Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

Содержание

Подростковая тревожность: диагностика и коррекция

Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

В современном мире всё больше и больше подростков страдают от тревожности и беспокойства. Зачастую это становится реальной проблемой не только для школьников, но и для их родителей.

Несмотря на схожесть общей картины, симптомы тревожных расстройств у подростков проявляются несколько иначе, чем у взрослых. Поэтому очень важно учитывать специфику переходного возраста.

Типы тревожных расстройств

Выделяют несколько наиболее распространённых видов тревожных расстройств у подростков

Генерализованное расстройство

Обобщённое или генерализованное тревожное расстройство (ГТР) является одним из наиболее распространённых расстройств у подростков. Оно отмечается интенсивными и неуправляемыми тревогами, связанными одновременно с несколькими объектами, или ситуациями, провоцирующими тревогу. В отдельных случаях можно сказать, что подростка «постоянно тревожит всё и по любому поводу».

Социальное расстройство

Социальное тревожное расстройство (СТР) характеризуется интенсивным страхом и дискомфортом в ситуациях, связанных, например, с публичными выступлениями.

Подростки краснеют в безобидных ситуациях, у них наблюдается потливость, тошнота, чрезмерно быстрая и нечёткая речь.

СТР увеличивает риск употребления подростками алкоголя и наркотиков, что может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Подростки, страдающие СТР, большую часть времени проводят в одиночестве (или с одним-двумя друзьями), избегают публичных мероприятий, получают низкие оценки успеваемости в школе, несмотря на неплохой уровень знаний. Как правило, такие дети очень застенчивы, хотя сама по себе застенчивость, разумеется, не является патологией.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) отмечается у 2-3% детей и подростков.

Тинейджеров с ОКР постоянно преследуют навязчивые мысли и образы, которые заставляют их выполнять определенные ритуальные действия в ответ на мысли, мешающие их повседневной жизни.

ОКР важно диагностировать как можно на более ранней стадии, поскольку это тяжёлое расстройство психики, чреватое серьёзными осложнениями.

Посттравматический стресс

Посттравматический стресс (ПТСР) чаще встречается у взрослых людей, однако ему, в известной степени, подвержены и подростки, которые либо сами перенесли травму, либо стали свидетелями некого травматического события. Симптомы ПТСР включают в себя хронический стресс, навязчивые воспоминания или же постоянный страх перед возможными травматическими событиями.

Паническое расстройство обычно включает в себя следующие симптомы: учащённое сердцебиение, одышка, потливость, дрожь, головокружение, дереализацию и интенсивный страх смерти.

Паническое расстройство

Паническое расстройство у подростков характеризуется периодически повторяющимися паническими атаками, начало которых чаще всего непредсказуемо и не связано с какой-то конкретной ситуацией. Обычно паническая атака достигает своего пика примерно через 10 минут, после чего быстро идёт на спад.

Нередко у подростков, страдающих тревожностью, развиваются различные фобии. Фобия может возникнуть как в результате какого-то конкретного события, так и без какой-либо видимой причины. В целом, фобии протекают в такой же форме, как и у взрослых.

Терапия 

Как правило, терапия тревожных расстройств у подростков осуществляется на индивидуальной основе медицинскими психологами и психиатрами. Последние обычно назначают медикаментозное лечение. Однако существуют и другие, более безопасные и доступные методы лечения, которые мы и обсудим ниже.

Спорт

Регулярные физические упражнения – это то, что доступно каждому. Молодые люди склонны считать, что физические упражнения скорее нужны для наращивания мышечной массы и поддержания тела в тонусе, зачастую не подозревая, что они дают человеку гораздо больше.

Мышечные нагрузки улучшают настроение, активизируют позитивное мышление и способствуют релаксации, которая значительно снижает симптомы тревоги. Кроме того, регулярные занятия физкультурой делают тело подростка более привлекательным, что повышает самооценку и придаёт чувство уверенности в себе.

А это очень важно в столь непростом возрасте.

Питание

Здоровое питание, как и вообще поддержание здорового образа жизни для подростков не менее важно, чем для взрослых людей. Участие подростка в различных соревнованиях, походах и других видах активного отдыха положительно влияет как на физическое, так и на психическое состояние организма.

Общение

Взрослые, и, в первую очередь, родители должны постоянно поддерживать “обратную связь” с подростком.

Необходимо терпение и такт, поскольку в переходном возрасте дети имеют непростой характер, и наладить с ними контакт удается не всем.

Многих несчастных случаев удалось бы избежать, если бы родители уделяли их проблемам больше внимания. Никогда не нужно осуждать и смеяться над поступками ребёнка, какими бы они не были.

Подросток не должен избегать социальной активности. Участие ребёнка в общественной жизни, позитивное общение со сверстниками поможет ему взглянуть на свою жизнь под другим углом и избавиться от ненужных мыслей и страхов.

Если подростку трудно с кем-то говорить о своих проблемах, а потребность в этом существует, следует посоветовать ему вести ежедневный дневник, в который он мог бы писать о своих проблемах и страхах, не опасаясь, что это прочитает кто-то ещё. Несмотря на простоту, метод очень эффективный.

Описывая свои проблемы, подросток одновременно избавляется от них – по крайней мере, частично.

Нетрадиционные методы

Медитация, столь популярная ныне у взрослых людей, хорошо подходит и для подростков. Они должны понять, что очень важно регулярно выделять время для работы над собой. Простейшие техники – такие, как элементарные дыхательные упражнения и релаксация, научат справляться с ненужным напряжением и дисциплинировать их тело и мозг.

Самообразование, в первую очередь, чтение – важнейший момент. Если подростку сложно обращаться за советом к взрослым или сверстникам, он может найти ответы на волнующие его вопросы в правильно подобранной литературе.

Различных “домашних” способов лечения тревожности у подростков очень много, но если они не помогают, то, разумеется, следует обратиться к специалистам.

При этом родители должны постараться убедить, что ничего страшного в этом нет, а избавление от тревоги и беспокойства – это важнейшая составляющая полноценной жизни, которая ещё только начинается.

Источник: https://zhenomaniya.ru/childbirth/vospitanie-detey/trevozhnosty-v-podrostkovom-vozraste

Детская и школьная тревожность — особенности проявления

Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

Чувство страха и тревоги возникает даже у грудных младенцев, по мере роста ребенка он все чаще испытывает эти неприятные чувства. Периодически возникающая тревога является абсолютно нормальным чувством, а вот тревожность у детей дошкольного возраста и старше – может стать серьезной психологической проблемой, требующей профессионального вмешательства.

Детская тревожность – это патологическое состояние психики, при котором дитя испытывает постоянное чувство тревоги, вне зависимости от внешних условий. Это чувство возникает, чтобы малыш не делал и мешает ему нормально развиваться.

Количество детей, страдающих от тревожности, продолжает увеличиваться с каждым годом.

Психологи связывают рост детской тревожности с изменением образа жизни, слишком быстрым ритмом жизни и завышенными требованиями, предъявляемыми современными родителями.

Самостоятельно справиться с таким потоком информации психика малыша не может и тревога возникает как ответная реакция на избыточное поступление раздражителей извне.

Почему возникает тревожность

Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.

Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее.

Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется.

Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

  • У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).
  • Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.
  • В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.
  • В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние. Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.
  • У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину». Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.

Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:

  • Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
  • Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
  • Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Психические расстройства и расстройства поведения

Проявления у детей

Детская тревожность в разном возрасте проявляется по-разному. Родители, педагоги и другие люди, окружающие ребенка или подростка могут даже не догадываться о его проблемах и не пытаться помочь ему.

Отличить патологическую тревожность, если она развивалась достаточно давно, очень сложно.

Ребенок редко понимает и может озвучить свои чувства и переживания, а подростки не считают нужным делиться такой информацией с родителями.

Существует специальная диагностика тревожности у детей – это могут быть оценочные и рисуночные тесты, игровые методики выявления или просто открытый, доброжелательный разговор с ребенком.

Оценить степень тяжести расстройства и предложить способы борьбы с тревожностью должен специалист, так как школьная тревожность и тревожность у подростков может быть опасной для их психики и жизни, а у детей младшего возраста диагностировать ее еще сложнее.

На что стоит обратить внимание при подозрении на детскую тревожность? Существуют общие признаки проблемы, которые присутствуют у всех страдающих от тревожности, независимо от возраста:

  • Нарушение сна – проблемы с засыпанием, ночные кошмары и плохой сон – с такими проблемами сталкиваются большинство детей с тревожностью.
  • Плохое самочувствие – постоянные жалобы на боль, слабость, частые простуды и ОРВИ – это тоже один из признаков тревожного ребенка.
  • Повышенное потоотделение – ладони и ступни ребенка могут быть постоянно влажными.
  • Снижение аппетита – тревожный ребенок редко хорошо ест, предпочитая «перекусы» или наоборот, «заедает» стресс различными «вкусняшками».
  • Нарушение внимания и сложности с выполнением работы, требующей сосредоточенности – таким детям тяжело долго концентрироваться на чем-то или выполнять работу, требующую повышенного внимания.
  • Нарушение поведения – в зависимости от возраста и характера ребенка это может быть плаксивость, агрессивность, капризность и так далее. Если поведение ребенка неожиданно меняется в худшую сторону и сохраняется таким на протяжении длительного времени – это повод внимательно отнестись к его психическому состоянию.
  • Появление или усиление страхов – тревожный ребенок может начать панически бояться темноты, одиночества, смерти, чужих людей или у него могут возникнуть множество мелких страхов: насекомых, высоты, воды и так далее.
  • Отказ от контактов со сверстниками – школьная тревожность и тревожность подростков часто вызывает у них желание полностью отказаться от общения. Маленькие дети нередко перестают реагировать на посторонних или наотрез отказываются расставаться с родителями, даже если до этого спокойно оставались без них.
  • Постоянное беспокойство – характерный признак тревожности. Ребенок постоянно беспокоится и переживает, он становится суетливым, не может спокойно усидеть на месте и так далее.
  • Появление стигм – при выраженной тревожности у ребенка появляются неврологические симптомы: заикание, сосание пальцев, обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы или любые другие, навязчивые действия. Они появляются в моменты нервного напряжения и избавиться от них самостоятельно ребенок не может.

Как проявляется чувство у дошкольников

У дошкольников тревожность проявляется нарушениями поведения: капризность, плаксивость, агрессивность, выраженными страхами и беспокойством.

Дошкольники могут отказываться оставаться одни на ночь, «цепляться» за родителей, становиться гиперактивными и капризными.

Своим поведением они стараются максимально завладеть вниманием родителей, не на секунду ни расставаться с ними, чтобы чувствовать в себя безопасности.

Возможен регресс навыков и умений: ребенок как будто «откатывается» назад, перестает разговаривать, выполнять самостоятельно какие-то действия, снова начинает проситься «на ручки» или сосать соску.

Как проявляется проблема у школьников

Школьная тревожность может проявляться проблемами в учебе, конфликтами с ровесниками и педагогами, частыми заболеваниями, отказом от общения с друзьями. Кроме этого, ухудшается состояние ребенка, он часто жалуется на слабость, усталость, головные боли, боли в животе.

Ребенок с тревожностью также боится большого количества вещей, он может испытывать страх темноты, одиночества, но основным становится страх быть непринятым в компанию, чем-то выделяться или «не дотягивать» до принятых в их среде «стандартов».

Как проявляется состояние у подростков

Выявление уровня тревожности у подростков может быть сложным, так как в возрасте 11-17 лет дети часто отдаляются от родителей и предпочитают скрывать свои чувства.

Причины возникновения тревожности в этом возрасте могут быть разными: проблемы с внешним видом, семейные проблемы или конфликты с друзьями и одноклассниками.

Общая тревожность в школе становится причиной возникновения серьезных проблем с психикой подростка.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Гипотимия: нарушения эмоциональной сферы

Тревожность в подростковом возрасте проявляется изменением поведения и эмоционального фона ребенка – подросток становится замкнутым, агрессивным, плаксивым или излишне самоуверенным, его поведение становится вызывающим, нарочитым.

Выделяют 3 вида подростковой тревожности:

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения,
  • Самооценочная тревожность – связанная с представлением подростка о себе
  • Межличностная – связанная с проблемами общения.

В этом возрасте тревожность может скрываться под психологическими «масками»: агрессивности, зависимости, апатии, лживости, лени и так далее.

Как проявляется тревожность у студентов

Особенности проявления тревожности у студентов связаны с резким изменением их образа жизни, увеличением информационной нагрузки или отъездом из родительского дома. В психологии выделяют феномен тревожности студентов первого курса, у которых уровень тревожности обычно очень высок. Это связано с проблемами адаптации к ВУЗам, новым отношениям и требованиям к студентам.

Признаки тревожности у студентов могут быть разными: нарушение сна и аппетита, снижение веса, частые простудные заболевания, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и так далее. Из-за выраженной тревожности студенты могут начать курить, употреблять алкоголь – не эпизодически, а регулярно или у них нарушается социальное взаимодействие с окружающими.

Выделяют следующие особенности тревожности в юношеском возрасте: выраженная связь между возникновением психосоматических заболеваний и уровнем тревожности у студентов и их уровнем успеваемости.

Как проявляется тревожность у детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития находятся в группе риска по развитию тревожности. Это связано не только с особенностями развития нервной системы такого ребенка, но и с окружающей его обстановкой, а также отношением родителей к нему. В раннем детском возрасте у таких детей причины развития тревожности не отличаются от обычных.

Повышенная тревожность, в основном, возникает из-за проблем в семье, тревожности и негативных эмоций родителей или их завышенных ожиданий. В школьном возрасте тревожность у детей с зпр или другими нарушениями развития развивается в несколько раз чаще.

Это может быть связано с негативным отношением сверстников, окружающих ребенка взрослых и его собственным ощущением своей непохожести, «несоответствия».

Проявления тревожности у детей с особенностями развития не отличаются о стандартных, но они могут «отставать» на несколько лет или даже больше.

Как справиться с тревожностью

Справиться с тревожностью у детей разного возраста достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют обязательно обращаться за помощью к психологам или детским психотерапевтам.

По мнению психологов, в 90% детская тревожность возникает из-за поведения и эмоций родителей. Это может быть постоянная тревога за ребенка, которая «транслируется» излишне ответственной и тревожной мамой, завышенные ожидания и невозможность принять особенности развития малыша или семейные проблемы, которые также становятся причиной развития патологии.

В школьном возрасте и у подростков влияние родителей остается по-прежнему очень большим – их отношение закладывает «фундамент» отношения ребенка к себе и окружающим, поэтому здесь тоже от совместной терапии не обойтись.

Семейная психотерапия помогает выявить основным причины возникновения тревоги и учит родителей справляться со своими проблемами, не передавая их детям. В большинстве случаев этого бывает достаточно для нормализации состояния ребенка или подростка.

В более тяжелых случаях коррекция тревожности у подростков и студентов включает в себя прием седативных препаратов, антидепрессантов и личностную психотерапию.

При подозрении на развитие тревожности у ребенка родителям стоит пересмотреть свое поведение и отношение к нему:

  • Уменьшить нагрузку, отказаться от дополнительных занятий или завышенных требований.
  • Нормализовать режим дня и отдыха, с обязательными прогулками на свежем воздухе, сном не менее 8-10 часов в сутки и отдыхом не менее 2-3 часов.
  • Полностью отказаться от критики и негативных высказываний в адрес ребенка.
  • Ежедневно проводить с ним какое-то время, играя или занимаясь чем-то вместе.
  • Стараться повысить его самооценку.

В лечении детей младшего возраста и школьников могут помочь такие методы, как сказкотерапия, пескотерапия, рисование или музыка.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-proyavlyaetsya-trevozhnost-v-detskom-vozraste.html

Повышенная тревожность детей и подростков

Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций.

Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик.

Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью.

При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников.

До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы.

Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу.

Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества.

Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул.

Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом.

Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности.

На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями.

Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая.

Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности.

При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу.

Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера.

Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя.

Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.

Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах.

Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски).

Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/increased-anxiety

Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии

Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

Проявление тревожности в подростковом

возрасте в норме и при патологии

Введение.

Глава 1

Теоретические основы проблемы тревожности.

§1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

§2 Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка.

§3 Причины и механизмы проявления тревожности при отклонениях в развитии.

§3.1 Характеристика эмоциональной сферы подростков с ЗПР.

§3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание).

§4 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте.

Глава 2

Специфика проявления тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся.

§2.1 Методы и методики исследования. Характеристика состава испытуемых.

§2.2 Анализ результатов исследования.

§3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса.

В частности, оно предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие.

Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени.

Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Значение тревоги как социально – обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В. В. Суворова, 15)

Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Цель исследования: изучение эмоциональной тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии.

Предмет исследования: проявление тревожности в подростковом возрасте.

Объект исследования: особенности проявления тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии.

Основная гипотеза исследования: предполагается, что тревожность у подростков в норме и патологии имеет качественное и количественное своеобразие.

Частные гипотезы:

1. Вероятнее всего, что у детей с ЗПР, тревожность ниже, чем у детей в норме.

2. У детей темпа, ритма, плавности речи, тревожность выше, чем у детей в норме.

Опираясь на выдвинутые цель и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Анализ литературы по проблеме;

2. Выбор общей концепции исследования;

3. Проведение эмпирического исследования с целью проверки гипотезы;

4. Проведение сравнительно – сопоставительного анализа проявления тревожности у 3 групп испытуемых;

Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божовия, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, Давыдов).

Методы исследования нами были выбраны следующие: сравнительный, организационный, стандартизированный.

В качестве методик исследования выступили:

1. Тест школьной тревожности Филлипса;

2. Тест на самооценку (Ч. Д. Спилбергера и Ю.Л. Хашена)

В выборочную совокупность вошли всего 54 человека (подростки 11 – 16 лет). 11 подростков – с нарушением речи (нарушение темпа, ритма и правильности речи), 18 – нормальных, 18 – с ЗПР.

База проведения исследования: школа №65, школа №72, школа речевая №72.

Практическая значимость: в плане проведения сравнительного анализа состояния тревожности у детей в норме и при патологии.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, психолого-педагогических рекомендаций, списка литературы, заключения, приложения, 9таблиц, 3 гистограмм.

Глава 1

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом (14), в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся:

-интерес – волнение;

-радость;

-горе – страдание;

-удивление;

-гнев;

-отвращение;

-презрение;

-страх;

-стыд;

-вина;

Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение.

Так что – же такое тревожность? Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию.

Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

В. В.

Суворова (28), в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан (22), определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою

побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан (22), и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности – страх.

«Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» (Словарь практического психолога,26).

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания.

В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович (5), определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов (18), дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями,

неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях» (В. В. Суворова, 28).

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е.

объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» (З. Фрейд, 30).

Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал.

Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов.

В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/196850/proyavlenie-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste-v-norme-i-pri-patologii

Тревожность у подростков: на что стоит обратить внимание

Тревожность у подростка: 5 признаков, на которые важно обратить внимание

Под понятием «тревожности» обычно подразумевают чувство опасения и беспокойства. Бывают такие моменты, когда тревога  помогает нам в решении некоторых повседневных ситуаций и способна мобилизовать организм для принятия того или иного решения (ситуативная тревожность).

Если тревожность из временного явления перерастает в поведение, которое  возникает в любых сферах бытия (объективно у благополучных тоже), она  становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.

Истоки любых проявлений характера у человека лежат и тянутся из детства. Тут очень важно в воспитании ребенка соблюдать некоторые критерии и быть наблюдательным в проявлениях его эмоционального состояния.

Повышенная тревожность у подростков

Как же можно определить и выявить чрезмерную тревожность у ребенка? Такие дети часто подавлены, настороженные, им трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир представляет для них опасность.  Со временем формируется и устанавливается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на свое будущее.

Причины возникновения повышенной тревожности могут быть разнообразными. Но чаще всего это повышенная тревожность в самой семье. Ребенок с раннего детства «срисовывает» поведения родителей.

И когда он находятся в постоянном напряжении и мнительности, то в скором времени это негативно отразится и на самом ребенке. Зачастую этому служат источники информации.

Стоит обращать внимание на то, что ребенок читает, смотрит и откуда черпает свои знания и получает сведения.

Ну и самым важным является воспитание. Огромную роль в развитии тревожности у детей играет авторитарный стиль воспитания. Родители могут подавить собой способность у ребенка самостоятельности и развить чувства страха перед родителями, такие как не оправдать их ожиданий, боязнь поступать не так как ему велят, а также развить неспособность к собственному мнению и подавленную самооценку.

В возникновении повышенной тревожности занимает место гендерные различия. В младшем и дошкольном возрасте (до 12 лет) тревожность чаще выпадает на мужской пол.

Девочки подвергаются этому преимущественно после двенадцати лет (в подростковом возрасте). При этом и ситуации различны.

Так как девочки более сосредоточены на взаимоотношениях с другими девочками и в принципе с коллективом, то у мальчиков-подростков присутствует страх быть наказанными взрослыми или побитыми сверстниками.

Как предотвратить повышенную тревожность у подростков

Взрослые играют главную роль в избежании становления тревожности, как устойчивой черты личности. Родителям следует контролировать свои реакции и действия на различные ситуации и обстоятельства по отношению к ребенку (подростку).

  1. Не внушать ему представления о мире только со стороны негативной, т.е. рассказывать ему только лишь о препятствиях и неудачах на пути, а также о возможности их решения.
  2. Менее требовательно относиться к деятельности ребенка. Вечная борьба за результат и становления акцента на достижение целей может повысить риск возникновения тревожности из-за страха не оправдать ожидания взрослых.
  3. Похвала не должна быть только за успехи, а должна просто присутствовать только от того, что он ваш ребенок. Вызванные искусственно чувства страха не помогут ему достичь нужных результатов, а наоборот будут его пугать и тормозить на пути достижения цели.

Дети скрывают свои тревожные ощущения за привлечением внимания методом хулиганства, шумного поведения, выходок. Такие дети ищут понимание и одобрение, а своим поведением достигают иного результата.

Уровень тревожности подростков может быть серьезным сигналом

Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились.

Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна.

Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.

Также повышенная тревожность может быть следствием ранней влюбленности.

От недостатка внимания такие дети начинают много фантазировать. Придумывают истории о своей личности и всячески стараются привлечь к себе внимание, дабы занять все время взрослых своей персоной. Многие дети стараются угодить своим поведение взрослым, заслужить одобрение и становятся чрезмерно дружелюбными.

Родители часто довольны и их устраивает такая модель поведения детей. Но это никак не положительное качество. Такая модель поведения может закрепиться и перерасти в зависимость, сопровождая его на протяжении всех последующих этапах развития и взросления.

Как помочь подростку при повышенной тревожности

В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.

Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким  ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он.

Как пример, не научился считать, писать или по-просто не знает алфавит. После пусть вообразить себя ребенком, для которого под силу решение этого задания.

Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.

Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать.

Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания.

Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.

Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту.

Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появиться улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться.

Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!

  • депрессия
  • пищевые расстройства
  • семья
  • суицид
  • тревога

Источник: https://psyhosoma.com/povyshennaya-trevozhnost-u-podrostkov-prichiny-vozniknoveniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.