать информацию, изучать, пытаться понять, т.е. мыслить. Как в этом помочь маленькому исследователю?

Малыш проходит через несколько этапов развития мышления:

  • наглядно-действенное мышление: делаю, смотрю и узнаю, к чему приведут мои действия;
  • наглядно-образное мышление: смотрю и представляю, к чему могут привести мои действия;
  • словесно-логическое мышление: ребенку можно описать ситуацию, он в состоянии представить ее и последующие события

Мышление разделяют на несколько типов: пространственное, творческое, логическое и абстрактное.

Развивать мышление ребенка мы начинаем с самого рождения: сначала это просто демонстрация предметов и их свойств, потом начинаются простейшие игры, например, покажи все мягкие предметы в комнате, найди лишнее среди этих предметов и т.д.

Малыш с удовольствием участвует в таких забавах и параллельно развивается, но годам к 5 такие развлечения становятся неинтересными и родителю надо придумать что-то посложнее.

Конечно, можно предложить детям сборник логических задач — пусть решают, хотя эффективнее продолжить играть, только это будут настольные игры на развитие мышления, подходящие по возрасту.

Игры на развитие мышления для детей 5-7 лет

Такая веселая и компанейская «Зоомагия» в то же время

отличная игра на мышление для дошкольников. Игроки из разных голов, хвостов и тел собирают забавных существующих или совсем фантастических животных.

Но прежде чем кого-то собирать карту надо добыть: сдвинуть своей картой ряд или строку квадрата 3×3 карты и вытащить желанную картинку.

А сколько радости у детей бывает от вида единственнорогого бесхвостого когтелапа! Игра хорошо тренирует пространственное и логическое мышление, ее легко сделать сложнее для детей постарше, увеличив размер квадрата.

Еще игра на развитие пространственного мышления игроков любого возраста — это «Дженга». Принцип прост: достраиваем башню, вытаскивая деревянные брусочки-кирпичики из любого ее этажа, кроме последнего. Просто, позитивно, да еще и мелкую моторику тренирует — вот секрет популярности «Дженги» уже несколько десятилетий.

Для развития творческого мышления дошкольника можно предложить «Имаджинариум Детство». Тут надо смотреть на необычные картинки и придумывать к ним интересные ассоциации, а потом стараться угадать, что другие задумали. Качественные иллюстрации и сам процесс игры, спокойный и захватывающий, очень нравятся детям.

Логическое мышление хорошо тренируют головоломки, а с учетом возраста детей они должными быть объемными и яркими, например, как «Грузовички» или «Следопыт Колобок». Суть в правильном размещении элементов: заполнить кузов грузами разной формы, чтобы все поместилось, или проложить дорожку от одного героя к другому. Да и пространственное мышление тут участвует.

Игры, развивающие мышление детей 8-12 лет

А какие есть игры на мышление для школьников?

Для развития творческого мышления можно предложить «Имаджинариум»: картинки и правила посложнее. Или «Клазл»: тут надо изобразить в пластилине слово-задание, так чтобы можно было догадаться, но не сразу. Спокойная и увлекательная игра подойдет для спокойного вечера с семьей или друзьями.

Усложненный вариант «Дженги» — «Дженга Тетрис» отлично справится с развитием пространственного мышления. Хорошо уложить разноцветные бруски в традиционных формах Тетриса — та еще задачка.

Еще одна интересная игра для мышления, пространственного и логического одновременно, — «Роботрок». Тут игроки перемещаются по полю, собирая детали роботов, потом участники бегут к лаборатории, а уж потом собирают роботов, прикидывая, как бы побольше баллов за них получить. Несложная и увлекательная игра для пап и их детей.

Специально для развития логического мышления созданы «Данетки». Игроки расследуют необычайные происшествия, задавая вопросы на «да» и «нет». В процессе игры дети поймут, как идти от общего к частному, как строить вопросы, как обобщать и делать выводы.

Игры на мышление от 13 лет

Для подростков игры, развивающие мышление, — это уже настоящие стратегии, где все всерьез. Например, в «Нефариусе» у игрока есть скромная цель — захватить мир. Для этого надо будет шпионить, проводить исследования, воплощать изобретения в жизнь и зарабатывать деньги или по-другому разумно распределять человеческие, денежные и другие ресурсы.

Пиратская стратегия «Шакал», захватывающая и романтичная, требует тем не менее точного расчета и холодной головы. Найти на острове сокровища, захватить, донести до своего корабля, обойдя людоеда, туземцев и коварных соперников — достойная задача для тренировки ума.

Ещё полезные советы

Игры для детей в 4 года
Игры для детей 5 лет
Игры для детей в 6 лет
Игры для детей в 7 лет
Игры для детей в 8 лет
Игры для детей в 9 лет
Игры для детей в 10 лет
Игры для детей в 11 лет
Игры для детей в 12 лет
Развивающие игры для детей по математике
Обучающие игры для детей по английскому языку
Обучающие алфавиту игры
Игры обучающие читать
8 лучших настольных игр на внимание для детей
ТОП 9 настольных игр для развития речи у детей и подростков
ТОП 6 настольных игр для развития внимания и памяти у детей
4 лучшие настольные игры для развития моторики у дошкольников
6 лучших игр на развитие реакции у детей
ТОП 10 настольных игр на логику и мышление для детей
ТОП 7 настольных игр на общение для детей
5 лучших настольных игр для развития памяти у детей

Источник: https://www.mosigra.ru/page/igry_dly_razvitiya_myshleniya/

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Источник: http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/

16 игр, чтобы прокачать свой мозг на все 100

ТОП-7 устных игр для развития мышления малыша

Мозг – центр управления организма. Он обеспечивает функции жизнедеятельности, отвечает за мышление и ум, сознание и эмоции. Благодаря тому, что мозг человека хорошо развит, мы так разительно отличаемся от других живых существ. Возможности разума кажутся безграничными, но на самом деле потенциал мозга используется максимум на 10%, а чаще и того меньше.

Головной мозг, как и всё тело человека, нуждается в регулярной проверке своих способностей. Если регулярно выполнять упражнения для работы мозга, то можно стать сообразительнее, улучшить память и внимание, развить фантазию и мышление.

Самые популярные командные игры

Чтобы развивающие занятия не казались скучными, придуманы игры, тренирующие ум, логическое мышление, память и внимание. Процесс игры доставляет удовольствие взрослым и детям, поднимает настроение. Командные соревнования подразумевают азарт и соперничество, которые дополнительно стимулируют головной мозг. Соревновательный процесс настраивает на постоянное улучшение результата.

  • В первую очередь стоит испытать себя в самых популярных логических играх: шахматах, шашках, домино, го или нардах. Вековая история доказала их положительное влияние на развитие ума и сообразительности. Такие игры учат выстраивать стратегию, прорабатывать варианты, мыслить на несколько шагов вперёд. Мозг постоянно оценивает ходы соперника, ищет оптимально подходящее решение. Повышается концентрация, внимание и активируется память. Шахматистам присущ острый ум и развитая интуиция.
  • Некоторые карточные сражения, такие как покер, тоже сложны и интересны, тренируют внимание и аналитические способности. В последнее время набирает популярность карточная игра «Уно».

Особенность этих тренировок заключается в том, что совершенствовать свой ум можно бесконечно, выбирая в соперники более опытного игрока.

Интересные игры для одного

Решите филворд. Найдите все слова, которые здесь есть.

  • Не менее популярны и логические головоломки, в которые играют в одиночку: кроссворды, судоку, филворды и прочие. Они доступны, понятны, но при этом могут иметь высокий уровень сложности.
  • Развивают ум и сообразительность и ребусы, представляющие собой слово, несколько букв которого зашифрованы в рисунках.

  • В некоторых странах популярны шарады – загадки, в которых слово разбивается на части так, чтобы каждая часть была самостоятельным словом. Каждое самостоятельное слово описывается отдельно, а цель игры – угадать отдельные слова и собрать из них исходное.

  • Самостоятельно можно решать интересные задачи на последовательности чисел, просматривать таблицы Шульте, загадки со спичками, задачи на соответствия (такие, как загадка Эйнштейна) или головоломку — танграм.
  • Упражнение «зеркальное рисование» интересно с точки зрения гармоничного развития обоих полушарий мозга.

    В обе руки берётся карандаш и двумя руками одновременно рисуется симметричная фигура или буква. Считается, что мозг работает активнее, когда задействованы два полушария.

Настольные развивающие игры для всей семьи

Существует большое количество современных настольных игр на память, внимание, мышление или ловкость. В такие игры можно играть с детьми или всей семьёй, иногда они оказываются на удивление непростыми.

В соревнованиях дети учатся у взрослых, развивая умение противостоять стрессам, переживать поражения и стремиться к победе. Волевые качества стимулируют развитие мозга, заставляя его работать активнее и быстрее. Ошибочные решения в жизни приносят много неприятностей, а в игре только повышают опыт и знание, подталкивают к самоанализу.

Среди семейных настольных игр для ума стоит отметить:

  • викторины на разные темы, повышающие эрудицию;
  • упражнения на составление слов из определённого набора букв («Scrabble», «Эрудит»);
  • «Монополию» и другие варианты бизнес-стратегий;
  • игру на комбинации чисел «Румми».

Простые игры для любой компании

Многие игры для развития ума совсем не требуют дополнительных материалов, их можно устроить где угодно.

  • Ярким примером такой игры является объяснение слов с помощью жестов («Крокодил»). Поиск подходящего движения – интересная задача для мозга, активирующая память и фантазию. Захватывает и процесс отгадывания, приходится перебирать множество вариантов в поисках верного ответа. Игра нравится взрослым и детям всех возрастов, снимает стресс и улучшает отношения в коллективе, помогает расслабиться и раскрепоститься.
  • Другой вариант подобной викторины предлагает объяснять слово, не употребляя его самого и однокоренных слов («Alias»). Можно написать слова на листочках бумаги, и играть парами, стараясь за минуту угадать как можно больше слов («Шляпа»).

Механические головоломки

  • Особое место среди головоломок для ума занимают механические головоломки. Самая знаменитая из них – кубик Рубика, уникальная и захватывающая игра, которая кажется невероятно сложной, если не разобраться в принципах сборки.
  • Похожая головоломка «змейка» известна многим с детства, развивает моторику рук и пространственное мышление.

  • В продаже можно найти всевозможные деревянные головоломки, из частей которых собираются сразу несколько вариантов фигур. Металлические игры в основном представляют собой кольца и крючки различной формы, которые необходимо разъединить или соединить.

Механические головоломки интересны тем, что ум и руки работают одновременно.

Считается, что во время таких занятий мозг работает гармонично и эффективно.

Стрессы и пассивный образ жизни отрицательно влияют на головной мозг и нервную систему. Привычка выбирать интересные интеллектуальные игры развивает природную любознательность, живой ум, логическое мышление. Игра — прекрасная возможность отдохнуть от повседневных дел с пользой, получить заряд энергии и хорошего настроения.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/memory/igry-na-razvitie-mozga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.