Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

Содержание

Умственная отсталость – признаки, формы и лечение

Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

Формы умственной отсталости разнообразны. Чтобы определить их по внешним признакам, нужно разбираться в деталях. Они помогут не только выявить отклонения, но и вовремя принять меры.

Что такое умственная отсталость

Классическое медицинское определение сообщает нам, что под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.

Причины появления этого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.

Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.

Внешние проявления нарушения

Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.

Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:

  • непропорциональность частей тела между собой;
  • неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
  • короткие конечности.

У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.

Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.

Какие бывают отклонения в развитии ума

До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:

  • дебил;
  • имбецил;
  • идиот;
  • олигофрен.

Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:

  • легкая;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Эти определения считаются нейтральными и определяют количественную форму отсталости в умственном развитии.

Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья – с имбецильностью, а последняя – с идиотией.

Первая категория: легкая форма. Отсталость в развитии легкой формы проявляет себя в виде дебилизма. Это слабо выраженная неразвитость психики.

Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия.

Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.

Вторая и третья формы умственной отсталости этого типа соотносятся с имбецильностью, которая считается средней формой неразвитости ума человека. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию.

Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду.

Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.

Четвертый вид: глубокая форма. Больные идиотией люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой.

Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства – радость, печаль.

Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.

Почему разум не развивается

Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.

Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.

Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:

  • физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
  • химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
  • инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).

Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).

Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.

Признаки заторможенности умственного развития

Как мы уже писали выше, есть определенные физические признаки умственной отсталости. Однако помимо них есть и другие способы определить неразвитость человека.

У детей симптомы проявляются в виде неспособности запоминать информацию, их запас знаний ограничен, они отстают в учебе от других детей. Кроме того, они практически не интересуются окружающим миром, они не проявляют интерес к рисованию, лепке, развивающим играм. Из-за своей отсталости они не общаются со своими сверстниками и со взрослыми тоже.

Подростки, относящиеся к одному из описанных выше видов мозговой неразвитости, психологически продолжают оставаться детьми, они не проявляют никакой инициативы, импульсивны и подвержены психической нестабильности.

Отсутствие воли и несамостоятельность тоже признаки умственной задержки развития. Такие люди попадают под влияние других, ими легко манипулировать. Но в силу ограниченности они не могут делать все, что им говорят.

Еще один вид признаков умственной задержки – способность запоминать только яркие, необычные события. Это называется непроизвольным запоминанием, и для большинства отсталых в развитии людей оно характерно. Произвольное запоминание начинает формироваться только в школьном возрасте, когда другие дети и подростки уже оперируют целыми информационными массивами, хранящимися в их памяти.

Диагностика неразвитости ума

Кроме описанных нами признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами. Количественный показатель умственного развития человека помогает определить, к какой из категорий умственной отсталости относится тот или иной индивидуум.

При легкой форме задержки в развитии уровень IQ составляет 50-70 единиц. По медицинской статистике, такой показатель имеют около 80% количества людей, страдающих недостаточностью интеллекта.

При второй и третьей формах результаты теста на уровень интеллекта дают результат 35-50 единиц. А последняя форма характеризуется показателем от 0 до 34 единиц.

Как лечить задержку в интеллектуальном развитии

Практика показывает, что умственная отсталость является необратимым процессом. Поэтому лечение таких форм неразвитости сводится к терапии и обучению в специальных учебных заведениях, а также содержанию в психиатрических лечебницах.

Специализированное лечение проводится в случаях, если заторможенность вызвана врожденными болезнями, такими, как сифилис или же токсоплазмоз. Специальные медикаменты прописываются также в случаях, если больные проявляют эмоциональную нестабильность или извращенные влечения.

При нарушениях в работе эндокринной системы им дают гормональные препараты. А при том виде нарушений, при котором изменяется обмен веществ, прописывается специальная диета. Большое значение имеет трудотерапия и социальная адаптация, работа в специальных группах.

Источник: https://nevroz.club/umstvennaya-otstalost-priznaki-formy-i-lechenie.html

Что отличает современных подростков?

Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

Каждое новое поколение не похоже на предыдущее – это нормальное явление, мало у кого вызывающее сомнение.

В каждую эпоху формируется своя система ценностей, связанная с происходящими процессами в обществе, развитием техники, экономики, культуры и других сфер человеческой жизни.

Поэтому удивляться тому, что современные подростки – не такие, какими были в этом же возрасте их родители, не приходится.

Но чтобы найти общий язык с ребенком-подростком, нужно его понять. Какие же они – современные подростки? Что их интересует, о чем они мечтают, что считают хорошим, а что – дурным? Попробуем составить психологических портрет тинэйджера.

Яркие отличия детей в переходном возрасте

Социологи, психологи, педагоги регулярно предпринимают попытки узнать, чем живет подрастающее поколение, как мыслит, к чему стремится. Обобщая данные многочисленных исследований, можно составить собирательный портрет современного тинейджера, выделив его самые яркие отличительные черты.

  1. Прагматизм.

    Современные подростки в большинстве своем – прагматики. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться по жизни и, еще лучше, прямо сейчас. В области компьютерных знаний некоторые из них обошли своих преподавателей.

    Девочки запросто расскажут и покажут, как делать макияж, прическу, возможно даже бижутерию и другие аксессуары своими руками. География им неинтересна – достаточно купить билет на самолет, и он домчит в точку назначения, а в путешествии на автомобиле выручит навигатор.

    Музыка холодных цифр им не слышна, если нет необходимости посчитать стоимость покупки или выгоду при совершении небольшой сделки. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети. Заинтересовать их в состоянии лишь задания прикладного характера.

    Даже будущую профессию они выбирают из расчета будущего трудоустройства и получения хороших денег. Самая престижная работа для них – свой бизнес. Фраза из фильма Сергея Бодрова: «Сила в деньгах, брат!» – стала девизом сегодняшних тинэйджеров. Согласно социологическим исследованиях, так думает каждый второй подросток.

    Каждый четвертый полагает, что сила – в разуме, и лишь 18 процентов подрастающего поколения верят, что миром правит любовь.

  2. «Клиповость» мышления. Мало кто из современных подростков воспринимает мир целостным и во всем ищет причинно-следственные связи. Все жизнь в его глазах – череда ярких картинок, эпизодов.

    Именно поэтому их привлекает все яркое и запоминающееся, – то есть то, что преподносят им «на блюдечке с голубой каемочкой» масс-медиа. Современные подростки легко подмечают внешнее, а внутреннее – не замечают. Им проще выполнить много мелких задач, чем одну линейную.

    Им интересен динамичный фильм, но неинтересен роман с медленно развивающимся сюжетом, с обилием подробных описаний внутренних переживаний героя. Они менее усидчивы, чем из родители в том же возрасте, менее способны надолго концентрировать внимание на чем-то одном.

    Нейропсихологи отмечают, что для современных подростков стала нормой недоразвитость лобной доли левого полушария. Возможно, это компенсируется развитием другой части мозга, но какой именно – наукой пока не выяснено. Однако коренное изменение стиля мышления – это уже факт, с которым приходится считаться.

  3. Уважение к технике.

    Современные подростки – дети цифровой эпохи. Технике, прежде всего компьютерной, они придают большое значение. Виртуальная реальность для многих из них стала главной реальностью. Четверо из пяти подростков имеют аккаунты в социальных сетях, причем если их родителей больше интересуют «», «ВКонтакте» и «Фейсбук», то тинейджеров больше привлекает «Инстаграм».

    Подростки не шлют записок, они обмениваются краткими сообщениями. Они не фотографируют природу и достопримечательности, они снимают сами себя и отправляют фото друзьям. Кстати, среди подростков входит в моду обмениваться фотографиями в нижнем белье, купальных костюмах. Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины.

    Лучший способ расслабиться и отвлечься для них – компьютерная игра, лучший способ доказать свое превосходство – она же.

  4. Увлечение масс-медиа. Подростки постоянно слушают музыку – это их любимое времяпровождение. Причем слушают все подряд – настоящих фанатов одного направления и уж тем более одной группы, одного исполнителя среди тинэйджеров немного.

      Следом за ним идет просмотр телевизора. Только на третьем месте – общение с друзьями. Небольшой процент подростков смотрит видео, чтение же – один из самых редких способов проведения досуга. Единственное, что может заставить тинэйджера взять в руки книгу – недавний просмотр фильма по его мотивам.

  5. Забота о здоровье.

    Одной из трех главных ценностей в жизни подростки считают здоровье, что кажется неестественным для их возраста. Тем не менее, две трети подростков – приверженцы здорового образа жизни. Правда, лишь для половины из них это понятие связано с занятием спортом.

    Для многих здоровый образ жизни – это всего лишь трезвый образ жизни, не предполагающий даже отказа от курения.

  6. Инфантильность. Многим тинэйджерам свойственно полное отсутствие интересов, увлечений, цели в жизни. Они просто плывут по жизни, куда она их несет.
  7. Толерантность.

    Большинство подростков спокойно относятся к таким явлениям, как проституция, беспорядочные половые связи, ранние сексуальные отношения, нестандартная ориентация. Каждый пятый подросток в возрасте до 15 лет уже знает о сексе не понаслышке, к окончанию школы таких уже две трети. ценность для подростков – свобода.

    Они сами хотят делать все, что хочется и другим ставить в укор такое поведение не намерены. Более того, многие поддерживают протестные акции в защиту свободы.

  8. Атеизм. Большинство тинэйджеров, несмотря на введение в школах уроков по изучению православной культуры, в Бога не верит, и лишь 4% из них в трудную минуту обращаются к молитве. Зато тинэйджеров, живо интересующихся астрологией, намного больше.
  9. Не рассчитывают на поддержку. Несмотря на всю свою инфантильность, подростки уверены: ни на кого, кроме себя, рассчитывать в этом мире не приходится. Некоторые все же надеются, что в беде их не оставят друзья и близкие, а вот в поддержку государства не верит почти никто. Удивляться не приходится, если учесть, что по результатам одного из опросов, каждого десятого школьника в минуты душевных сомнений и огорчений поддерживают лишь домашние животные. А как быть тем, у кого их нет?

Мы перечислили отличительные черты современных подростков, но было бы неправильным умолчать о том, чем они похожи на своих родителей.

Знакомые черты для родителей

Понаблюдав за подростком, внимательные родители узнают в нем самого себя в его возрасте. Ведь несмотря на все, современные подростки такие же эмоциональные, чувствительные и ранимые, так же безудержно хотят быть любимыми, так же стремятся найти свое место в жизни, подчеркнуть индивидуальность – испытывают, по сути, те же трудности, что и подростки всех времен.

Осознав это, понять тинэйджера и найти с ним общий язык будет значительно проще.

Источник: https://9psy.ru/chto-otlichaet-sovremennyh-podrostkov

Почему современные подростки не спешат взрослеть?

Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

Каждое новое поколение родителей сетует на то, подростки «уже не те, что прежде». Кажется, в XXI веке это утверждение может быть как никогда актуальным. По статистике, все меньше школьников употребляют алкоголь, занимаются сексом и стремятся пойти работать на полставки.

Это выяснилось благодаря опубликованному не так давно анализу семи крупных научных исследований. Современные тенденции таковы, что подростки превращаются в убежденных домоседов. Они с меньшей охотой занимаются спортом, не любят гулять по вечерам без сопровождения и реже назначают свидания.

Но еще каких-то 20 лет назад все было иначе.

Добродетельность или лень?

С одной стороны, в отсутствии влияния улиц с ранними половыми контактами и экспериментами с запрещенными веществами нет ничего плохого. Если не вдаваться в проблему глубоко, можно подумать, что современное поколение подростков стало более добродетельным. Так ли это на самом деле?

Журналист Джесс Уильямс считает, что молодые люди перестали заниматься как плохими, так и хорошими делами. И это указывает, в первую очередь, на лень. Это хорошо, когда девочки-подростки не беременеют так часто, как раньше.

Нет ничего плохого в том, что снижается количество случаев подростковой преступности.

Но как вы объясните тот факт, что дети не хотят работать и не спешат сесть за руль автомобиля, как их предшественники 20 лет назад? Как видим, речь не идет о повышенном уровне ответствености.

Тенденции не сдают позиций

Социологи заметили, что эти тенденции не сдают своих позиций даже после 2011 года, когда мировой экономический кризис пошел на убыль. А это значит, рецессия в экономике не может быть связана с изменением в поведении подростков.

Для сравнения: в 90-х годах ХХ века среди старших школьников в развитых странах была популярна подработка в вечерние часы. Это давало подросткам больше материальной независимости. Не забывали дети и о домашних обязанностях: средний подросток сегодня тратит меньше времени на домашнюю работу, чем 20 лет назад.

Чтобы выяснить, в чем причина добровольного затворничества, необходимо шире взглянуть на условия жизни современных детей.

Другая культура

Все критерии, по которым оценивались подростки, имеют один общий аспект. И тяга к алкоголю, и вождение автомобиля, и желание заработать денег, и сексуальные контакты ассоциируются с обязанностями и удовольствиями взрослой жизни. Подростковый возраст — это переходный период между детством и зрелостью.

У современных молодых людей первый этап становления личности слишком затянулся. Эксперты, проводившие детальный анализ семи крупных научных исследований, отвергают обе причины, указанные нами ранее: и добродетельность, на которой настаивает социолог Дэвид Финкельхор, и лень.

Вероятно, нынешним подросткам требуется больше времени, чтобы повзрослеть как ментально, так и физически.

Медленная стратегия жизни

Полезно взглянуть на проблему сквозь призму теории истории жизни на Земле. Согласно этой модели, «медленное» и «быстрое» развитие девочек и мальчиков зависит от культурных традиций региона проживания.

Медленная стратегия жизни более распространена там, где семьи имеют меньшее количество детей и больше времени проводят вместе. Это хорошо подходит под описание культуры современных развитых стран, когда средняя семья имеет двоих детей.

Современные школьники готовятся к поступлению в вуз с начального звена, также они имеют плотную внеклассную занятость в кружках и секциях.

Быстрая стратегия жизни

Другая стратегия характерна для многодетных семей, где родители часто поручают старшим детям присматривать за младшими. Так, в развитых странах в середине ХХ века средняя мать имела четверых детей.

В результате подростки и малыши, взаимодействуя друг с другом, учились жизни без помощи родителей, которые, в свою очередь, были сосредоточены на повседневных задачах выживания. В послевоенные годы дети были предоставлены улице.

Никто не беспокоился о том, чтобы с пятилетнего возраста малыши получали уроки музыки. Но по прошествии нескольких десятилетий все изменилось.

Какая стратегия может считаться лучшей?

Согласно теории истории жизни, и медленная, и быстрая стратегия взросления адаптированы к конкретной среде, поэтому не могут соревноваться друг с другом за право называться лучшей.

Каждая из них не является ни хорошей, ни плохой, поэтому и поступки подростков не могут делиться на хорошие и плохие (зрелые или незрелые). Нельзя утверждать, что современное поколение ленивое или незрелое. Оно существует в условиях медленного развития.

Это характерно не только для школы, но и для всего, что молодые люди делают в будущем. Например, им понадобится больше времени, чтобы освоиться в профессии, и больше времени, чтобы построить семью и завести детей.

Исходя из всех перечисленных выше условий, можно резюмировать, что переход современных детей от этапа младенчества к зрелости значительно затянулся.

Плюсы и минусы медленного развития

Как и в любой адаптации, в медленной стратегии взросления существуют свои нюансы. Нет сомнений, что процентное снижение числа случаев подростковой беременности, равно как и снижение уровня преступности среди детей, являются позитивными моментами.

Но что будет с детьми, когда они отправятся учиться в вузы и окажутся в среде сверстников, без контроля со стороны взрослых? По правовым нормам, родители не несут ответственности за поступки детей, достигших 18-летнего возраста.

Однако ментально к этой поре современные подростки не готовы к взрослой жизни.

Стоит молодым людям оказаться в неблагополучной или неконтролируемой среде, например в общежитии колледжа, и они с лихвой наверстывают «упущенное».

Одно из научных исследований обнаружило, что молодые люди, которые к 21 году резко пристрастились к спиртному, больше подвержены возникновению алкогольной зависимости в сравнении с теми, кто привыкал к выпивке постепенно.

Как оказалось, подростки, которые не пробовали алкоголь в школе, имеют все шансы пуститься во все тяжкие.

То же самое может быть характерно и для молодых людей, которые не работают или не водят автомобиль. Да, у них меньше шансов попасть в аварию, но они все еще зависят от решения других людей, а это значит, плохо развивают самостоятельность.

Например, многие кураторы в колледжах жалуются на то, что студенты ничего не могут сделать без вызова родителей. Эта тенденция ставит под сомнение профессиональную пригодность молодых сотрудников фирм, которые не могут обойтись без наставника. Кажется, пришло время вытолкнуть подростков из зоны комфорта, в противном случае они будут жить с родителями вечно.

Источник: http://fb.ru/post/teenagers/2017/9/26/17327

Почему подростки не спешат взрослеть

Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Нынешние подростки словно зависают в своем возрасте. Они не стремятся к самостоятельности и откладывают важные решения.

Это касается самых разных сфер — от выбора будущей профессии до отношений с людьми, отметила Александра Бочавер в статье «Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории».

Она опубликована в журнале «Современная зарубежная психология», том 5, № 2 за 2016 год.

На основе работы исследователя IQ.hse.ru выделил причины затянувшегося взросления молодежи.

Взрослению мешают широкие возможности

Независимость решений, ответственность, эмоциональная зрелость, осознание своих приоритетов и установок — все это и есть взрослость. Мост к ней тянется из детства: это подростковый период. Идя по этому мосту к зрелости, молодой человек находит самого себя, свою идентичность.

Однако сегодня этот мост становится все длиннее. «Возмужание» затягивается и идет нелинейно.

Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу — 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам.

Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью.

Тем самым, их поиски идентичности «пролонгируются».

Это явление отметил в 2000 году американский психолог Джеффри Арнетт — автор теории взросления «Emerging adulthood». Он выделил особый возрастной период между 18 и 25 годами. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще и не взрослые.

Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, не имеют своего жилья и живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств.

Прежде чем выбрать партнера или «дело жизни», они могут несколько раз делать «примерки», пробовать разные варианты.

Это вполне понятно. В современном мире, неопределенном и изменчивом, осуществить выбор в главных сферах жизни становится все труднее. Во-первых, общество развивается непредсказуемо. Во-вторых, открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Диапазон возможностей бывает слишком широк для того, чтобы молодежи сразу сориентироваться (см. Биографии россиян стали непредсказуемыми).

Так, например, трудно моментально определиться с образованием и профессией. Часть из них устаревают, часть еще только формируются. Карьерные траектории стали нелинейными, «извилистыми».

В такой ситуации образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» и зачастую оторван от будущей профессии, отмечает Бочавер. Это порождает неуверенность и тревогу.

У подростков она проявляется в том, что они:

  • стараются избежать выбора, «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений»;
  • вместо того, чтобы выработать стратегию, ограничиваются тактиками в разных сферах жизни;
  • живут настоящим, не думая о будущем.

Гонка за образованием отдаляет от быта

В современном мире особенно значимо образование. От него во многом зависит уровень жизни человека, его самореализация, статус, удовлетворенность жизнью.

Однако абсолютизация образования, безусловный приоритет учебы, по мнению многих психологов, приводит к «исключению ребенка из решения бытовых задач».

В итоге подростки чувствуют себя беспомощными — например, не умеют приготовить себе еду или поменять перегоревшую лампочку. В этом они рассчитывают на родителей. Такая несамостоятельность мешает взрослению.

Родители перестали быть опорой

Общество переживает кризис в сфере воспитания. Идут горячие споры о «правильном родительстве», СМИ бесконечно публикуют статьи на эту тему (см. Родительство становится профессией и Почему бабушек заменяют нянями).

В этой ситуации родители комплексуют:

  • постоянно сверяют себя с образами «правильных» мам и пап;
  • сомневаются в своих воспитательских действиях и советах, например, относительно образования.

Такая неуверенность родителей передается и детям. Они лишаются привычной опоры, дольше принимают решения и испытывают больше сомнений.

Подросткам могли бы помочь взрослые наставники, старше примерно на полпоколения, считает Александра Бочавер. Подобный ментор служит «ролевой моделью», транслятором «ценностей взрослого мира на своем примере». Он поддерживает формирование мечты — судьбоносного стремления, которое упорядочивает жизненный путь человека.

Возникли альтернативные модели взрослости

В переходном обществе модели превращения подростка в зрелого человека «диверсифицируются». Появились альтернативные модели взрослости, которые набирают популярность. Среди них:

  • «Взрослые дети» — кидалты (от англ. «kid» — ребенок  и «adult» — взрослый). Это собратья маменькиных сынков, которые остаются инфантильными до 30-35 лет и дольше. Они нелегко расстаются с детскими пристрастиями, например, любовью к компьютерным «битвам», аниме или фэнтези (см. Молодежь жаждет самореализации и Праздник Питера Пэна). И в свободное время, и на работе они могут подолгу обсуждать мультяшных героев.

До появления термина «кидалт» подобное явление (или архетип) описал Карл Густав Юнг. Puer aeternus — «вечный юноша» — избегает обязательств, не желает брать на себя взрослую ответственность. Современные психологи проиллюстрировали этот типаж литературными героями Питером Пэном и Маленьким Принцем.

Среди главных увлечений кидалтов — просмотр сериалов (от «Симпсонов» до «Игры престолов»), гаджеты и компьютерные игры, в том числе, в сочетании с квестами (многим помнится, например, недавняя эйфория ловли покемонов), коллекционирование (сборных моделей, трансформеров), долгое сидение в соцсетях и блогах ради общения и самопрезентации.

Наряду с «вечными мальчиками», существуют «вечные девочки» — «маленькие принцессы» или же «сестры» Пеппи Длинныйчулок. В специализированных магазинах для кидалтов (а они существуют в Европе, в США, в Японии и еще ряде стран) их внимание привлекают дизайнерские Барби и другие куклы, вещи с кошачьей символикой Hello Kitty, подростковая одежда и бижутерия.

Кидалты нередко создают семью и воспитывают детей. Кстати, из них получаются неплохие родители, которые с неподдельным удовольствием участвуют в детских забавах.

  • Дауншифтеры — это люди, которые долго ищут “себя настоящего”, готовы к спуску по социальной и карьерной лестнице и хотят жить ради удовольствия. Дауншифтинг может принимать разные формы: от переезда в село, фриланса и до поисков «мест силы» где-нибудь на Гоа.
  • Часть молодых людей не работают и не учатся — это так называемая NEET-молодежь (Not in Employment, Education or Training; см. Молодежь без образования рискует остаться безработной). Они могут надолго зависать в таком состоянии. По сути, это путь «отложенных решений», когда поворотный момент всякий раз переносится на будущее. Это мешает самоидентификации.

Современной молодежи присуща несформированная, диффузная идентичность, или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей», подчеркивает Бочавер. Впрочем, и понятие взрослости изменилось. Требования общества к зрелым людям стали более размыты. Основная черта, которая востребована безусловно, — это гибкость, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Работа опирается на серию интервью со старшеклассниками и их педагогами, а также на ряд зарубежных исследований на тему взросления.

См. также:

Молодежь стала позже отделяться от родителей

Молодежь без образования рискует остаться безработной

Дети из неполных семей взрослеют раньше

Подростки выстраивают границы между личным и публичным

Подростки редко откровенничают в соцсетях

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 февраля, 2017 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/202366945.html

9 любопытных отличий современного подростка от советского

Ученые выяснили, почему современные подростки отстают в развитии

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители.

В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Гордится тем, что он ребёнок

Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт.

Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства.

Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры.

Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить.

Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.

2. Рано осознаёт свой гендер

В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага.

И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило.

Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом.

Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели.

Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями

На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников.

Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами.

Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь).

Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами.

И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно

Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя.

У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них.

Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым.

Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят.

Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети

Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всём

Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей.

А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь.

Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе.

Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события.

У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться

Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут.

Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.

Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации

Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено.

Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора

Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций.

Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников.

В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.

Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.

iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)

Источник: https://mel.fm/podrostki/1385209-new_generation

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.